9 мин.

Только ли в лимите проблема? Почему русская молодежь изначально хуже иностранной?

10-ого сентября, Владимир Владимирович Путин высказался по поводу возможных реформ российского футбола, в частности о возможности отмены лимита на легионеров в РПЛ:

"Вот я опять слышал в последнее время: «Давайте снимем ограничение на количество иностранных спортсменов». Замечательно. Вам что, неизвестно, что с 1988 года сборная России не играет на Олимпийских играх? Ну и еще не будет 20 лет играть, если одни иностранцы будут играть" - заявил Путин на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта.

Многие бывшие спортсмены и общественные деятели, политики, поддержали слова президента или же высказали схожие взгляды на ситуацию. Столько же, если не больше людей высказываются негативно и не согласны с мнением первого человека в стране, вполне трезво указывая на объективные недостатки нашей футбольной системы.

Об отмене или смягчении правил для иностранцев в говорили с очень давних пор. Но поистине "накипело" только после проваленного Евро-2021. Российская сборная на турнире показала свои худшие качества, уступала своим оппонентам даже в аспекте игры, где должна была быть лучше (физика), а практически все игроки сборной были технически хуже европейских соперников. Смотря на то, как в прошлом году Россия "пала" в таблице коэффициентов УЕФА и провела один из худших еврокубковых сезонов в истории, мысли о каких либо изменениях приходили сами. И лимит - это именно то, что всплывает в памяти первым делом. Космические оклады не очень космических игроков, качественно уступающих более дешевым и желающим играть иностранцам кажутся уже нормальным явлением. А что происходит, когда из таких парней собрана большая часть команды? Как мы видим, ничего хорошего.

С другой стороны, вспомним сборную Советского Союза и национальный чемпионат СССР. Вспомним то время, когда в чемпионате не выступали иностранцы из Африки, Португалии или Бразилии. Именно к этому периоду истории апеллировал президент.

Действительно, сборная Советов представляла из себя одного из самых опасных соперников, и никаких легионеров не было и не могло быть. Уровень чемпионата и сборной измерялся исключительно уровнем игры советских спортсменов. Этот уровень был не космическим, но очень высоким.

И сейчас футбольная общественность разделилась на два лагеря: людей, которые разделяют мнение об отмене или смягчении лимита, и тех, кто категорически против иностранцев в нашем спорте. Оба варианта верны: те, кто вспоминает игру русских команд в 2005, в 2008, сборную России тех лет, уверены в том, что без лимита в российском чемпионате конкуренция была выше. А те, кто смотрят на Советский Союз, тоже трезво оценивают очень высокий класс русских игроков того времени.

Но ни один, ни другой вариант сейчас работать не будут. Если прямо сейчас поставить 100% лимит, РПЛ превратится в одну из самых слабых лиг европы - и дело не в желании играть или не играть русских игроков. Они изначально приходят к профессиональному футболу уже хуже европейских коллег. И дело в детско-юношеском футболе России. Мальчики 12-15 лет, играющие без каких-либо лимитов, уже менее перспективны, нежели их иностранные оппоненты. Приведу несколько причин, почему российский футбол приближается ко дну из-за того, как мы развиваем молодых игроков:

матч Чертаново - Локо

Первая, и, наверное, самая простая причина - низкий уровень академий. И если школы Спартака, Локомотива, Краснодара, Зенита или ЦСКА с Чертаново можно назвать хорошими, то что происходит в глубинке? Там, где родилось большинство игроков сборной. Вспомните, где появились на свет Головин, Миранчук, Смолов или Кузяев. Проблема российского футбола, как и всего российского государства в том, что высокий уровень жизни и развития спорта сосредоточен в нескольких регионах. Многим молодым, перспективным парням приходится добираться до места тренировок многие часы, если вообще не переезжать в интернат, покидая родной дом. Леонид Слуцкий высказывался по этому поводу, когда сравнивал нашу футбольную систему с испанской, и дословно сказал следующее: разница между системами не в уровне лучших академий, а в развитии провинциальных школ. Если игрок в нашей стране должен тратить большое время, что бы добраться до тренировки, он может бросить футбол. Заставят родители или сам потеряет желание. А в Испании хорошие футбольные академии расположены в каждом большом городе - в каждой деревне есть поля и у каждого есть возможность погонять мяч в любом месте страны: у Испании просто больше игроков.

Второе - футбольные детские тренера. Это больная для нас тема. Маленькие ребята, лет 7-8, приходят на первое занятие в какую-нибудь обычную секцию, и встречаются с ним... Орущий, толстенький физрук. Никакого креатива, никакого подхода к детям, только ор, эмоции, иногда маты. И проблема не в тренере - не он такой, а жизнь такая. Зарабатывая условные 20 тысяч в месяц, он должен пахать и смотреть на маленьких, по его мнению, не умеющих играть, детей. Относятся к нему, как к скоту, все родители считают, что их ребенок - гений футбола, и тренер всегда неправ. Спортивный тренер становится воспитателем, который часто не в состоянии контролировать детей и их родителей. Очень мало действительно толковых, спокойных тренеров, которые в состоянии воспитать профессионала.

