11 мин.

«Он поместил Нидерланды на карту мирового футбола». Ровно 100 лет назад родился Фас Вилкес

«Я восхищался двумя игроками: одним был Альфредо Ди Стефано, который знал всё о том, как находить свободные зоны на поле, другим был Фас Вилкес, величайший дриблер».

Йохан Кройфф

 

Когда мы слышим о футболистах из Нидерландов в Серии А, то в первую очередь, конечно, на ум приходит великолепное трио из «Милана», наводившее страх на соперников в конце 1980-х – начале 1990-х годов: Рууд Гуллит, Марко ван Бастен и Франк Райкаард. Под впечатлением от успехов соседей «Интер» в 1993 году привёз на Апеннины двух звёзд из «Аякса», Денниса Бергкампа и Вима Йонка, которые провели по два прекрасных сезона в чёрно-синей футболке, но пополнили коллекцию трофеев лишь Кубком УЕФА 1995 года. Вскоре в Италии был отменён суровый лимит на легионеров, не позволявший клубам выпускать больше трёх иностранцев на поле, и отныне футболисты из Нидерландов в Серии А уже никого не удивляли.

Но, хотя миланскую троицу и принято считать первопроходцами «оранжевого футбола» в Серии А, первая звезда из Нидерландов зажглась на Апеннинах за долгих 38 лет до них, в 1949 году, когда «Интер» привёз из скромного клуба «Ксеркс» Фаса Вилкеса. На тот момент 25-летний голландец (чтобы избежать гневных комментариев, что называть нидерландцев голландцами неграмотно, замечу сразу, что это слово употреблено мной осознанно: родился Вилкес в Роттердаме, провинция Южная Голландия) был всего лишь четвёртым в истории нидерландцем, уехавшим играть за границу, и первым, кто сделал это на правах профессионала.

Сервас, или как его чаще называли, Фас Вилкес был сыном плотника и не имел другого выбора, кроме как идти по стопам своего отца, параллельно играя в футбол за местные юношеские команды, пока не приглянулся в 1940 году роттердамскому «Ксерксу». Талант 17-летнего Вилкеса был столь очевиден, что он сходу ворвался в первую команду. Взлёт юноши мог быть и более резким, если бы не война: 10 мая 1940 года немецкие войска вторглись в Нидерланды. За пять дней территория небольшого государства была полностью оккупирована, 15 мая 1940 года была подписана капитуляция вооружённых сил Нидерландов. Поставленная оккупантами во главе страны марионеточная партия НСБ не препятствовала проведению футбольных турниров, тем более, что они и до войны были сугубо любительскими – профессиональный футбол был строжайше запрещён в Нидерландах аж до самого 1954 года. А поскольку идеология НСБ полностью копировала идеи классических нацистских партий, пропагандируя идею здоровой, спортивной нации с сильной властью, то и футболу нашлось место при новом порядке. Таким образом, Фас Вилкес имел постоянную игровую практику в течение мрачных военных лет.

К концу войны Вилкес понял, что футбол – это его настоящее призвание, но зарабатывать деньги игрой в мяч в Нидерландах было по-прежнему запрещено. Более того, карьеру Фаса чуть не сломал трансфер… Фас и его брат Лен, который был вратарём «Ксеркса», получили предложение перейти «МВВ Маастрихт». Взамен мастрихийцы предлагали два грузовика «Бедфорд». Условия этой сделки всплыли в прессе, и братьям грозил годовой запрет на занятия футболом – даже подобный бартер считался оплатой за футболиста, недопустимой в Нидерландах. К счастью для братьев Вилкесов, к тому времени они успели отказаться от трансфера и продолжили сезон в составе «Ксеркса». Так Фас мог войти в историю как участник первого оплачиваемого трансфера в истории Нидерландов, но вместо этого его впереди ждали куда более важные свершения.

После завершения войны, в 1946 году, Фас Вилкес получил первый вызов в возрождённую сборную Нидерландов и в дебютном матче против Люксембурга сразу забил четыре гола, а два месяца спустя сделал хет-трик против Бельгии, чем немедленно привлёк внимание клубов со всей Европы. Молодой нападающий всё ещё надеялся зарабатывать деньги именно футболом, сделав спорт своей профессией, но суровые правила KNVB (Королевского Футбольного Союза Нидерландов) запрещали ему переезд за границу. Среди претендентов на игрока были «Чарльтон» и… «Милан»! Да-да, именно «Россонери» могли привезти в Серию А первую звезду из Нидерландов за 40 лет до Марко ван Бастена, но любые переговоры с представителями иностранных клубов немедленно пресекались KNVB.

