Бенито Лоренци. Он был «плохим парнем» и отличным футболистом за полвека до Эффенберга, Матерацци и Винни Джонса
95 лет назад родился Бенито Лоренци – игрок, доказавший, что можно быть «плохим парнем» и великим футболистом одновременно.
Имя Бенито было дано мальчику по инициативе его деда, чья пекарня была закрыта фашистским режимом. Дед посвятил 77 из 95 лет своей жизни ремеслу пекаря, так что отлучение от любимого дела стало для него тяжёлым ударом. То ли в насмешку над фашистами, то ли ради безопасности внука он настоял на том, чтобы мальчик стал тёзкой итальянского диктатора. Что ж, отчасти расчёт оправдался: Бенито Лоренци мало кто посмел обидеть в жизни, но не из-за общего с Муссолини имени, а благодаря тяжёлому и задиристому характеру юноши. За этот характер ещё в детстве мать Бенито, Ида Лоренци, дала ему прозвище Veleno – Яд. Это весьма меткое прозвище будет сопровождать будущую легенду «Интера» в течение всей карьеры.
Но начнётся эта карьера скромно: в профессиональный футбол Бенито попадёт лишь в 21 год, когда клуб Серии Б «Эмполи» заметит парня в любительской команде из его родного городка Буджано и перевезёт к себе. Впрочем, шансов начать карьеру раньше у Лоренци было мало: на дворе стоял 1946-й год, лишь недавно закончилась война и перед этим Италии было, мягко говоря, не до футбола. Отыграв в первом же сезоне 40 игр (да, в Серии Б команд тогда было побольше нынешнего, а точнее 3 дивизиона по 16-22 клуба в каждом) и забив 15 мячей, Бенито был приобретён миланским «Интером».
В первом же сезоне новичок команды наколотил 14 мячей в 29 играх. Правда, его клубу это не помогло: «Интернационале» закончил сезон 1947/48 на 12-м месте. Команда лишь начинала своё послевоенное возрождение, вернула себе историческое название вместо утверждённого фашистами куда менее космополитичного «Амброзиана». И, несмотря на то, что Бенито Лоренци и Иштван Ньерш составляли невероятно грозный дуэт в атаке, а команда забивала на уровне призовой тройки, пропускала-то она на уровне аутсайдеров… К тому же о борьбе за скудетто в первые послевоенные годы не могло быть и речи: первое место безоговорочно принадлежало непобедимому «Гранде Торино». Туринцы были одной из ярчайших команд в истории футбола. Только представьте: в то время, как остальные команды в Серии А забивали по 40-70 мячей за сезон, «Бордовые» закончили сезон 1947/48 с показателем 125 забитых голов! Впрочем, уже через год всё та же пара Лоренци – Ньерш наколотила столько, что обошла туринцев по забитым мячам! Более надёжная оборона помогла «Торино» сохранить титул с отрывом в 5 очков, но возрождение «Интера» стало уже очевидным фактом.
Бенито Лоренци сумел совмещать фантастический уровень игры с тяжёлым характером задолго до Эффенберга и провокационную жёсткость с надёжностью на поле задолго до Винни Джонса. Наверняка все вы помните, как защитник «Уимблдона» Винни Джонс запугал Гаскойна, схватив его за яйца и отбив желание идти в атаку. Этот кадр, пожалуй, один из самых знаменитых в футболе 1980-х. С Лоренци всё было наоборот: когда защитник соперника слишком плотно опекал его персонально весь матч, Бенито сдавил его мошонку в кулаке и предложил больше к нему не приближаться.
Если вы думаете, что доставалось от Veleno только соперникам, то глубоко ошибаетесь. Однажды во Флоренции Бенито влепил подзатыльник своему партнёру по атаке Иштвану Ньершу, когда тот не реализовал стопроцентный момент. После этого венгерский форвард забил два мяча и по окончании матча бегал за Лоренци по всему полю, чтобы надавать ему ответных затрещин.
