9 мин.

Кому нужен русский футбол

После очередных неудач сборной все больше бытует мнение, что наш футбол не нужен более-менее никому. Сегодня мы попытаемся количественно представить тех, кому он все-таки ещё интересен. Таблички, графики, вот это всё.

Для удобства текст разделен на две части: обзор клубных социальных сетей и обзор посещаемости. Цели непременно связать их не преследовалось, потому будем ограничиваться общими замечаниями и тенденциями, не рассматривая какой-то один конкретный клуб.

Выборка охватывает 3 российских футбольных лиги: РФПЛ, ФНЛ и ПФЛ.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Для начала рассмотрим активность клубов в наиболее популярных соцсетях. Практически все команды Премьер-лиги имеют официальные аккаунты во Вконтакте, Facebook, Twitter, профиль в  Instagram, Google + и канал на Youtube. Некоторые представлены в Одноклассниках и даже Livejournal, но это сущая редкость и брать во внимание их мы не будем. Для большей наглядности клубы выделены цветами. Всего 3 оттенка синего, чем темнее цвет - тем ниже уровень лиги выступающего в ней клуба. Отдельно выделен волгоградский "Ротор", выступающий в чемпионате области и севастопольский СКЧФ, играющий во Всекрымском турнире.

Итак, самые популярные клубные группы/страницы Вконтакте:

* - болельщицкие (неофициальные) страницы/группы/паблики.  Так, официальная страница "Терека" имеет всего 255 подписчиков, против 26 тысяч у фанатской.

Стоит отметить популярность сибирских клубов, а также примерно одинаковую популярность легенд прошлого: "Торпедо", "Алании" и "Ротора". Заметим, что все три клуба представляют разные лиги.

Количество команд в рейтинге будет меняться. Это объясняется разной популярностью различных соцсетей в России.

Самая популярная западная соцсеть котируется только у трех ведущих клубов, да, пожалуй, у казанского "Рубина". Первый раз отметим воронежский "Факел", только-только сменивший ПФЛ на ФНЛ.

С западноевропейскими клубами сравнивать более-менее бесполезно, так что глянем вокруг - на ближайших соседей. Как там у них?

Мы взяли только самые популярные клубы своих стран. Что ж, нам есть куда расти - в Донецке с болельщиками работают лучше, не говоря уж о Бухаресте. И это притом, что в том же городе базируется вторая по популярности команда Румынии - "Динамо", а также столичный "Рапид" - четвертьфиналист Кубка УЕФА сезона 05-06.

Отголоски дагестанской величавости дают о себе знать не только в подарках. Вновь отметим сибирскую  "Томь". А ещё - "Волгу".

Вновь "Зенит" впереди планеты всей. Не первый раз заметим отсутствие "Мордовии" и "Уфы".

Неужели этим кто-то пользуется? В Нижнем Новгороде, видимо, да, а вот в Грозном, Екатеринбурге и желто-зеленой части Краснодара о Google+ не слышали.

Рубин-ТВ даёт свои плоды, а вот краснодарским клубам неплохо бы подтянуться. Отметим единственное появление "Чертаново" в нашем рейтинге.

Да, вы же заметили отсутствие ЦСКА? Дело в том, что официальный канал тщательно скрывает число своих подписчиков. Разумно предположить, что армейцы обитают в районе третьего места, как и во всех остальных таблицах (кроме самой главной).

Что ж, теперь заморочимся и составим итоговую таблицу социальной активности и популярности клубов. Выведем некий Social Rating - среднее место клуба, исходя из предыдущих таблиц. Составим общую таблицу с указанием всех мест всех клубов и выведем среднее число. Чем оно меньше - тем выше общая позиция клуба в рейтинге.

"Зенит" и "Спартак"имеют одинаковый балл, но и здесь побеждают петербуржцы. Красно-белые имеют большое преимущество только в одной соцсети, в то время как сине-бело-голубые - в трёх. ЦСКА получил высокий балл из-за скрытного ютуб-канала, но в остальном это явный №3 нашего рейтинга. "Локомотив", несмотря на отвратную игру и президента превратился из пятого колеса московской телеги в третье колесо четырехколесного велосипеда. "Краснодар" наконец обошел своих земляков из "Кубани" в плане социальной привлекательности. "Ротор" не находится в топе даже в чемпионате области, зато попадает в двадцатку лучших у нас. Ещё есть замечательные "Енисей" и "Томь", и совсем незамечательная "Мордовия".

Окунемся в третий дивизион. Из князи в грязи, так сказать.

Сразу оговоримся, что под "самыми асоциальными" мы понимаем наименее популярные в сети клубы. Поскольку о " фэйсбуках " и "инстаграмах" в ПФЛ, как правило, приходится лишь мечтать, ограничимся "контактом".

У всех, кроме, пожалуй, "Соляриса", весьма красочные и аутентичные сайты. Не то, что шаблонные АПЛовские. А у новокузнецкого "Металлурга" руководство прямо на сайте отвечает на вопросы болельщиков (последнее обновление месячной давности), и еще у них есть блог на sports.ru.