К 1949 году Вилкес был на пороге 26-летия, на пике карьеры, но всё ещё не мог не только переехать в иностранный клуб, но даже хотя бы начать переговоры. Пришлось действовать хитрее и решительнее. Летом 1949 года Фас поехал в Италию в отпуск и там смог тайно организовать встречу с представителями «Интера» при помощи владельца местного голландского ресторанчика. Там роттердамский форвард и подписал контракт с «Интернационале» из Милана. Это сделало его первым игроком из Нидерландов, который переехал за границу, чтобы зарабатывать на жизнь футболом.

Эта новость поразила нидерландскую футбольную общественность в самое сердце. Ходили слухи, что Вилкес зарабатывал более 60 000 голландских гульденов в год, не считая бонусов. И KNVB ответил со всей яростью. Председатель правления Союза Карел Лотси, видевший своей миссией поддержание чистоты спорта без профессионалов, решил провести акт устрашения и наложил запрет на приглашение Вилкеса в состав сборной Нидерландов. Так лучший форвард страны не мог защищать её честь в течение долгих пяти лет, пока устаревшая система, выстроенная KNVB, не рухнула окончательно.

Примеру Фаса Вилкеса последовали и другие игроки, понявшие, что вместе они сломают систему. С каждой новой уезжающей за рубеж звездой призыв общественности перейти к профессиональному футболу усиливался. KNVB в свою очередь продолжала раздавать направо и налево баны для покидающих страну игроков, не позволяя им выступать за сборную Нидерландов. Решающий удар по репутации Королевского Футбольного Союза нанёс…товарищеский матч. После наводнения в странах Северного моря 1953 года, в результате которого погибло около 2400 человек, нидерландские игроки за рубежом (в основном играющие во французской лиге) организовали благотворительный матч против сборной Франции в Париже. KNVB бойкотировал матч и не отпустила на него своих футболистов. В итоге собравшаяся сборная нидерландских игроков за рубежом сенсационно победила французов (2–1), а публика «страны тюльпанов» стала свидетелем высочайшего уровня игры, который продемонстрировали профессиональные футболисты. К сезону 1954/55 часть клубов страны основали альтернативную профессиональную футбольную ассоциацию (NBVB) и свой турнир. Чтобы хоть как-то удержать контроль над ситуацией, KNVB вынуждена была разрешить полупрофессиональный футбол, но этого было мало. KNVB и NBVB провели каждый по своему чемпионату, и симпатии публики оказались явно не на стороне первенства Королевского Футбольного Союза.

Перед сезоном 1956/57 KNVB сдался и отменил проведение своего ставшего уже никому не нужным турнира. В том же году была основана единая профессиональная Eredivisie, в которой восемнадцать лучших клубов страны напрямую играли за чемпионский титул без стыковых матчей. Смелый поступок Фаса Вилкеса нанёс важнейший удар по прогнившей системе, которую пытались сохранить консерваторы из KNVB.

Вилкес стал настоящей сенсацией в Италии, где сходу стал звездой «Интера». Его техника и стиль игры в сочетании с харизмой и приятной внешностью сразу сделали его очень популярным среди болельщиков. Можно сказать, что он был Дэвидом Бэкхемом своего поколения, что можно почувствовать и сейчас, побывав в подтрибунных помещениях стадиона «Джузеппе Меацца», где до сих пор висят его фотографии.

В «Интере» тем временем сложилась невероятная атакующая линия: помимо Фаса Вилкеса в сезоне 1949/50 в ней играли сколь гениальный, столь и эпатажный Бенито Лоренци (подробнее об этом ярком футболисте читайте по ссылке), серьёзный и ответственный Амедео Амадеи и бомбардир от Бога – Иштван Ньерш. Несмотря на то, что в том сезоне 30 голов были забиты Ньершем, 20 – Амадеи и 17 – Вилкесом, клуб занял лишь третье место, а самым ярким событием сезона, несомненно, стала запоминающаяся победа со счетом 6:5 над историческим соперником – «Миланом».

Всего в «Интере» Вилкес провёл три сезона, забив в составе «чёрно-синих» 47 мячей в 95 матчах. К сожалению, весьма жёсткая игра защитников, практиковавшаяся в Серии А середины века, нелегко давалась голландскому форварду. Начали накапливаться травмы, в том числе серьезная проблема с коленом, из-за которой Фас провёл всего 23 игры в своём третьем и последнем сезоне в составе «Нерадзурри». Хотя ему удалось семь раз поразить ворота, титул Серии А снова ускользнул от него, а «Интер» финишировал лишь на третьем месте.

К сезону 1952/53 стало очевидно, что клубу нужно обновляться. В команду пришёл новый тренер, Альфредо Фони, а часть игроков покинула стан «Нерадзурри». Среди них был и Фас Вилкес. Скудетто-1952/53 «Интер» выиграет уже без голландского форварда. Сам Вилкес же остался в Италии ещё на один сезон, присоединившись к «Торино».

