9 мин.

Рафаэль НАДАЛЬ: «Это еще не конец пути»

   На официальном сайте АТР-тура опубликовано пространное интервью с 12-кратным (!) чемпионом Roland Garros, второй ракеткой мира Рафаэлем Надалем

Рафа самум

 

     - Вы видели себя победителем еще месяц-полтора назад?

   - Нет.

   - И как же так вышло?

   - Коли уж я добрался до этой точки, то только потому, что верил - я смогу. Если бы я так не думал, не верил в то, что такое возможно, я бы не прошел по этому пути, я выбрал бы другую дорогу.

   - Некоторое время назад создалось полное ощущение, что вы зашли в своеобразный психологичекий тупик...

   - Не то, чтобы это был какой-то тупик, просто в определенные моменты тебе приходится принимать определенные решения. За последние 18 месяцев я перенес много травм. Не говоря о колене, создававшем мне массу проблем, была еще целая пачка более мелких проблем, которые я называю регрессом, сильно сказавшимся на моей игре. Слишком много препятствий, если честно. Я всегда заставляю себе двигаться вперед, но это была точка, в которой я достиг дна. Невозможность тренироваться и выступать в конечном итоге начинают сказывать на тебе.

   - Что случилось в марте после Индиан Уэллс, когда вы травмировали правое колено и не смогли выйти на полуфинал против Роджера Федерера?

   - После ИУ я столкнулся с колоссальным психологическим спадом. В моей голове крутились разные идеи и сценарии. Я даже рассматривал вариант завершения сезона, чтобы посмотреть, сможет ли мое тело восстановиться, вместо того, чтобы раз за разом выползать из травмы в травму. Другим вариантом было собраться и продолжать играть через боль. В любом случае результат был мрачным. Для этого требовалось изменить образ мышления, а такое не происходит за одну ночь.

   - Ваш тренер, Карлос Мойя, недавно сказал: "С момент, как я начал работать в Рафой, я впервые увидел его настолько угнетенным"...

   - Я не хотел возвращаться, я был категорически ни в чем не уверен. Физически, из-за очередного надрыва сухожилия в колене, а главным образом из-за того, что, проходя через все врачебные манипуляции, требовавшиеся для восстановления, постоянно приходилось терпеть боль. И на этот раз все было иначе. Все было не так, как раньше - обычно травма диагностировалась, я восстанавливался, начинал тренироваться и проходил через всю эту привычную рутину так, словно это не весть какое дело. Я играл через боль и даже не считал это чем-то непреодолимым, не считал это мучением. На этот же раз все было не так... Да я обычно даже не считал этот процесс за страдание!

   - Можете объяснить?

   - Учитывая уровень боли и то, что меня снова отбрасывало назад, пришел момент, когда я понял, что устал ото всего этого. Меня достало постоянно чувствовать боль!  Да, я принимаю то, что с соревнованием всегда приходит боль. Но когда ты коллекционируешь травмы, но решаешь, что справишься, но не успеваешь даже выйти на корт, как получаешь очередную, это становится слишком.      После ИУ я взял паузу, чтобы осознать смысл происходящего. Перед Монте-Карло я был уже настроен чуть более оптимистично, однако все равно находился в очень плохом психологическом состоянии, без проблесков позитива.

   - После победы в первом круге Барселоны на Лео Майером, вы и ваша команда долгое время совещались, чтобы разобраться в происходящем и выработать какое-то решение...

   - Я дал себе слово, что отыграю на Ролан Гаррос с настроем и энергетикой, необходимыми для того, чтобы справиться с любыми препятствиями на моем пути. Я хотел дать себе возможность отыграть грунтовый отрезок сезона на максимально возможном уровне. Я разговаривал с командой и мы вместе все обдумали. Мне была нужна дополнительная мотивация и кое-что еще, что помогло бы взбодриться и поднять боевой дух. Для этого очень полезен YouTube, там можно найти массу вдохновляющих видео. Но так же мне нужно было обдумать долгосрочные перспективы и собрать мои внутренние силы. Я много размышлял, оценивал себя.

   - В прошлом вы говорили, что если почувствуете, что потеряли желание играть, мечтать, то в тот же день начнете новую главу своей жизни...

   - Это была не та ситуация. В нынешнем сценарии я взвешивал возможность взять тайм-аут на восстановление. Я не терял драйва, желания играть. Я просто утратил силы на то, чтобы снова, раз за разом, сталкиваться с проблемами, возникающими каждый день, и терпеть изнуряющую боль. Я должен был принять решение, но решение не настолько радикальное, как завершение карьеры.

   - То есть вариант с завершением не рассматривался.

   - Нет, абсолютно. Просто возможность прерваться на восстановление.

   - Ощущали одиночество в эти моменты?

   - Никогда не ощущал себя одиноким, вне зависимости от того, где я и чем занят. У меня есть много давних друзей, людей, которых я считаю друзьями лет с трех. Вокруг меня команда с прежним костяком. И у меня есть моя семья. Деревенская жизнь отличается от жизни в большом городе. Я каждый день общаюсь со своей семьей, хотя все равно всегда есть моменты, когда только я один знаю, что мне стоит через них пройти. Иногда я нуждаюсь в помощи тех, кто хорошо меня знает, людей, которые меня любят. И с этой точки зрения я всегда был в нужном окружении, мне помогали, советовали.

   - То есть, принимая во внимание все сказанное, вы всегда находили способ залечить рану, какой бы большой она не была.

   - Я считаю, что, когда я выигрываю, не все так радужно, и не все так ужасно, когда проигрываю.  Не поймите меня неправильно, плохое ли случается или хорошее, я остаюсь эмоционально стабилен, и то, что я прочно стою на земле, помогает мне принимать и плохое, и хорошее одинаково уверенно и четко управлять своими чувствами.