Особое рвение Бенито проявлял в дерби с «Миланом» и «Ювентусом». За карьеру он забил в матчах с туринцами 8 мячей. Он также забил победный гол в знаменитом дерби с «Миланом» 1949 года, которое закончилось со счётом 6-5. А однажды в миланском дерби в ворота «Интера» назначили несправедливый пенальти. Пока соперники спорили с судьёй, Лоренци раздобыл где-то дольку лимона и положил её в траву перед мячом. Наносивший удар Тито Куккьярони поскользнулся и промазал. Самое любопытное, что Бенито признался в содеянном…на исповеди у священника. Да-да, Бенито-Яд был чрезвычайно набожным человеком. Но, как он сам говорил однажды, беседуя со знаменитым с кардиналом Карло Мария Мартини: «Католический дух остаётся в раздевалке, а на поле выходит грешное тело». Дело в том, что за полем Бенито был хоть и непростым человеком, но добрым и отзывчивым. У него было немного друзей, но те, с кем он дружил, уважали его и восхищались его надёжностью и верностью. Несмотря на свою репутацию «плохого парня» на поле, он был пылким католиком в быту. Настолько рьяным, что порой опаздывал на матчи из-за того, что присутствовал на воскресной службе. После каждого матча на «Сан-Сиро» он жертвовал еду на благотворительность местному приходскому священнику дону Ренцо Ваноя.
Тем не менее, на футбольном поле он был всё тем же Ядом, и за провокации против своих оппонентов Лоренци довольно часто для форварда удаляли судьи, а соперники преследовали и пытались вывести из игры фолами.
3 мая 1953 года, в матче против «Палермо», в котором «Интер» завоевал долгожданный чемпионский титул, Бенито получил серьезную травму: потеряв равновесие в борьбе с соперником, он налетел на стойку ворот, получив двойной перелом и несколько мелких травм. Многие опасались, что он уже не оправится от травмы. Но Бенито Лоренци не был бы самим собой, если б не проявил характер и не вернулся. Уже на следующий год он отправился со сборной на Чемпионат Мира 1954 года в Швейцарию, где поразил ворота Бельгии, а также забил победный гол в ворота хозяев – швейцарцев. Вот только гол этот был отменён… Так состоялся один из самых громких судейских скандалов того турнира. Бразильский арбитр Марио Виана при счете 1:1 за 15 минут до окончания поединка не засчитал чистый мяч итальянцев, придумав у Бенито Лоренци офсайд. Виану был отстранён от судейства, но итальянцев это мало утешило – по итогам дополнительного матча дальше прошли швейцарцы.
А ещё через год Лоренци отпраздновал второе подряд Скудетто с «Интером». Бенито стал настоящей легендой клуба. Он провёл в чёрно-синей футболке долгие 11 сезонов, сыграл 314 матчей и забил 143 гола. Уйдя из команды в 1958-м, он ещё попылил пару сезонов в провинциальных клубах и завершил карьеру. Наверное, в наши дни человек такой харизмы и репутации пошёл бы по стопам Винни Джонса и стал кинозвездой или иконой поп-культуры. Но Бенито Лоренци остался верен футболу: он вернулся в любимый клуб, чтобы стать тренером молодёжи «Интера». Именно Лоренци раскрыл таланты великих Сандро Маццолы и Джачинто Факкетти, а ещё раньше настаивал на том, чтобы Анджело Моратти купил Джанни Риверу. Президент «Интера» обещал заняться этим вопросом, но потом спустил дело на тормозах, чем привёл Лоренци в ярость. Через пару лет Ривера перейдёт в «Милан», чтобы стать лучшим игроком в истории «красно-чёрных»…
3 марта 2007 года Бенито Лоренци не стало. На похоронах, которые состоялись три дня спустя в миланской церкви Дон Орионе, в его гроб положили футболку, в которой он играл за «Интер», а за гробом шли бывшие звёзды сборной Италии и «Интера»: Марио Корсо, Джузеппе Барези, Риккардо Ферри и многие другие. Оказалось, что Бенито-Яд, на многие годы запомнившийся всему футбольному миру как «плохой парень», был как отец для тех игроков, которых он воспитывал в школе клуба, в которых вкладывал всю свою душу.
Canale Sforzesco:
Текст - Даниил Шульман-Симаков,
Редакция - Дмитрий Золотенков.
Спасибо за работу!