14 мин.

«Я играю в Counter Strike, потому что люблю и живу им». Эксклюзивное интервью с молодым профессиональным игроком CS:GO

Киберспорт — командное или индивидуальное соревнование на основе видеоигр. Свою историю он начал в недалеком 1996 году и изначально формировался под воздействием энтузиастов как соревновательный режим в различных игровых жанрах для выявления сильнейшего игрока или команды в дисциплине. В то время люди вряд ли думали, что в дальнейшем игры получат невероятную сферу влияния по всему миру и станет полноценным видом деятельности.

Игроки приходили в соревновательный киберспорт для демонстрации своих возможностей и индивидуальных навыков, преодолевали тернистый путь ради индивидуальных трофеев и эмоциональной памяти. Впоследствии, неординарный рекреативный спорт начал развиваться везде и повсеместно подпитывая интерес со стороны игроков материальным вознаграждением за призовое место.

Сейчас уже точно не скажешь, кто первый вывел кибер линейку на новый, маркетинговый уровень, но это явно принесло свои плоды. Многие игровые производители и сферы распространения информации заинтересовались киберспортом и начали повсемирно рекламировать новый продукт развлечения. Буквально за 20 лет киберспорт, из состязание личных возможностей среди энтузиастов, превратился в мировое спортивное сообщество с огромной фан-базой по всеми миру, и уже сейчас находиться в одном ряду с распространёнными видами спорта, чья популярность формировалась десятилетиями.

Одна из причин привлечения новой аудитории со стороны киберспорта – возможность каждого опробовать свои силы на самых различных полях сражения, и получать денежное вознаграждение за любимое дело. Как я уже говорил, как только киберспорт начал «пахнуть» прибыльным делом, так сразу же в нем появились спонсоры. По меркам развития, в дисциплину начали приходить новые предприниматели, вкладываясь в уже существующие команды или создавая свою. Все больше и больше киберспорт превращался из рекреатива в работу.

И вот, сейчас, когда киберспорт из «пузыря» превратился в надежный, фундаментальный спорт я решил на примере своего очень хорошего друга, ex-игрока таких команд, как EXTREMUM и DreamEaters в дисциплине CS:GO Виталия «vitosh» Орищенко поделиться с трудностями и перспективами игры, как работы.

Weydes: Добрый день, Виталий! Расскажите, пожалуйста, с чего начался ваш путь в CS:GO?

Vitosh: Добрый день, Святослав! История берет свое начало в 2013 году. Тогда я купил CS:GO и изначально, со своим знакомым, играл исключительно в зомби режим, получал огромное удовольствие от него. И в один момент, зашел в главное меню, нажал кнопку играть, еще в старом интерфейсе, и случайно кинул свой взгляд на кнопочку «Соревновательная игра». Мне стало интересно, что это такое, ибо до этого не обращал внимание и, соответственно, не понимал этого. Нажал на неё и мне вылезла табличка: «Будь те осторожны! Игра может затянуться до 90 минут. При её покидании вы получите временный штраф!» И я тогда очень удивился. Я даже не мог представить, что такое существует. Собственно с этого момента начался мой соревновательный путь.

Изначально играл с другом, впоследствии с несколькими. И мы вместе осваивали механику игры, её философию, психологию и для нас это было очень интересно. Игра стала нечто большее, чем просто беги-стреляй. Мы начали анализировать и тактически подходить к определенным моделям игры. Основным оружием стал мозг, а инструментом – руки.

Я помню, как при первой внутриигровой калибровки получил последнее серебро. Потом долгое время не мог подняться с gold nova. У меня было 2000 часов, но я все равно был на gold nova. Далее так получилось, что я начал играть в различных любительских командах. Даже сам собирал команду из друзей под тэгом Unknown Kings Gaming. Причем в ней начинали свой путь такие игроки как Nyx и Topa. Играя в командах, я набирался опыта и развивался как игрок. Никогда не думал о деньгах, карьере киберспортсмена. Я просто играл в любимую игру и получал удовольствие. Благодаря этому у меня был огромный карьерный скачек, который впоследствии поспособствовал моему становлению. Начались первые лан-турниры, где я начал с череды поражений. Без поговорки «новичкам везет». Никого не мог никогда выиграть. Помню, когда приехал на свой первый турнир 5 на 5, и против меня в первой же игре были именитые СНГ игроки: Fox и несколько игроков из Москвы, чьи ники я сейчас не вспомню. У меня сильно тряслись руки и мы проиграли все игры, но команда заверяла, что я играл неплохо и не выпадал из общей обоймы. Это было забавно вспоминать. И через какое то время усердных тренировок я начал стабильно выигрывать турниры, меня звали в команды с каждым разом на ступень выше и в итоге я попал в команду EXTREMUM, проиграл в ней полгода. Потом попробовал себя 2-3 месяца в DreamEaters и, на данный момент, свободный агент.