   Это вопрос осмысливания и оценки вещей по мере их возникновения, а затем обдумывания того, почему они произошли. Выигрывая или проигрывая, я стремлюсь делать еще лучше. Базовый принцип остается неизменным: я уважаю игру, я уважаю своих соперников.

   - Что из событий последних месяцев вызывает у вас наибольшую гордость?

   - Игра в Барселоне, Мадриде, Риме и на Ролан Гаррос. Для меня это самое прекрасное время года. Я рад, что сдержал данное себе слово - отдать все, что есть, получать удовольствие даже от малейших позитивных перемен и просто быть благодарным за возможность играть день за днем. Начиная с Барселоны и до сегодняшнего дня я постоянно прогрессировал. Внутренняя переоценка ценностей принесла плоды. Я сделал много маленьких, но важных шажков на этом пути.

   - Что принесло наивысшее удовлетворение?

   - Я почти все сделал правильно, не допустил серьезных ошибок. Я не играл в какой-то неземной теннис, но преодолел много важных моментов. Мой бекхенд был таким, как нужно, мой форхенд был на очень высоком уровне. Один только факт, что я смог отыграть пять турниров подряд без травм или снятий - само  по себе большое удовлетворение.

   Я никогда не говорил об этом раньше, что такие серии придают мне уверенность в том, что мое тело способно выстоять под прессингом. Я могу рассчитывать, что оно выдержит все то, через что я провожу его во время матчей, даже если это нечто столь же простое, как догнать мяч, развернуться, повернуться без боязни, что что-то пойдет не так.

   - После победы в первом круге Барселоны на Лео Майером, вы и ваша команда долгое время совещались, чтобы разобраться в происходящем и выработать какое-то решение...

   - Я дал себе слово, что отыграю на Ролан Гаррос с настроем и энергетикой, необходимыми для того, чтобы справиться с любыми препятствиями на моем пути. Я хотел дать себе возможность отыграть грунтовый отрезок сезона на максимально возможном уровне. Я разговаривал с командой и мы вместе все обдумали. Мне была нужна дополнительная мотивация и кое-что еще, что помогло бы взбодриться и поднять боевой дух. Для этого очень полезен YouTube, там можно найти массу вдохновляющих видео. Но так же мне нужно было обдумать долгосрочные перспективы и собрать мои внутренние силы. Я много размышлял, оценивал себя.

   - Ступая на корты Ролан Гаррос, вы всегда ступаете на них фаворитом. Это как-то отражается на вас?

   - То, что думают другие люди, никак не отражается на моей игре. Я контролирую то, как играю. Чувства и мнения в результат не вписываются. Это время года я вижу как шанс добиться еще успеха, и ощущаю, что на этот раз удалось.

   - Вы когда-нибудь переставали ценить то, чего достигли?

   - Я не допускал подобной ошибки и не собираюсь. Я ценю все. В прошлом я иногда от одних побед пребывал в большей эйфории чем от других, но после 2015 года такого со мной не происходило. Это ведь очень опасно - думать так.

   - Среди ваших соперников бытует мнение, что на грунте вы несравненны. А вы рассматриваете себя в роли своего главного соперника?

   - Никогда. Хотя, возможно, иногда я немного сам себя подводил, когда дело касалось поддержания позитивного настроя и уровня игры (после последней череды травм). Но когда я показываю свою лучшую игру, я обычно достигаю ожидаемого результата - так всегда было в течение всей карьеры. Еще в Барселоне в этом году я сказал - все, что мне нужно, это быть в порядке. Меня спрашивали, нужно ли мне было обязательно выиграть Рим, чтобы победить на РГ, и моя ответ был - нет. Все, что мне было нужно, чтобы хорошо играть, это хорошо себя чувствовать.

   - Вы восстановились и снова находитесь в топовых кондициях. То есть снова возможно все?     

   - Я никогда не считал себя способным на все. Я счастлив тому, чего уже достиг, все эти успехи для меня особенные. Но дорога здесь не заканчивается, это еще не конец пути. Еще есть многое, что предстоит сделать. Я собираюсь несколько адаптировать свое расписание, но этот вопрос мне еще предстоит обсудить с командой. Я хочу иметь возможность в каждом турнире, в котором выступлю, играть на максимально высоком уровне, и с этим вот настроем мы будем двигаться к Уимблдону.

   - Вы сказали, что вам удалось отыграть пять турниров подряд без травм. Но на носу уже травяной сезон, да и хард там уже не за горами. Вас не пугает возможность снова оказаться отброшенным назад из-за травмы?

   - Всегда можно взять паузу, о чем я размышлял пару месяцев назад. После всего, что я пережил, вероятность очередной травмы - это не то, что приходит мне в голову, когда я на корте. Я оптимист, поэтому все, что могу сказать - я собираюсь играть и играть на максимально высоком уровне.      Да, конечно, грунт несколько менее тяжел для тела, но я не желаю на этом останавливаться, а собираюсь добиться успеха и на траве, и на харде. Просто играть мы будем но тому календарю, который даст мне наивысшие шансы преуспеть.

   - Настроение перед Уимблдоном? Нетерпение? Предвкушение?

   - Когда я здоров и хорошо играю, шансы на Уимблдоне у меня появляются всегда. Я сыграл здесь пять финалов (2006-2008, 2010-2011), был близок к тому, чтобы снова сыграть за трофей, и в прошлом. Победа на РГ определенно придала мне дополнительной уверенности в преддверии Уимблдона. Если я здоров и могу провести эффективную подготовку, то... Ладно, мы поглядим, как оно все будет.

 

https://www.atptour.com/en/news/nadal-reflects-12th-roland-garros-title-2019