7 мин.

«Джонни О». История одного из лучших левых нападающих второй половины прошлого века

Джон Огродник

Одна из последних игр Джона Огродника в НХЛ состоялась, когда ему было всего лишь 33 года. Фото: Fotobank/Getty Images/Steve Babineau/NHLI

В январе 1980 года в одном из матчей регулярного чемпионата нападающий Детройта Джордж Лайл получил тяжелую травму колена. Перед главным тренером команды Бобби Кроммом стояла задача в короткие сроки прикрыть брешь на левом фланге. Для этого Кромм решает вызвать из фарм-клуба 20-летнего Джона Огродника. С того момента начинается стремительная и короткая карьера «Джонни О», как называют его фанаты в Хоккейтауне.

Джон Огродник родился в Оттаве, провинция Онтарио, но вскоре после рождения сына, семя Огродников переехала жить в Колд Лейк, что в Альберте, неподалеку от Эдмонтона. Его карьера началась в Юниорской Хоккейной Лиге Британской Колумбии, откуда он, не успев доиграть полный сезон, был отправлен в Западную Канадскую Хоккейную Лигу, в клуб «New Westminster Bruins». Можно сказать, что Джону повезло попасть в такую команду. «Брюинс» вместе с Огродником выиграли чемпионат и завоевали Мемориальный Кубок. Через год успех полностью повторился, а Огродник стал лучшим бомбардиром команды. Следующий, преддрафтовый сезон, Огродник тоже провел фантастически. Он был лидером команды, вызывался в сборную Канады на молодежный чемпионат мира и закончил сезон вторым в списке бомбардиров клуба. Все шло к тому, что Огродника выберут в первых раундах.

– Мне было уже 19 лет, но я не получал много игрового времени. Тогда нашим тренером был Эрни МакЛин, он позвал меня в свой кабинет в конце сезона и сказал: «Джон, не волнуйся, ты уйдешь в первом или во втором раунде».

Но, к сожалению, слова тренера не оказались истиной, и Огроднику пришлось серьезно понервничать, прежде чем его в четвертом раунде выбрал Детройт.

– Я помню, как сидел у радиоприемника и слушал драфт, первый раунд проходит, меня не выбрали. Второй раунд проходит, снова нет. Третий раунд проходит, никто. А потом в четвертом раунде меня, наконец, выбрал Детройт.

Такое отсутствие внимания со стороны скаутов послужило мощной оплеухой для игрока. И в тренировочный лагерь «Ред Уингс» он приехал полный решимости доказать всем скептикам их неправоту. Там он действительно произвел сильное впечатление на весь тренерский штаб, но был отправлен в Адирондак, как позже выяснилось, всего на три месяца. С первых матчей Огродника поставили в первое звено к Дэйлу МакКорту и Майку Фолиньо, и весь остаток сезона он провел в Детройте.

Следующие четыре сезона Джон Огродник был одним из лучших левых нападающих в лиге. Он три раза с перерывом приглашался на Матч всех Звезд, регулярно становился лучшим снайпером в команде и впервые сыграл за Канаду на взрослом чемпионате мира. Но абсолютно удачным для Огродника стал сезон 1984/85, в котором он набрал 105 (55+50) очков, став седьмым бомбардиром в лиге и первым среди левых нападающих. Перед тем сезоном главный тренер Детройта Ник Полано создал ударную связку команды из Рона Дугая, Стива Айзермана и Джона Огродника. Рядом с этими партнерами потенциал Огродника полностью раскрылся. Пускай, команда и продолжала регулярно проигрывать, правда теперь уже в плей-офф, но первая тройка Детройта считалась одной из лучших в НХЛ на тот момент.

В феврале 1985 года Огродника четвертый раз приглашают на Матч всех Звезд. В то время он был на пике, и начинал игру в стартовой пятерке, рядом с Уэйном Гретцки.

– Я начинал игру, находясь на левом фланге, вместе с Уэйном Гретцки. Это было очень интересно для меня, хоть и длилось всего одну смену. Затем Глен Сатер опустил меня во второе звено.

В следующем сезоне Огродник вновь стал лучшим снайпером и бомбардиром команды, однако команда по-прежнему плелась в конце всей турнирной таблицы лиги.

Джон Огродник

Летом 1986 года генеральный менеджер Детройта Джим Девеллано производит существенные изменения в команде: было произведено несколько обменов, систему покинуло около десяти хоккеистов, и, самое главное, в команду пришел Жак Демер, которому с ходу удалось преобразить ее.

