9 мин.

Энди Ван дер Мейде: секс, наркотики, рок-н-ролл

Амстердамский Аякс - один из самых успешных футбольных клубов в мире с самой известной клубной академией не только Нидерландов, но, пожалуй, и всей Европы. Первая половина 2000-х оказалась особенно плодотворным периодом для школы Аякса под руководством знаменитого Рональда Кумана.

Златан Ибрагимович, Рафаэль ван дер Ваарт и Уэсли Снейдер были костяком, пожалуй, сильнейшего Аякса со времен состава, победившего в Лиге Чемпионов 1995 года. В сезоне 2002/03 команда полностью состояла из игроков, которые вскоре разойдутся по всей Европе и добьются статуса суперзвезд. Однако один из членов этой команды так по-настоящему и не реализовал свой потенциал, поскольку его карьера резко пошла на дно после нескольких лет в Интере и Эвертоне. Причиной тому стали отнюдь не футбольные увлечения Энди — выпивка, запрещенные вещества и девушки.

Нидерландец Энди ван дер Мейде был типичным фланговым нападающим того времени: исключительный дриблер, готовый броситься на крайнего защитника соперника, обыграть его и отдать точный навес своим товарищам по команде. Как и ожидалось от всех выпускников молодежной академии Аякса, он был быстр, умен, технически силен и был одним из самых многообещающих талантов в клубе. Сравнения с самим Луишем Фигу на тот момент не казались неуместными. В период с 2000 по 2003 год Ван дер Мейде был основным игроком Аякса, а в 2002 году выиграл «золотой дубль»: Кубок и Чемпионат страны. Благодаря дриблингу и точным кроссам, он сходу из перспективного юниора дорос до статуса одной из главных звезд команды, а его голевые передачи раз за разом приносили клубу очки. Его выступления за Аякс не остались незамеченными и для главного тренера Оранье Дика Адвоката, который и вызвал Энди в 2002 году защищать цвета родной страны. Он отлично дебютировал за сборную в матче против США: воспользовался ошибкой Дэвида Региса в защите, обошел Кейси Келлера и отправил мяч в пустые ворота – 2:0 в пользу нидерландцев. Контраст между тем как, сложились карьеры Ван дер Мейде и его самого известного бывшего товарища по Аяксу, шведского нападающего Златана Ибрагимовича, поразителен. Но начиналось все одинаково: два молодых футболиста с миром у их ног, обожаемые болельщиками и наслаждающиеся роскошным образом жизни в статусе местных царей. Ибрагимович всегда с любовью отзывался о своем старом друге и бывшем товарище по команде, так в интервью в 2012 году он рассказывал: «Мы были бандой, мы были сумасшедшими. Я, Мидо и Ван дер Мейде. Мне казалось, что Энди меня понимает без слов, а я мог с легкостью прочитать его мысли. Казалось, что он рос вместе со мной и Мидо с пеленок в одном районе. Люди говорили о нем: «О, он очень странный, с ним очень тяжело общаться», но, когда я впервые увидел Ван дер Мейде, мне показалось, что он и я слеплены из одного теста».

Летом 2003 года, в свои 24, после того, как Ван дер Мейде провел свой самый результативный сезон за Аякс, он подписал контракт с миланским Интернационале, занявшим второе место в предыдущем сезоне Серии А. Сумма трансфера составила около 12 миллионов евро. Переход в Интер должен был подарить ему возможность проявить себя на высшем уровне, но сперва он должен был преодолеть разницу в менталитете между странами.

Ван дер Мейде больше не был самой большой рыбой в маленьком пруду, теперь он был пацаном в команде суперзвезд мирового класса, таких как Кристиан Вьери, Альваро Рекоба, Хавьер Дзанетти и многие другие. Экс-товарищ по Аяксу Ибрагимович столкнется с тем же, когда через год переедет в Турин.

Не справившись с конкуренцией, Ван дер Мейде все чаще будет оказываться вне заявки на матч. За два года, проведенных с Нерадзурри, он сыграет всего в 54 матчах, из их лишь 32 в Серии А. Летом 2005 года Эвертон выкупит трансфер Энди за 9 миллионов евро. Пока Ван дер Мейде пытался пробиться в основу Интера, Эвертон добился невероятного: взобрался на 4-ю строчку чемпионата, обойдя, кстати, своих заклятых соседей, Ливерпуль, и таким образом пробился в групповой этап Лиги Чемпионов. Менеджер «ирисок» Дэвид Мойес провел это лето в поисках подходящих игроков, чтобы укрепить и подготовить команду к главному европейскому турниру в следующем сезоне.

А ниже тот самый гол в ворота Арсенала. Интер тогда победил на Хайбери со счётом 0:3

В Эвертон помимо Ван дер Мейде прибыло еще несколько игроков, таких как Пер Крёлдруп, Нуну Валенте и Фил Невилл. Подписание Энди за столь небольшую сумму было воспринято как трансферная победа, ведь ожидалось, что такой яркий игрок добавит полузащите Эвертона дополнительную искру и обеспечит форвардов синих, МакФаддена и Битти, постоянным потоком голевых передач. Помимо Эвертона на игрока серьезно претендовал Монако, но, к удивлению многих, «ириски» предложили самый заманчивый контракт. В своей автобиографии Geen Genade («Беспощадный»), опубликованной в 2012 году, Ван дер Мейде рассказал о предложенных ему деньгах: «Я неплохо заработал в Милане, но Эвертон предлагал мне 37 тысяч евро в неделю. В два раза больше, чем я получал в Италии». В то время он был одним из самых высокооплачиваемых игроков Эвертона, но далеко не самым основным. Он прибыл на Гудисон Парк с травмой паха, которая не позволяла ему дебютировать несколько месяцев, вплоть до октября 2005 года, когда он в матче с Мидлсбро вышел на замену.