«Il Toro» всё еще пытались восстановиться после авиакатастрофы на Суперге и отводили Фасу роль примы. К сожалению для обеих сторон, голландец прошел пик своей карьеры на Апеннинах. Травмы продолжали накапливаться, ограничив его участие в сезоне до 12 матчей с единственным забитым мячом. Карьера Вилкеса, казалось, зашла в тупик, но помог случай. Во время товарищеского матча «Валенсии» и «Торино» голландец так понравился президенту испанского клуба, что тот в шутку сказал, что этот нападающий стоит всех грузовиков с апельсинами, собранных в Пьемонте. Президент «Торино» предложил подкрепить слова делом, и клубы немедленно оформили трансфер игрока.

В Испании, где футбол был куда менее плотным и жёстким, 30-летний форвард вновь стал суперзвездой. Как и итальянцы, испанцы быстро полюбили голландского бомбардира. Он стал одной из трёх главных иностранных звёзд Ла Лиги наравне с Альфредо ди Стефано из «Реала» и Ладислао Кубалой из «Барселоны». По сути Вилкес был первой нидерландской суперзвездой, которой удалось произвести впечатление на мировой арене. Учитывая время и обстоятельства, при которых он пробивался к вершинам, это был настоящий подвиг. Чтобы вы понимали, сколь огромной была его популярность: в Испании и Италии, а точнее в Милане и Валенсии, всё ещё живы десятки мужчин за 60, которых зовут нехарактерным для этих мест именем Сервас.

В «Валенсии» Вилкес обрёл настоящую «вторую молодость»: за три сезона он забил 38 мячей в 62 матчах Ла Лиги. Там же ему покорился и первый (и, как оказалось, единственный) большой трофей в карьере: «Валенсия», ведомая голландцем, сенсационно пробилась в финал Кубка Испании 1954 года, и выиграла его (хоть и без участия самого Вилкеса в финале), прервав гегемонию «Барселоны», «Реала» и «Атлетика» из Бильбао.

В том же 1954 году, как вы помните, рухнул и запрет на профессионалов в нидерландском футболе. Спустя пять с половиной лет Сервас Вилкес вновь смог выступить за сборную родной страны. Несмотря на то, что запрет пришёлся на лучшие годы его карьеры, Вилкес успел забить 35 голов в 38 матчах за национальную команду. Чтобы побить этот рекорд, потребовалось 36 лет – Деннису Бергкампу удалось сделать это лишь в 1998 году.

На закате карьеры Вилкес вернулся туда, где всё началось, в «Ксеркс». Даже в 40-летнем возрасте он всё ещё был хорош на поле: в 28 матчах за родной клуб ветеран забил 10 мячей, после чего завершил карьеру. Так закончился славный путь Фаса Вилкеса в большом футболе. В течение всей карьеры он достигал невероятной славы и индивидуальных достижений, но ограничился одним-единственным командным трофеем – Кубком Испании. И даже в решающем матче этого самого Кубка Сервасу не суждено было сыграть из-за нелепого запрета на иностранцев в самом финале (на остальных стадиях турнира легионерам играть не запрещалось, но финал проходил пред очами самого Франко, которого не хотели раздражать превосходством приезжих звёзд над доморощенными). Человек, которому нидерландский футбол обязан столь многим, так и не испытал счастья поднять трофей над головой.

Выйдя на пенсию, Вилкес оборвал все связи с игрой. Он не тренировал, не комментировал матчи, не светился в прессе. Тем не менее, он оставил неизгладимое впечатление и на болельщиков, и на футболистов, и на тренеров. Великое поколение Йохана Кройфа, которое перевернёт мировой футбол вскоре после завершения Вилкесом карьеры, считало Фаса своим кумиром и образцом для подражания, восхищаясь его дриблингом и способностью удерживать мяч под давлением – навыками, на которых Кройф построил свою собственную игру.

В августе 2006 года в возрасте 82 лет первая футбольная суперзвезда Нидерландов тихо скончалась в Роттердаме. Однако наследие, которое оставил после себя Сервас Вилкес трудно переоценить. Хенк Кеслер, в 2000-х руководивший KNVB, организацией, для которой когда-то Вилкес был врагом номер один, сказал однажды: «Именно Фас поместил нашу страну на карту мирового футбола».

Этот текст является авторским материалом Canale Sforzesco:

Текст – Даниил Шульман-Симаков.

Статья посвящается дню рождения моего друга и коллеги по блогу Дмитрия.

Canale Sforzesco в Telegram

Группа об Internazionale в сети ВКонтакте

Дорогие читатели, напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать наш блог и канал, то вы можете сделать это через комментарии.