Стоит отметить ФК "Подолье", у которого, кажется, нет вообще ничего.

Что касается клубов ФНЛ, то в худшую сторону можно отметить "СКА-Энергию" из Хабаровска и "Динамо" из Санкт-Петербурга.

ПОСЕЩАЕМОСТЬ

Перейдем ко второй части нашего исследования. Оценим посещаемость двумя таблицами. В первой сделаем акцент на проценте заполнения трибун, а во второй - на количестве болельщиков. Обратите внимание, что таблицы касаются только домашних матчей клуба в чемпионате России, без учета кубковых соревнований.

Для пущей достоверности все цифры были взяты с официального сайта РФПЛ (парадокс, но что поделать). Графа "max" обозначает максимальное количество зрителей, которые могли бы посетить домашние матчи клуба, проще говоря 15 аншлагов. Графа "real" указывает на количество зрителей, пришедших на стадион. Обратите внимание, что в последней графе мы учитываем процент заполняемости клубных трибун на домашних матчах в целом, а не конкретного домашнего стадиона. Некоторые команды играют домашние матчи на разных аренах ("Рубин", "Урал", "Терек", "Торпедо") или вообще в других городах ("Уфа", "Арсенал"). Графа "average" указывает среднее количество зрителей на домашнем матче. Матчи без зрителей не учитывались.

Здесь отметим высокие места старожилов Премьер-лиги "Ростова", "Терека" и "Амкара", а также "Арсенал", который вошел в топ-5, несмотря на два формально домашних матча в Москве. Расстроились дела у "Кубани" и "Локомотива" - несмотря на активную социальную связь с болельщиками, последние всё чаще предпочитают скучной игре и прениям с руководством иные развлечения.  Особняком стоит "Уфа", в новом сезоне возвращающаяся на родной 15-тысячный "Нефтяник".

Наконец, график среднего количества болельщиков на домашней игре (колонка average в графическом представлении).

Всё очень плохо, да вы и сами всё видите. С Европой сравнивать не то что неудобно - неприлично. Остается надеяться, что в новом сезоне с появлением "Анжи" и "Крыльев" посещаемость подрастет. Стоит также рассчитывать на осушение "Казань-Арены" и окончательный переезд туда "Рубина", на дальнейшее освоение красно-белыми "Открытие-Арены" (хотя цены на абонементы противятся этому чуть менее, чем полностью) и на дальнейший прогресс "Краснодара". Претенденты на вымирание: трибунные болельщики "Локомотива" (при, к слову, самых дешевых абонементах в Москве), "Кубани" и "Динамо".

Теперь к братьям меньшим. На сей раз первая таблица будет куда менее наглядной - многие команды располагают стадионами на 15-20-30 тысяч человек, не заполняемых под завязку приблизительно никогда. В рейтинг внесен воронежский "Факел", как наиболее посещаемый клуб ПФЛ.

Высокий процент СКА объясняется домашним стадионом - большая часть матчей была сыграна на арене "Юность", вмещающей 2 тысячи человек. У "Газовика" стадион чуть побольше - на 4800. Отметим саратовский "Сокол", на треть заполняющий свой 15-тысячный "Локомотив" и перейдем к графику.

Сразу выделим выходца из ПФЛ - воронежский "Факел" умудряется собирать очень большую аудиторию для третьей лиги. Стараются не отставать и саратовские любители футбола. Характерно, что пять самых посещаемых клубов играли в Премьер-лиге, пусть и с переменным успехом. Отметим соседство бронзового "Тосно" и вылетевших "Сахалина" и "Динамо".

ЦИФРЫ

0 человек пришло на стадион "Родина" в Химках на домашний матч "Сахалина" с "Шинником".

3 безответных мяча пропустил дзержинский "Химик" от "Крыльев", играя домашний матч на самарском "Металлурге". А вы думали, только "Зенит" может так?

4 стадиона за сезон сменила "СКА-Энергия", сыграв на своей главной арене лишь однажды. Помимо родного Хабаровска (2 стадиона), домашние матчи команда играла в Крымске и Химках.

7 домашних матчей провел ФК Сахалин на стадионе "Родина" в Химках. Это как если бы московское "Динамо" проводило домашние матчи в Нигерии (до Нигерии даже ближе).

9 место в чемпионате области занимает волгоградский "Ротор" прямосейчас.

11 из 11 мест занимает "Спартак" из Йошкар-Олы в зоне Урал-Поволжье. Тем не менее, наряду с "Сызранью-2003" это самый посещаемый клуб своей зоны.

14 мячей забил севастопольский СКЧФ в последнем матче Всекрымского турнира в ворота "Динамо" (Саки).

190 человек в среднем ходят на домашние матчи ФК "Подолье". Это меньше, чем у кого бы то ни было в ПФЛ.

30.000 подписчиков у страницы казахстанского "Актобе" Вконтакте. Это больше, чем у футбольного клуба "Краснодар".

1.000.000 рублей - именно столько стоил самый дорогой абонемент на домашние матчи "Ростова" в минувшем сезоне.