Параллельно со всем этим были команды, но я надолго в них не задерживался, потому что мне что-то не нравилось или организация во мне что-то не устраивало.

Weydes: Что для тебя, из практического материала важнее: индивидуальная тренировка или оттачивание мастерства в различных соревновательных режимах?

Vitosh: Никогда не нужно думать о том, что для тебя будет важнее и то, как для тебя будет лучше, главное – искать во всем баланс. И в Counter Strike, как и в жизни, любой сфере деятельности нужно понимать, что без одного и другого не будет третьего. Если у тебя будет уклон в одну только область познания, то с малым процентом вероятности ты сможешь достичь каких-либо высот, успехов, которые мог бы покорить, грамотно уделяя время каждому аспекту. Нужно с умом выделять время для тренировок и практики, потому что без этого всего не будет разностороннего развития индивида.

Это одна из проблем современности, так как многие люди склоняют себя к однотипному виду деятельности; делать то, что им нравиться. Например, стрелять ИИ, бегать в режиме «Каждый сам за себя», играть faceit, соревновательный режим и иные методы совершенствования своих навыков. Конечно, у каждого есть склонность к определенному режиму, но для достижения высот необходимо себя перебарывать и делать то, что тебе, может, особо не нравится, но это нужно ради дела. Если твое желание добиться высот в киберспорте будет выше, чем потратить время на отдых или приложить меньше усилий, нежели можешь, то тогда ты добьешься чего то.

У Counter Strike есть одно правило: чтобы добиться высот, нужно много играть.

Weydes: Раз мы уже начали про профессиональную подготовку киберспортсмена, твое мнение насчет тенденции последних лет в лице faceit? Многие молодые игроки раскрываются и находят команды, демонстрируя свои умения и профессиональные качества, играя на игровой платформе faceit. Из наилучших примеров, которые на слуху Ropz и Bymas. Стоит ли уделять время практики на полях сражения faceit?

Vitosh: Это очень интересный вопрос, в том плане, как можно заметить перед нами действительно великолепные примеры игроков, выходцы из faceit. Тот же Ropz, который специально приезжал в офис Faceit в Лондон и играл там, чтобы доказать всему миру свою «чистоту» игры. Также мы видим хороший пример игроков, которые играли на схожих с faceit платформах и добивались повышения в квалификации (получали приглашения в команду от различных организаций).

Я считаю, что очень важно понимать, что Faceit развивает в тебе лишь индивидуальные черты и минимальную коммуникацию с командой. Играя на различных соревновательных платформах для CS:GО, можно быстро научиться чувствовать игру, познать механику, понимать происходящее на карте, хорошо стрелять, переводиться и т.п.

Я считаю, что в наше время, нужно уделять огромное внимание faceit до определенного хорошего периода. Когда ты уже огромное количество времени наиграешь, почувствуешь, что у тебя все хорошо с чувством игры и после этого тебя могут взять в какую-то команду, где она будет иметь больший приоритет. Важно понимать лишь то, что люди в командах играю faceit и, в системе с этим, не теряют своё чувство игры и пыл к ней. Продолжают хорошо чувствовать игру, повышаю стабильность и уровень, а также, играя в команде, подкрепляют командное взаимодействие. Объединение всех этих факторов сделаю из тебя разностороннего игрока. Есть хороший пример людей, которые следовали выше сказанному плану, хорошо понимали макро игры, но, так сложилось, что у них терялись страсть и чувства к игре. Они переставали ощущать, что происходит на поле боя, начала слабо работать интуиция. А это очень важно, особенно для молодого игрока.

Когда молодой игрок приходит на Faceit, играет большое количество матчей ежемесячно, он развивается в стрельбе, механике и пока в нем горит огонь и, тем более в этот период подъема находит себе команду, он может к этому всему добавлять командные навыки. Чем раньше игрок начнет всесторонне развиваться, тем быстрее он выйдет на хороший уровень.

Поэтому, я считаю, что faceit очень хорошо подходит для молодых, начинающих игроков. Но успех придет только тогда, когда ты сможешь чувствовать баланс между индивидуальными наработками и командными. Но пока у тебя нет возможности играть в хорошей команде, нет смысла бросать faceit. Даже наоборот: кровью и потам боритесь за свою индивидуальность, и идите к мечте или цели.

Weydes: Какими особенностями ты обладаешь, которые отличают тебя от других игроков?