К молодым игрокам нужно относится также, как и к профессиональным спортсменам. Давайте честно, вам нравиться стилистика игры, отношение к журналистам и к игрокам Станислава Саламовича? Многие скажут - нет. А теперь надо осознать, что таких тренеров в молодежном спорте - 90%. Физруки, а не тактики, руководят детско-юношеским футболом России. Опять же, сравним с Испанией - футбольные тренера зарабатывают много, они любят свою работу. Тренируют свои коллективы как грандов, звезды в которых - подрастающие детишки. Футбол становится тактическим, а не силовым. Акцент в Европе ставится на креатив, на умении играть в футбол, а не на умении бегать и бороться. Они еще вырастут и подкачаются. А сейчас главная задача - воспитать в них желание играть в испанский футбол. В пас. Думать на поле, анализировать происходящее с их телом и их мозгами. Зачастую им уже в этом возрасте преподают финансовую грамотность - что бы знали, что будут делать в будущем с навалившимися деньгами.

Акцент в наших же школах ставится на массу и рост 14-16 летних ребят. Понятное дело, что маленькие, уступающие по антропометрии своим конкурентам игроки будут меньше играть. Но именно они, в большинстве случаев, являются теми игроками, которые думают на поле, понимают игру. Когда игрок понимает, что он меньше своих оппонентов, ему приходится анализировать свою игру и искать способы быть лучше соперника, превосходящего его в габаритах. Так появляются умные игроки, способные строить игру своей команды. Маленький игрок, с низким центром тяжести, юркий, обладающий футбольным интеллектом - таких в нашем футболе немного именно по той причине, что их отчисляют. Отчисляют за непригодность. В силовом футболе не приветствуется креатив и виденье поля. Культура паса неважна, когда все решают навесы.

Если вы смотрели матчи сборной на евро-2021, вы могли заметить, как плохо мы играли в пас. Короткие и средние передачи в исполнении наших игроков зачастую были не точны: но дело не в игроках и не в тренерах. Их в детстве этому не научили, потому что тогда учили бороться и играть навесами.

Русский Месси Денис Давыдов

И, наконец, главное. Тренера обязаны выигрывать турниры своих возрастов, а иначе их уволят. А в этом возрасте выигрывают самые большие, сформировавшиеся парни. Это означает, что наша футбольная система увольняет людей, которые пытаются наигрывать менее физически развитых. Наверняка вы замечали, что наши юношеские сборные и команды выигрывают множество турниров в своем возрасте. Наша сборная берет молодежный чемпионат Европы, а потом бесследно исчезает, почему? Игроки, которые воспитывались на силовом футболе и выигрывали все с менее физически развитыми соперниками, просто оказались не готовы функционально к игре на высоком уровне, потому что их учили бороться и играть головой, а не играть в комбинационный футбол. И в противостоянии с такими же по массе соперниками они проигрывают, теряются и, в итоге, экс-игроки молодежной сборной поголовно уходят в ПФЛ или в любительские клубы.

Разумеется, бывают исключения - игроки, которые смогли переломить себя и вырасти до взрослого уровня. Но, из 1000 перспективных парней таких выйдет меньше 10. Это и есть молодые игроки РПЛ и сборной. Но вот проблема в том, что игрок, который вырос в такой обстановке, будет играть хуже, чем иностранец, потому что иностранец знал эти игровые моменты уже в 15, когда наш игрок учился навешивать, бить головой и много ел по подсказке своего тренера.

Получается так, что в Европе игроки растут благодаря системе, а у нас - вопреки ей. Эти игроки - Миранчуки, Головин, Захарян и прочие. И пока немцу, чтобы попасть в сборную Германии, надо выдать великолепный сезон - у нас просто надо уметь выбивать мяч и толкаться, чтобы получить место в центре защиты на Евро. Разумеется, я не пытаюсь никого обидеть. Если начать разбираться в том, что происходит в нашем футболе до 18 лет, понимаешь, что лимит во взрослом спорте - лишь вершина айсберга, ни на что не влияющая. Если мы не хотим падать дальше в таблице коэффициентов УЕФА, не хотим с трудом искать 30 игроков для сборной в 145-ти миллионной стране и начать достойно выступать на уровне сборных - нам надо менять школу футбола, а вернее, наконец ее создать.

Нам надо изменить структуру оценки молодых игроков. Перестать играть в "футбол дровосеков", начав развивать тактическую сторону игры. Примеры? - Дания и Бельгия. Ну а главное - перестать оценивать игроков в маленьком возрасте по физическим данным, ведь все развиваются с разной скоростью.