6 мин.

Почему не стоит говорить во время стрельбы и захваливать спортсменов во время гонки (открытое письмо Д. Губерниеву №2)

Эпиграф. Смешанная эстафета на Чемпионате Европы. Последний этап. Сборная России с большим отрывом лидирует. Логинов подходит к своему первому рубежу («лёжка») с более чем минутным преимуществом. Комментатор, со свойственной ему страстью, начинает хвалить спортсмена, используя слова типа «железобетонный». Ветра практически нет. Никакого давления трибун (зрителей на Чемпионате Европы «кот наплакал»), конкуренты так же не могут помешать в связи с их отсутствием не только рядом, но и в ближайшей перспективе. И «железобетонный» Логинов начинает промахиваться. Один раз, второй, третий. Чудом не заходит на штрафной круг. Несколько обескураженный таким поворотом событий комментатор (то ли интуитивно, то ли «от греха подальше») на втором рубеже («стойке») со свойственной ему страстью ЗАМОЛКАЕТ. Преимущество после промахов на первом рубеже сократилось вдвое. Стойка, как  правило, сложнее стрельбы из положения лёжа. Психологическое давление возросло в несколько раз (промахиваться уже нельзя). Логинов стреляет быстро и чисто.

К сожалению, «избыточный потенциал» невозможно пока объяснить с точки зрения науки. Но непонимание природы электричества нисколько не мешает нам им пользоваться. Избыточный потенциал можно наблюдать в избытке в окружающем нас пространстве и времени. Бутерброд, почему-то, почти обязательно падает маслом вниз. Когда мы спешим, обязательно кто-то будет мешаться впереди, словно специально не давая нам пройти или проехать. Девушка, на дух не переносящая спиртное, почему-то выходит замуж за алкоголика. Порой, несколько раз подряд. Народная мудрость тоже не смогла обойти эту мучительную закономерность стороной, призывая «не делить шкуру неубитого медведя».

В трансёрфинге избыточный потенциал описывается с точки зрения энергии, из которой (по предположению не только эзотериков, но и физиков) состоит наш мир. В норме энергия должна равномерно распределяться в пространстве. Если же где-то создается энергетический дисбаланс (избыточный потенциал), «равновесные силы» тут же «разравнивают» его. Энергетический сгусток на материальном уровне – это повышенная важность и значимость чего-либо. Или идеализация. Если мы идеализируем что-либо, если придаем этому повышенную значимость и важность – то, как правило, получаем ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ. И чем больше вкладываем в это своих эмоций, тем избыточный потенциал выше. Грубо говоря, чем сильнее мы чего-то хотим, тем меньше шансов это получить. И наоборот, чем сильнее мы чего-то НЕ хотим, тем больше шансов, что мы это получим, ещё и больше, порой, чем не хотели. Практически каждый из нас имеет этот странный опыт, когда наше заветное желание исполнялось ровно после того, как мы переставали это хотеть.

В биатлоне «избыточный потенциал» проявляется, например, в проблеме «последнего выстрела». А если от этого последнего выстрела зависит еще и медаль (сильно повышается значимость), то вероятность промаха еще больше возрастает. Почему признанные лидеры зачастую плохо выступают на «главных стартах»? Потому что от них слишком многого ждут. Потому что (порой, искусственно) резко поднимается важность мероприятия (например, Чемпионата мира, хотя он фактически ничем не отличается от обычных этапов мирового Кубка). Именно поэтому на «главных стартах» часто «выстреливают» совершенно неожиданные персоналии (порой, даже не из ближайшего резерва). «Запасная» Услугина, вызванная в срочном порядке на спринт Чемпионата мира после отстранения Глазыриной, выступила лучше всех наших («основных») и единственная (тоже из наших) отстреляла на ноль. И, что характерно (и удивительно), осознанно назвала в интервью причину этого – «не было мандража, была абсолютно спокойна» (потому что никто не ждал от неё хорошего результата в связи со всеми обстоятельствами). Вообще, биатлон, как вид спорта, значительно более чувствителен к избыточному потенциалу, нежели, например, лыжи. Именно из-за стрельбы. И именно с этим и должен работать психолог. С умением правильно настроиться на стрельбу (об успешной практике в этом направлении наш следующий материал).