Vitosh: Я думаю, моя главная особенность и преимущество над другими игроками, в основном над СНГ регионом, заключается в том, что я больше располагаю к игре команды; понимаю, насколько важна слаженная работа всего механизма, взаимодействие с партнерами, а не с отдельными игроками. И я всегда понимаю, особенно данная способность развилась за последний год, можно добиться индивидуальных успехов, но командный успех придет только тогда, когда все детали сольются в единый механизм; когда каждый игрок будет зациклен на общем успехе, а не индивидуальной статистике, улучшенном трудовом соглашении, куда бы потратить свою заработную плату и т.д.

Еще одна из моих особенностей – благо другим. С кем бы я ни играл, всегда пытался создать комфортные условия для окружающих, совершенно забывая о себе. Однако, как показывает практика, в жизни так случается, что часто людей моего типа, характер используют и не ценят, что они делают. Это происходит потому, что люди привыкают и не видят той разницы, когда ты стараешься делать все для них: внутриигровая поддержка, психологическая, жизненная, в рутинном деле. Я старался делать все для людей; чтобы им было хорошо, приятно, зачастую оказываясь не удел.

Weydes: Теперь перейдем к твоей профессиональной карьере игрока. С чем сталкивается молодой игрок, когда получает свой первый контракт?

Vitosh: Помню свои ощущения, когда подписал первые профессиональный контракт: изначально ты этому приятно рад, и внутри осознаешь, что поднимаешься на ступеньку выше в карьере, где больше груз ответственности и наступает время сполна воплотить свои амбиции. Самое важно, что нужно держать в голове – детский сад закончился, ты связан трудовым соглашение, которое нужно выполнять добросовестно, с соблюдением обязательств перед работодателем. В какой-то момент, ты просто не можешь выбрать что-то иное, противоречивое контрактным условиям, и так получается, систематизируя вышеперечисленное, твоя карьера игрока видеоигр приобретает характер полноценной работы. И ты, с момента связи трудовым договором, должен задумываться нисколько о личной игре, как сам хочешь, сколько зависишь от того, что подписывал.

Weydes: Насколько высоко нужно забраться по игровой карьерной лестнице, чтобы хватало заработной платы на жизнь?

Vitosh: Так у нас сложилось в регионе, да и в мире в целом, что с каждым новым годом, прожитом внутри игры, очень сильно повышается планка вхождения для игроков: улучшаются условия содержания команды, призовые фонды турниров, индивидуальный уровень игроков всего мира. К примеру, пять лет назад, чтобы получать 200-300 долларов в месяц – тебе нужно было быть на уровне топ 50 мира. На тот момент маркетинговая часть киберспорта была мало развита повсемирно и только набирала обороты. Однако сейчас мы видим огромное количество игроков и команд, которые не обладаю какими-то достижениями (как личными, так и командными) и высоким уровнем игры, но уже имеют «жирные» контракты. И если задуматься о соотношении заработной платы на жизнь и уровня игры, – заработная плата должна быть в районе 800-900 долларов в месяц (для крупного города) и 500-600 для остальных, а чтобы жить в достатке 1500-2000 долларов.

Сейчас, чтобы получать от 500 долларов играя в команде, нужно иметь: имя внутри игрового сообщества, минимальные достижения, даже если не особо играешь в игру, понимаешь механику, философию, психологию, появление игрового профиля на HLTV.org и играть на уровне топ 20 команд СНГ региона. Только тогда ты сможешь рассчитывать на шанс попадания в какую-то организацию с денежным окладом за выполнение трудового соглашения.

Если говорить о зарплате в 1500-2000 долларов, ты должен быть в топ 10 команд СНГ региона.

Weydes: Киберспорт начинается с любви к делу, а заканчивается на материальных ценностях. Был ли у тебя момент в карьере, когда CS:GO из любимого дела с мечтой добиться всех высот превратился исключительно в работу?

Vitosh: Изначально, как и все игроки, я играл лишь из-за любви к игре, личного удовольствия, не думая ни о каких материальных ценностях, но в итоге, когда эти материальные ценности появились в моей жизни и я перешагнул на новую ступень в карьере и жизни, игра постепенно начала уходить с ведущих ролей. Вдобавок, я был молодым игроком, в плане понимания происходящего, и не могу сказать, что у меня в голове держалась как исключительная работа. Но в один из моментов так получилось, что я, в какой-то степени, игру так и воспринимал. Это и была большой проблемой в моей карьере. Возвращаясь немного назад, можно заметить какую духовную эволюцию я претерпел за короткий промежуток времени. И, исходя из своего опыта, делюсь советами, которых мне не хватило на этапе становления в киберспорте. Ибо когда ты воспринимаешь нестандартный вид деятельности как исключительно работу, у тебя теряются мотивация, амбиции, идет зацикленность исключительно на материальных ценностях и т.д. Так что очень важно на раннем этапе понять, чего ты хочешь и держаться определенному вектору. Нужно понимать для себя, что приходя в киберспортивную дисциплину, ты исключительно руководствуешься своими амбициями и удовольствием от игры. И все материальные ценности должны уходить на второй, да даже на третий план. Добиваясь высот и идя вверх по карьерной лестнице к своей заветной цели, ты обязательно будешь вознагражден за старания. Нужно потерпеть и приложить максимум усилий.