Кроме постоянных травм карьере Энди в Эвертоне угрожали и куда более опасные силы. Проблемы вингера с алкоголем начались еще в Милане, на втором году пребывания в Интере. В интервью BBC Radio 5 Live в январе 2013 года он рассказал о том, как это началось: «В Италии я больше года прожил завторником, никуда не выходил из дома, только на тренировки и матчи, но, когда я понял, что я больше не буду играть в основе, то сорвался. Для меня это было похоже на побег, я пил и не думал о футболе. Я был в депрессии. Вместо игры в футбол я теперь лишь пил и делал ставки». Переход в Эвертоне не изменил ничего, более того, резкое повышение его зарплаты только усилило его пристрастие к алкоголю. С того дня, как Энди подписал контракт, он жил на широкую ногу, так в интервью The Times он рассказал о том, как потратил свои подъемные и первую зарплату: «Я купил Ferrari, и первой остановкой по пути из автосалона стал Newz Bar, популярное место в Ливерпуле. После пары часов распития алкоголя я сел за руль и поехал в ближайший стриптиз-клуб. Напиваться в стриптиз-клубе в центре Ливерпуля, в принципе, было не очень хорошей идеей. Но мне очень хотелось алкоголя и обнаженных женщин».

Регулярное посещение стрип-баров Ливерпуля привело Ван дер Мейде к роману с одной из стриптизерш, девушкой по имени Лиза, и, в конечном итоге, к распаду его брака. Само собой, дела футбольные шли не лучше. Ко всему прочему Энди мучали травмы, старые и новые: на тренировке перед игрой с «Манчестер Юнайтед» в январе 2006 года Ван дер Мейде получил тяжелую травму бедра, которая не позволила ему выходить на поле в течение шести месяцев. Можно сказать, что его карьера в Эвертоне закончилась уже тогда.

В своем интервью BBC Radio 5 Live Ван дер Мейде рассказывал об этих важных шести месяцах: «В эти полгода я жил не так, как должен жить профессионал. Для меня это был способ уйти от проблем и не думать о них. Я мог делать то, что хотел, у меня было много денег, я мог покупать, что хотел, и мог получать девушек, которых хотел. Сойти с рельсов легко и просто, потому что нет ограничений, и вы можете делать, что захотите. Я выходил из дома и пил, не думая о реальности».

Проблемы Ван дер Мейда продолжали нарастать как снежный ком: стычки с Дэвидом Мойесом, здоровье его дочери от Лизы (она родилась с тяжелым заболеванием кишечника) и алкоголизм становились непреодолимыми. У него развилась бессонница, и два года он воровал снотворное из кабинета клубного врача Эвертона. Алкоголь и таблетки стали его лекарством от бессонницы. Но и это было еще не само дно. Дна он достиг после окончания контракта с Эвертоном в 2009 году, когда остался проматывать оставшиеся богатства в Ливерпуле. Наркотики, алкоголь и тусовки — не зря Ливерпуль называют «дождливой Ибицей». Он не был обременен ни контрактом, ни семейной жизнью (Лиза к тому моменту тоже осталась в прошлом) и в один момент понял, что бесконечные вечеринки могут закончится для него печально. «Я принимал порошок и алкоголь и праздновал семь дней в неделю. Я не мог сосредоточиться на футболе или на чем-то еще. Вечеринки были моей жизнью. Ливерпуль опасен, если вы не умеете себя контролировать. Я понял, что Ливерпуль убьет меня. Мне нужно было уйти».

В 2011 году Ван дер Мейде подписал свой последний контракт - с ПСВ. Карьеру, конечно, он не реанимировал, но со дна жизни определённо поднялся. Оказавшись на родине, поближе к семье и родным, Энди порвал со своим прежним образом жизни. Находясь на пенсии, Ван дер Мейде нередко дает интервью. Он подвел итоги своей растраченной карьеры, выступая на BBC Radio 5 Live. «В какой-то момент я был вторым лучшим фланговым нападающим Европы после Фигу, и сейчас я понимаю, что потратил все зря. Это горький урок, и теперь я хочу помочь другим игрокам не совершать таких же ошибок».

В 2013 году голландский новостной сайт HP De Tijd опубликовал голосовые сообщения Ван дер Мейде, которые он отправлял бывшему игроку Реала Ройстону Дренте, пытаясь предупредить своего соотечественника о подводных камнях в Ливерпуле перед его переездом в Эвертон в 2011 году. «В Ливерпуле слишком много соблазнов для парней вроде нас. Прежде, чем ты это поймешь, тебя затянут ночные клубы. Бакарди течет рекой, а на горах порошка можно кататься с лыж. И женщины, Ройстон. О, блин, чувак. Эти британские женщины в коротких юбках».

В 2012 году Энди начал посещать тренерские курсы, готовясь в будущем вернуться в футбол в иной роли. Как тренер он наверняка сможет поделиться своим опытом с будущими поколениями и не дать другим упустить уникальную возможность сделать карьеру в профессиональном футболе.

Автор - Джейми Аллен.

Передов и редакция - Canale Sforzesco: Дмитрий Золотенков, Даниил Шульман-Симаков.

Canale Sforzesco в Telegram

Группа об Internazionale в сети ВКонтакте