5 мин.

Превращение Маскерано

Перевод колонки Сида Лоу.

 

 

Пеп Гвардиола внимательно посмотрел в глаза журналиста и повторил: «Я никогда не позволю ни продать его, ни обменять на кого бы то ни было». Вы наверняка подумали: «Ничего удивительного», но Гвардиола говорил вовсе не о Лионеле Месси, Андреасе Иньесте или Хави. Он имел в виду не Дани Алвеса или Серхио Бускетса и даже не Сеска Фабрегаса. Эти слова были посвящены Хавьеру Маскерано. И это были не просто слова. Гвардиола прекрасно знает, что говорит.

 

В поисках слабого места в составе «Барселоны» на матч против лондонского «Челси» в полуфинале Лиги Чемпионов, многие отдают эту роль «слабого звена» полузащитнику, играющему в обороне, игроку, который сформировался как футболист вне Каталонии. В этом предположении есть одно маленькое «но»: это в корне не так. Маскерано должен был «переучиваться» игре в футбол: фактически, познать другую сторону футбольного искусства и быть терпеливым, ждать своего шанса, принять свою судьбу. Но в этом сезоне он 24 раза вышел в стартовом составе на матчи Ла Лиги, 7 раз – на матч Лиги Чемпионов и стал настолько важным игроком для каталонцев, что его возвращение на скамейку запасных будет выглядеть крайне странным.

 

Когда Маскерано уходил из «Ливерпуля», огромное количество людей не понимало, как сможет аргентинец вписаться в систему игры «Барселоны». Как ни странно, но и сам Маскерано был одним из них. Его трансфер состоялся сразу после неудачи, которую потерпел каталонский клуб в попытках подписать Сеска Фабрегаса, а в матче, в котором состоялся его дебют в составе каталонцев, «Барселона» сенсационно проиграла 0-2 дома «Эркулесу». В той игре Маскерано был медленным и постоянно терял мяч, заработал штрафной, который привел к голу и, наверняка, схлопотал бы удаление, не замени его Пеп Гвардиола в перерыве.

 

Кто-то сомневался в том, что он хороший игрок, кто-то в том, что он правильный игрок. Другие удивлялись, как футболист, за которого заплатили 22 миллиона евро, капитан своей национальной сборной, может мириться со своим статусом второстепенного игрока. Ему было всего 26 лет: не тот возраст, в котором можно сидеть и ждать своего шанса. Хавьер готов был ждать столько, сколько потребуется. «Я был бы идиотом, если бы думал, что я на одном уровне с Хави и Иньестой», - сказал Маскерано. Своего прямого конкурента за место в основном составе – Серхио Бускетса, он и вовсе назвал «идеальным игроком».

 

«Настоящая удача – быть здесь. Я смотрю за игрой Бускетса и учусь», - добавил он. «Я был бы рад играть как они [Хави, Иньеста, Бускетс], но не могу».

 

Может аргентинец и не завоевал место в основе сразу, но своим отношением он заслужил уважение своих товарищей, которыми он восхищался. Он честно выполнял свою работу, когда от него это требовалось, и оставался спокойным, когда команда обходилась без его помощи. Вместо того чтобы плакать, он смотрел. Когда Маскерано говорил, он всегда делал это ясно и убедительно, с незримым авторитетом, когда не все понимал – старался разобраться. Никогда не отказывался от общения и интервью. О своих партнерах по команде всегда говорил с восхищением, словно он еще совсем юнец, которому разрешили поиграть в футбол с настоящими мужчинами. «Я никогда не видел ничего подобного. Я сейчас говорю вовсе не о победах, а о том, как «Барселона» побеждает. Это абсолютно другое понимание футбола», - сказал он.

 

«Я пришел сюда, чтобы учиться и получать удовольствие», - утверждает аргентинец. «Барселону» можно сравнивать с сектой, из-за её приверженности своим идеалам: Маскерано был успешно «перепрограммирован». «Пеп всегда удивляет своим отношением к деталям», - считает он. В голове аргентинца очень быстро менялось понимание роли полузащитника. Если раньше Маскерано думал о беге за мячом, то мнение Гвардиолы было диаметрально противоположным: отойти назад или вовсе остановиться, чтобы появились новые возможности для приема-передачи мяча. Аргентинец прекрасно усвоил урок своего тренера: «Я стал меньше бегать, но чаще бывать с мячом. Теперь я чувствую себя более вовлеченным в игру. Умение открываться под передачи - здесь главное».

 

Но одно дело сменить понимание позиции, а другое – сама позиция. Как бы он не развивал свое умение открываться, находить свободное пространство, уверенная игра Бускетса не оставляла шансов на место в основе на «родной» позиции. Однако из-за большого количества  потерь в линии обороны, появились новые возможности. Маскерано стал играть одного из двух центральных защитников и провел безупречный финал Лиги Чемпионов прошлого сезона в этой роли. Но и это еще не все: учитывая проблемы со здоровьем Абидаля, а также вариативность в игре Дани Алвеса на бровке, аргентинец прекрасно вписывается и в схему с тремя защитниками. «Довольно непросто было сменить позицию, потому что я все-таки больше тяготею играть в полузащите, но, играя рядом с Пике и Пуйолем, я чувствую себя более чем комфортно», - считает Маскерано.

 

 

Эти чувства взаимны. Быстрый, аккуратный, грамотный в выборе позиции, не боящийся оставить своих партнеров, чтобы выиграть мяч, если возможно - пройти с ним вперед, если нет - вернуть назад. В играх с «Миланом» и «Атлетиком» Маскерано сфолил всего один(!) раз и совершил 27 отборов – больше, чем любой другой игрок «Барселоны». В этих двух матчах он потерял мяч лишь однажды. Скорость и понимание ситуации – черты, которые отличают Маскерано-защитника. Ключом такой успешной игры стали ум и интеллект.

 

На вопрос о том, кто мог бы стать лучшим тренером из партнеров, Дани Алвес не думая ответил: «Маскерано. У него особое видение футбола. О чем бы мы с ним не разговаривали, он всегда рассказывает мне что-то новое. Он знает о вещах, о которых ты никогда и не мог подумать. Он по-настоящему понимает игру».

 

«Я никогда не ожидал, что он будет играть так, как сейчас. Его значение для нас невозможно представить», - сказал Гвардиола. «Он особенный и как человек, и как игрок. Хавьер Маскерано – лучший трансфер за четыре года, которые я тренирую «Барселону».