Еще один пример из жизни. 2008 год. Чемпионат Европы по футболу. Вечером – игра сборной России, которая неожиданно для всех (и больше всего, наверное, для самой себя) вышла в полуфинал. Когда мы въезжали в город за несколько часов до игры, то нам уже было совершенно ясно, что наши проиграют. Причём, с крупным счетом и «безнадежно». Потому что ТЫСЯЧИ пьяных болельщиков с российскими флагами за несколько часов до игры высыпали на улицы и УЖЕ праздновали. Непонятно что и непонятно зачем. И так по всей России. И вряд ли бы они смогли ответить на вопрос ЗАЧЕМ они так поступили, даже после того как протрезвели.

Как довольно легко добиться временной импотенции у мужчины? Сказать перед интимным процессом что-то вроде: «Ну, давай поглядим, на что ты способен» (с соответствующей интонацией). Впрочем, то же самое можно сотворить (непонятно, правда, зачем) и с женщиной, когда она будет готовить  перед каким-нибудь важным мероприятием. Избыточный потенциал используется вовсю, направо и налево, сплошь и рядом. Глазырину не случайно отстраняют за несколько часов до гонки. Хотя о наличии её фамилии в докладе Макларена было известно уже несколько месяцев. Именно для того чтобы создать дополнительное напряжение, сбить спокойствие у всей команды. Отметим, также, что некоторые (умные) спортсмены, вольно или невольно, имеют в виду избыточный потенциал. Лаура Дальмайер, например, перед Чемпионатом мира настойчиво внушала всем, что «не стоит ждать от неё слишком многого» (потому что ждали и слишком много).

Без сомнения, Дмитрий Губерниев – не только комментатор от Бога. Со своими достоинствами и недостатками, которые легко можно поменять местами, если посмотреть на них с другой стороны. Многие эксперты (порой, с неудовольствием) отмечают, что именно он сделал биатлон «зимним видом спортом номер один» у нас в стране. И одно из ключевых качеств Дмитрия – он очень эмоционально нахваливает наших спортсменов при любом удобном случае (и не только спортсменов, но это уже не относится к нашему текущему разговору). Зачастую, просто «купает в комплиментах» в процессе гонки. И это было бы просто одним из его особенных свойств, если бы не два «но». Прямой эфир и миллионы зрителей. И, словно маг и чародей, Дмитрий Губерниев, сам того не подозревая, своим словами меняет реальность. Потому что создает избыточный потенциал, не только своими эмоциями, но и провоцируя ими эмоции миллионов телезрителей. А это уже серьезно. Причем эмоциональный (энергетический) всплеск происходит прямо во время гонки, в реальном времени. Отсюда, кстати, следует ответ на постоянный риторический аргумент Дмитрия к болельщикам – что, мол, другие то спортсмены от его слов не промахиваются. Потому что на других, как правило, нашим болельщикам наплевать. А своих у многих биатлонистов (включая, кстати, французов) либо нет, либо мало.

Конечно, это выглядело бы очень странно (мягко говоря), если бы комментатор нахваливал во время гонки наших соперников и ругал наших. Хотя это - идеальный вариант «магии». Таким же странным было бы игнорирование наших спортсменов (это, кстати, происходит само собой, когда они где-нибудь в самом конце и не попадают в камеры – и тогда они, порой, начинают совершать чудеса, отыгрывая несколько десятков мест). Но снизить интенсивность «нахваливания» ДО окончания гонки и помолчать несколько секунд во время стрельбы– вполне себе реальная задача, нисколько не мешающая рейтингу (ни трансляции, ни комментатора). Или, хотя бы, после очередной порции комплиментов обязательно заметить, что рано еще праздновать победу, гонка не закончена, что «биатлон – непредсказуемый вид спорта» и может произойти, что угодно. Что, кстати, происходит всё чаще. Не заметить прогресса в этом вопросе у нашего комментатора невозможно. То, что было раньше и то, что есть сейчас – это две большие разницы. Но «залеты», порой, всё же, случаются.

P.S.

Вот так вот, немного путано и хаотично. И с надеждой на лучшее. Отлично понимая, что мало кто прочитает материал блога, находящегося на 53 тысячи каком-то там месте в рейтинге. Но вдруг это будет как раз кто-то из тех, кто пишет Дмитрию Губерниеву в инстаграмме. Почему бы и нет…