9 мин.

Повесть о роковой банке, находчивости Маццолы и самом крупном поражении «Интера» в Кубке Чемпионов

Сегодня миланский «Интернационале» начинает свой путь в Лиге Чемпионов 2020/21 встречей с «Боруссией» из Мёнхенгладбаха. У этого противостояния не слишком длинная, но очень яркая история и её сюжеты достойны того, чтобы вспомнить о них в преддверии матча. Для начала вернёмся в сезон 1971/72.

Итальянский и немецкий чемпионы были среди главных претендентов на Кубок Чемпионов того года. Оба переживали, возможно лучшую эпоху в своей истории, хоть и находились на разных её полюсах: в «Интере» ещё играла добрая половина того великого состава, который громил всех в Европе все 60-е, но дни их славы подходили к концу, «Боруссия» же только входила в прекрасные времена, когда на целое десятилетие именно она будет бороться за звание самой главной и любимой команды Германии, а Берти Фогтс, Гюнтер Нетцер и Юпп Хайнкесс станут кумирами всей страны.

К сожалению, жребий свёл двух грандов той эпохи уже во втором раунде турнира. Представьте, что это значит: из Кубка ещё не вылетели не только бухарестское «Динамо» и софийский ЦСКА (оба получат разгромные 5:0 в этом раунде), но и мальтийская «Слима Уондерерс» (получившая не менее «почётные» 7:1). И в это же время встречаются два настоящих европейских суперклуба, один из которых должен будет покинуть турнир. Что ж, по крайней мере зрители предвкушали настоящий спектакль на поле. И они его получили… Впрочем, далеко не такой, какой ожидали.

Первый матч проходил 20 октября 1971 на мёнхенгладбахском «Бёкельбергштадион» (это словосочетание рекомендую включить в перечень скороговорок для тренировки ораторского искусства). И команды в полном соответствии с ожиданиями начали ярче некуда: уже к 21-й минуте счёт на табло был 2:1, у немцев забили будущий творец побед «Баварии», а пока что легенда «Боруссии», Юпп Хайнкесс и датский вингер Ульрик ле Февр, миланцы же ответили голом Бонинсеньи – их главной голевой машины. После первого гола на поле ещё и выскочил фанат с флагом Италии, казалось бы, сделав шоу полноценным. Знали бы его участники, что это были только цветочки… Как бы то ни было, матч грозил стать украшением всего турнира, если бы не…банка из-под газировки!

При счёте 2:1 всё тот же Бонинсенья спокойно вбрасывал аут на Жаира, как вдруг получил по голове вылетевшей откуда-то с трибун банкой колы. «Бонимба» немедленно потерял сознание и не вставал с газона целых семь минут (Неймару ещё учиться и учиться). Никто поначалу даже не понял, что произошло, игроки команд в замешательстве обступили Бонинсенью. Но капитаны команд на то и капитаны, чтобы сохранять хладнокровие и на поле, и вне его. Потому не растерялись только Гюнтер Нетцер и Сандро Маццола. Первый немедленно подбежал к несчастной жестянке и отбросил её за поле, где её заботливо укрыл полисмен (вопреки хвалёной немецкой тяге к порядку и орднунгу). Второй же выкрутился из ситуации с потрясающей находчивостью: он подбежал к трибуне и попросил у одного из итальянских фанатов такую же пустую банку из-под колы, которую с гордостью предъявил арбитру. К счастью для Маццолы на стадионе в тот день находилось около 8000 итальянцев.

Эти минуты стали, пожалуй, тяжелейшим испытанием в карьере арбитра Джефа Дорпманса. Матч надо было либо продолжать, либо заканчивать совсем. Всё ещё лежащий на газоне Бонинсенья намекал на второй вариант, начальник полиции Мёнхенгладбаха умолял арбитра выбрать первый, помня всё о тех же 8000 итальянцев, уже готовых нести возмездие за своего кумира. И матч был продолжен, только совсем не в том ключе, в каком хотелось бы гостям. За 10 минут всё те же Нетцер, Хайнкесс и ле Февр наколотили три безответных мяча, уйдя на перерыв со счётом 5:1. В перерыве тренер миланцев Джованни Инверницци даже сменил вратаря Лидо Вьери на молодого Ивано Бордона. Не помогло: после перерыва «Боруссия» не успокоилась - итог 7:1, делающий ответный матч чистой формальностью с точки зрения немцев и… единственным решающим с точки зрения итальянцев. Дело в том, что после инцидента игроки «Интера» настаивали, что их лидер не в состоянии продолжить игру, а значит матч должен быть окончен техническим поражением хозяев или переигран на нейтральном поле.

Стоит отметить, что останься этот результат как официальный, он всё равно не стал бы худшим поражением «Интера» в истории еврокубков – только в Кубке Чемпионов. В июле 1938 года, всего через три недели после победы Италии на Чемпионате Мира, «Интер» во главе с великим Джузеппе Меаццой попал под каток пражской «Славии» в Кубке Митропы – старейшем еврокубке в истории. Чехи в те годы вообще любили задать итальянцам трёпку в еврокубках, но эта превзошла все ожидания – миланцы были биты со счётом 9:0!