Детройт заиграл по-новому благодаря Демеру, который по окончании сезона получит за это «Джек Адамс Трофи». Сам же Огродник, носивший литеру «A» на джерси, выдал отличное начало сезона. В первых 39 матчах набрал 40 (12+28) очков, но за Детройт он играл ровно лишь до середины января, поэтому сыграть в финале конференции, до куда команда дошла в плей-офф, ему так и не довелось.

На экваторе регулярки Джим Девеллано обменял Огродника в Квебек Нордикс, где в то время играли братья Антон и Петер Штясны, Дэйл Хантер и Мишель Гуле. Основной причиной обмена послужила недостаточно активная игра в обороне. От Огродника требовали играть с оглядкой на ворота, что он делал неохотно. В интервью он объяснял, что его главная роль - атаковать, что ему нравится все время быть открытым для паса в средней зоне, что таков его стиль. Чуть позже последовал небольшой конфликт с одним из тренеров, и ждать оставалось недолго. Девеллано быстро нашел новую команду для Огродника.

– Когда я вспоминаю ту ситуацию, я как бы шучу. Я называю это двойной ложью от Жака Демера, потому что незадолго до этого ходило много слухов, в газетах писали, что меня обменяют в Квебек. Но Жак подошел ко мне во время утренней раскатки и сказал: «Джон, я читал о тебе в газете, тебя обменивают в Квебек?». На что я ответил: «Ну, Жак, я не знаю». Он говорит: «Не волнуйся. Я никогда не буду обменивать тебя в Квебек». Я называю это двойной ложью. В конце концов, он обменял меня, а недавно я узнал, что Жак тогда ничего не читал.

В Квебеке Джон Огродник доиграл остаток регулярки и дошел до второго раунда в плей-офф. Но его пребывание в Канаде было недолгим. В сентябре того же года игрок попросил у руководства клуба обмен, и уже спустя несколько дней Огродник собирал вещи в Нью-Йорк.

– После моей просьбы мой агент сообщил, что у меня есть два варианта, либо Питтсбург, либо Нью-Йорк. Мне всегда очень нравилось быть в Нью-Йорке, и я думал, что играть именно там было бы очень интересно, поэтому мы выбрали Нью-Йорк. Конечно, я согласен с тем, что Нью-Йорк может быть пугающим, и я действительно так думал в самом начале. Но время шло, я адаптировался, мне стало более удобно, и я действительно наслаждался жизнью Манхэттена.

Первые два сезона в Нью-Йорке Огродник не оправдывал ожидания. Провальными их сложно назвать, он по-прежнему набирал по 40-50 очков за сезон. Но вместе с этим тренер однажды даже отправил игрока в ИХЛ. Такая депрессия продолжалась до сезона 1989/90, когда «Рейнджерс» возглавил Роджер Нельсон. Он буквально и вытащил Огродника из ямы.

– На некоторое время я даже потерял уверенность. Но тогда в команду пришел Роджер Нельсон, он сразу же сказал мне: «Я дам тебе десять игр. Покажите мне все, на что ты способен». К счастью для меня, он поставил меня в одно звено с Брайаном Малленом и Келли Кизио. С этого все и началось.

Джон Огродник

Шансом Огродник воспользовался сполна, у него словно открылось второе дыхание. Играя вместе с Малленом и Кизио, он набрал 74 (43+31) очка в 80 играх. Но следующий сезон стал последним для этой тройки, оба партнера Огродника по звену ушли в Сан-Хосе, а в Нью-Йорк переехали Сергей Немчинов, Тони Амонте и Марк Мессье. Естественно, 32-летнему Огроднику было нелегко соперничать с ними за игровое время, поэтому, как следствие, его результативность резко снизилась.

Летом 1992 года, выйдя на рынок свободных агентов, Огродник начал готовить себя к жизни без хоккея. Но неожиданно для всех и для себя в том числе подписал контракт с Детройтом. Для команды он сыграл лишь эпизодическую роль, в 19 играх набрав 12 (6+6) очков. Летом, сыграв один матч плей-офф, Джон Огродник в возрасте 33 лет объявил о завершении своей карьеры, за которую провел 928 матчей в НХЛ и набрал 827 (402+425) очков. Уйдя из хоккея, он устроился на работу инвестиционным консультантом.

– Мне всегда нравилось работать на рынке... Одно время я даже торговал различными товарами у себя дома.

Огродник по сей день живет в пригороде Детройта, и помимо работы с финансами он также является вице-президентом «Red Wings Alumni Association», ежегодно участвует в благотворительных турнирах по хоккею и гольфу, а также готовится 31 декабря сыграть в матче ветеранов «Детройта» и «Торонто» в рамках Зимней Классики.