6 мин.

Всемирная эскимосско-индейская Олимпиада: как оторванные уши сохраняют редкую культуру на Аляске

Сотни лет назад у коренных жителей прибрежных китобойных поселений Аляски был уникальный способ общения, когда охота была успешной.

На обширных ледяных равнинах было мало холмов, так что в ясный день можно было видеть на многие километры.

После успешного улова человек бежал вглубь суши к их деревне и, оказавшись в пределах видимости, прыгал и пинал обеими ногами в воздух. Тогда в деревне поняли, что пришло время действовать и помочь доставить улов домой.

Но удары в воздух не всегда использовались для сообщения хороших новостей. Один из них можно было использовать для подачи сигнала тревоги, если кто-то был ранен.

С течением времени и технологическим прогрессом эти формы дальней связи в конечном итоге исчезли. Но раз в год традиция возрождается, когда люди собираются вместе.

12 июля 2023 года тысячи людей собрались, чтобы посмотреть на одно- и двуногие хай-кики, а также на такие мероприятия, как тяга за уши, прыжок тюленя и оттягивание индейской палки на Всемирных эскимосско-индейских Олимпийских играх (WEIO) в Фэрбенксе, Аляска.

WEIO родился в 1961 году после того, как два пилота авиакомпаний, не являющихся коренными жителями, Билл Инглиш и Том Ричардс-старший, столкнулись с традиционными играми во время полета над отдаленными районами Аляски.

К тому времени доминирующая американская культура начала вторгаться в эти общины, угрожая свести на нет местные обычаи.

«Эти джентльмены, которые не были коренными жителями, могли видеть, где некоторые из этих традиций могут оказаться под угрозой», — сказала председатель правления WEIO Джина Каллок.

В Фэрбенкс были привезены местные спортсмены и танцоры из нескольких деревень, и первый WEIO прошел на берегу реки Чена. С тех пор он вырос, и в этом году на ледовую арену Большой Медведицы собрались 3000 зрителей, чтобы посмотреть, как соревнуются лучшие спортсмены из числа коренных жителей Аляски.

Все игры берут свое начало в деревнях коренных жителей и выходят за пределы живых воспоминаний, объясняет Каллок, имеющая койуконские и креольские корни.

«Вы рассказываете истории, чтобы передать историю своего народа и преподать уроки. Вы передаете игры, чтобы сформировать и отточить навыки, необходимые для ведения натурального образа жизни, для жизни в очень суровых условиях и умения выживать. Это навыки выживания», - говорит она.

Цель тяги за уши — по сути, перетягивание каната своими ушами — состоит в том, чтобы оторвать верёвку от уха вашего противника или заставить его сдаться. Это игра на выносливость, в которой победитель демонстрирует, что может выдержать боль, черта, необходимая для выживания в суровых реалиях сельской Аляски.

В соревнованиях по переноске четырех человек проверяется, насколько далеко один участник может перенести четырех добровольцев, перекинутых через него. Это напоминает о тех временах, когда охотникам приходилось тащить свой тяжелый улов на большие расстояния при низкой температуре.

Тяга индийской палки - это испытание на хватку, когда участники пытаются вырвать короткую смазанную маслом палку у своего соперника. Он имитирует хватание за хвост только что пойманной на крючок рыбы.

В то же время тяга эскимосской палки включает в себя более длинную палку и больше зависит от силы, которая необходима, чтобы вытащить тюленя из проруби во льду.

Каллок впервые приняла участие в WEIO в качестве импровизированного участника индийской тяги палки в начале 1980-х годов. Вскоре она завоевала медали в хайкике на Аляске, который требует от спортсменов успешного удара по подвешенной мишени, сохраняя равновесие.

В конце концов она занялась тренерством, прежде чем стать членом правления WEIO.

По словам Каллок, популярность этих уникальных видов спорта растет, несмотря на то, что молодых людей на Аляске привлекают хоккей и баскетбол. Игры также играют важную роль как в сохранении культуры коренных жителей Аляски, помогая молодым людям воссоединиться со своими корнями, так и в оказании помощи тем, кто выздоравливает от наркомании. Исторически сложилось так, что среди коренных жителей Аляски наблюдается один из самых высоких в США уровней злоупотребления наркотиками и алкоголем.

«Некоторые из тех, с кем мы работали, находились в группе риска или выздоравливали после борьбы с наркотиками и алкоголем - молодые люди, школьного возраста. Мы активно привлекали их к обучению играм», - говорит Каллок.

«Мои самые теплые воспоминания связаны с тем, как мы получали кого-то, кто был в опасности и почти не разговаривал с нами — на самом деле не хотели быть там, с таким отношением. Затем они обнаруживали, что в их культуре есть что-то, в чем они были хороши, чтобы они могли практиковать и могли дать им большую гордость за себя и свою культуру».

16-летний Мэтью Чаглуак, чья семья принадлежит к культуре юпик и чупик, примет участие в различных мероприятиях в течение недели.

Некоторые из его самых ранних воспоминаний связаны с тем, как его отец играл в родные виды спорта в семейном доме, но когда он стал старше, он больше сосредоточился на баскетболе и борьбе. В последние годы его все больше привлекают традиционные игры, такие как тюленьи прыжки, отчасти из-за уникального чувства товарищества, присущего играм коренных жителей Аляски.

В WEIO нет возрастных категорий, хотя спортсменам должно быть не менее 12 лет, а это означает, что внуки, как известно, соревнуются вместе со своими бабушками и дедушками. Обычно более опытные спортсмены дают технические советы своим более молодым соперникам в середине соревнований.

«Если мы делаем аляскинский хай-кик, допустим, остались я и один человек, и он делает третью попытку, я выйду и помогу ему, насколько смогу, чтобы мы могли сделать это вместе. Это не столько соревнование, сколько соревнование с самим собой, а не с другими», - говорит Чаглуак.

Чаглуак, который сейчас работает в Центре наследия коренных народов Аляски в Анкоридже, говорит, что с возрастом его культура становится для него все более важной, и игры — это способ выразить эту гордость.

Майли Какарук, 15-летняя девочка-инупиак, примет участие в нескольких категориях WEIO, включая тягу индийской палки, аляскинский хай-кик и прыжок с колена.

Какарук говорит, что путешествие по Аляске для участия в соревнованиях помогло ей укрепить связи в своих общинах.

«У меня есть семья на Аляске, но я не смогла бы знать так много людей, если бы не эти виды спорта», — говорит она.

Какарук говорит, что представляет себе, как ее предки играли в те же игры сотни лет назад, а деревенские старейшины наблюдали за тем, чтобы решить, кого включить в свою следующую охотничью партию. Каждое событие имеет свою собственную историю.

«Я узнала гораздо больше о своей культуре, а также о происхождении и предыстории игр. Каждое событие имеет особое значение. Например, прыжок в длину с ножницами должен был показать, сможете ли вы перепрыгнуть ледяные шапки».

«В эти игры играли, чтобы помочь моим предкам поддерживать форму», — говорит она.

Вот почему для Каллок так важно сохранение спорта коренных жителей Аляски.

«Я думаю, что в любой культуре мира, если вы прикоснетесь к истокам своего народа и найдете что-то, что затронет вас лично - в художественном, физическом, академическом плане, - это может обогатить вашу жизнь настолько, что вы измените ее», - говорит Каллок.

«Для коренных народов, чья культура может оказаться под угрозой исчезновения, найти что-то, что тесно связывает вас с тем, что существовало на протяжении тысячелетий, с чем вы можете лично быть связаны, — это удивительный подарок».