Деньги – должны быть лишь неплохой мотивацией к достижению цели, параллельно тем эмоциям и ощущениям, которые ты испытываешь. Обычно, самые лучшие киберспорсмены в мире, достигнувшие высот в своем деле, приходят к тому, что игра – всего лишь работа очень поздно, так как для них это больше чем развлечение с денежным окладом – жизнь. Поэтому у многих игроков, к наилучшему примеру s1mple, бывают проблемы с восприятием трудового контракта не как работу, а личное удовольствие. То есть играют ради достижения цели и наилучших игровых показателей. И из-за этого их командные неудачи – были личными. Поэтому нужно научиться находить баланс между тремя основными показателями – цели, амбиции, работа – и выстроить духовную гармонию внутри себя и команды.

Так что я хочу пожелать всем начинающим игрокам, чтобы они никогда не забывали то, почему они играют в эту игру и ради чего остаются в ней на долгий, не определенный срок. Дойти до про-сцены легко, а удержаться на ней – нужно уметь. Материальное искушение – «закапывает» много молодых, талантливых игроков.

Weydes: Многие игроки, со временем, теряют мотивацию в определенной игре и уходят в другую, в поисках нового вызова. Было ли у тебя желание сменить дисциплину?

Vitosh: Время от времени, тем более когда появился valorant, появлялись мысли попробовать поиграть, чего-то там добиться, попробовать себя в различных командах. Но, с тем же valorant, я пришел к тому, когда играл в него просто так, что я не могу полюбить её так, как полюбил CS:GO. И пытаться играть в него – не было смысла, даже если бы я чего то достиг, – это было бы бездушно и несправедливо по отношению к игре, которая привела меня «за ручку» к успеху и, как следствие, становлению про-игроком.

Так что, лично у меня, желания сменить дисциплину не было. Я играю в Counter Strike, потому что люблю и живу им.

Weydes: В наше время киберспорт все больше и больше приобретает популярность, но весомая часть, все же, не признают его как спорт. Какое мнение формируется у людей, когда ты говоришь, что профессиональный киберспорсмен?

Vitosh: У меня были разные ситуации в жизни, когда я людям говорил, что профессионально играю в видеоигры. Начну, как это ни удивительно, с родителей: когда они, люди другого времени, закалки, впервые услышали о моей сфере деятельности, то отнеслись скептически. И из-за этого у меня были с ними проблемы. Но, в итоге, когда они увидели, что я начал чего-то достигать и это начало приносить какие-то деньги, определенную свободу, они начали меня больше поддерживать, хоть и остался небольшой негатив к моему неординарному делу.

Люди по-разному относились к такому роду деятельности. Были те, кто никогда не понимал этого; были «шарящие»; были любопытные, под сорок лет, которым хоть и занятие было в новинку, но интерес подогревался с каждым моим словом и рассказе о новом «явлении» спорта. Также встречались люди агрессивно настроенные, думая, что это ни более чем игра в компьютерные видеоигры. В этом нет ничего странного, страшного, так как люди не особо понимают, что происходит, и как меняется, перестраивается мир.

У меня всегда была цель, показать людям, которые не особо верят в перспективу развития киберспорта, что каждый может попробовать свои силы и чего-то достичь в новых виртуальных спортивных горизонтах ближайших лет. Исходя из своего примера, у меня это, отчасти, получилось. Но я, в целом, доволен своему опыту.

Weydes: И в заключении, расскажи нашим читателям о себе.

Vitosh: Виталий Орищенко, 19 лет, играю под ником vitosh. Родился и живу в Москве. Начал свою профессиональную карьеру в киберспортивном Counter Strike в 16 лет, посещая различные лан-турниры в Москве, с переменным успехом их выигрывая; набирался опыта, в будущем подпитывая резюме достижениями. И, в какой-то момент, я пришел к тому, что стал, сначала полупрофессиональным игроком, а впоследствии профессиональным игроком. На данный момент являюсь свободным агентом и горю глазами продолжить свой киберспортивный путь.

Профиль на HLTV.org: https://www.hltv.org/player/14167/vitosh

Steam: https://steamcommunity.com/id/vitosh

Группа Vitosh'а в ВК: https://vk.com/vitoshpage