Но вернёмся в октябрь 1971 года: матч закончился на поле, но не в штаб-квартире УЕФА. За дело взялся знаменитый адвокат Пеппино Приско, по совместительству вице-президент «Интера». Он яро настаивал на техническом поражении «Боруссии», но получил лишь переигровку – как выяснилось, «технари» просто-напросто отсутствовали на тот момент в правилах УЕФА.

Действительно ли «Интер» бросил играть после злополучного банкометания –большой вопрос. С одной стороны, капитан сборной Италии Джачинто Факкетти утверждал: «В этот момент игра закончилась. На поле мы думали лишь о том, что же будет дальше: кто-то о переигровке, а кто-то об автоматической победе. Некоторые вообще не хотели продолжать играть». С другой стороны, страсти миланцам было не занимать: так в состоявшейся в конце матча потасовке за нападение на судью был удалён Марио Корсо. Легендарный полузащитник за это получит годовую дисквалификацию, причём…абсолютно незаслуженно: арбитра ударил не он, а вышедший на замену Джанпьеро Гио, но окончательно измученному Дорпмансу уже было не под силу разобраться в этом хаосе.

Разбирались в УЕФА, кстати, целую неделю, в течение которой звезда сборной Германии Гюнтер Нетцер даже грозил разорвать отношения с компанией «Феррари» и больше никогда не прикасаться к их автомобилям – не помогло.

Тем временем, 3 ноября матч, который должен был стать ответным в Милане, был сыгран в качестве первого. Настроенный доказать, что разгром в Германии был незаслуженным, «Интер» катком прошёлся по «Боруссии» с самого начала матча, сделав счёт 2-0 уже к 13-й минуте. Дальше соперники игру выровняли, но победа 4:2 выглядела в той встрече уверенной и заслуженной.

Переигровку первой встречи же перенесли на другое поле, что внезапно даже могло помочь «Боруссии»: вместо 36-тысячного «Бёкельбергштадион» клубы сыграли на Олимпийском стадионе Берлина при 84 тысячах болельщиков, неистово поддерживающих немецкую команду. Мёнхенгладбахцы безоговорочно доминировали в матче, но судьбу встречи решил тот самый Ивано Бордон, вышедший в перерыве первого матча. Юный воспитанник ухватился за выпавший ему шанс и выжал из него максимум: героически отстоял для команды нулевую ничью и на 13 долгих лет застолбил за собой первый номер в «Интере», а затем и в сборной.

Тот розыгрыш Кубка Чемпионов, пожалуй, останется самым странным в истории «Интера». После матча с «Боруссией» миланцы будут проходить тур за туром «на тоненького»: в четвертьфинале лишь по правилу гостевого гола пройдут льежский «Стандарт», в полуфинале и вовсе выбьют могучий «Селтик» только в серии пенальти, а в финале продержатся целый тайм против фантастического «Аякса» Штефана Ковача, Неескенса и Кройфа, но в тайме втором удача закончится – Кубок Чемпионов 1971/72 по праву уедет в Амстердам.

К сожалению, этот сезон будет последней вспышкой перед закатом невероятного «Гранде Интера», одной из сильнейших команд в истории футбола, конец которой был, к сожалению, омрачён скандалами. Зато для «Боруссии» 1970-е будут славной эпохой, полной титулов и преисполненной, пожалуй, самой яркой игры в европейском футболе тех лет. Эту команду будут обожать и ненавидеть, но неизменно уважать, ведь почти все суперзвёзды этого небогатого клуба из крошечного городка были его воспитанниками. До восхода Дортмунда в 1990-х именно команда из Мёнхенгладбаха приходила на ум любителям футбола, когда говорили слово «Боруссия». «Интер» возродится лишь к сезону 1979/80, когда выиграет Скудетто, а в Кубке УЕФА встретится с… «Боруссией» из Мёнхенгладбаха! И вновь случится ярчайшее противостояние – чего стоят только три гола в овертайме ответного матча! «Жеребята» расквитаются с миланцами за прошлые обиды и дойдут до финала того турнира, но это будет уже совсем другая история.

Но не будем забывать про заглавного героя этой истории – банку из-под газировки. Уроженец Арнема арбитр Дорпманс после матча так и остался со злосчастной жестянкой, изрядно подпортившей ему нервы. Выбросить он её не решался – всё же какой-никакой «вещдок», который могут и затребовать, но и хранить у себя не хотел. От греха подальше Дорпманс подарил банку в музей стадиона «Витесс» из родного города. Там она простояла ровно 40 лет, пока к юбилею злосчастной игры «Боруссия» не попросила передать её в свой клубный музей. Так она и стоит теперь среди многочисленных трофеев «Жеребят» как напоминание о том, как нелепо одна из самых ярких команд в истории футбола получила банку из-под колы вместо Кубка Чемпионов.

Небольшой постскриптум: по иронии судьбы в сезоне 1994/95 компания «Кока-Кола» заключила с Бундеслигой партнёрское соглашение, по которому выпускала напиток с логотипами немецких клубов на банках. Готов поспорить, болельщикам «Боруссии» было особенно не по себе от такого партнёрства…

Canale Sforzesco:

автор текста - Даниил Шульман-Симаков;

редакция - Дмитрий Золотенков.

Canale Sforzesco в Telegram

Группа об Internazionale в сети ВКонтакте