7 мин.

«Ожидаю проигрыша в первом круге чемпионата мира»: и что всё-таки происходит с Трампом?

Март 2021. Джадд Трамп выигрывает свой пятый рейтинговый турнир за сезон – Gibraltar Open. В прошлом сезоне он завоевал шесть титулов, ещё годом ранее – впервые стал чемпионом мира и чемпионом Мастерса. Что могло пойти не так?

Март 2022. После поражения в четвертьфинале Tour Championship Трамп заявляет: «Моя главная цель в снукере – это получать удовольствие от игры, но сейчас этого не происходит. Видимо, мне нужно играть меньше турниров или даже пропустить целый сезон, как это делал Ронни».

В этом сезоне Джадд выиграл Champion of Champions и Turkish Masters, но его спад очевиден для всех. И дело даже не в том, что Трамп становился чемпионом только два раза, а не пять или шесть. Джадд перестал показывать первоклассную игру и начал реже появляться в поздних стадиях турниров. Он откатился с первого места в рейтинге, на котором продержался два года, на четвёртое и к чемпионату мира успел сделать всего 37 сотен (против 91 в прошлом сезоне и 102 в позапрошлом).

Может показаться, что конкретных причин слабой формы Трампа нет: Джадд стал хуже играть, и всё тут. Но на деле такой спад вполне объясним и где-то даже предсказуем. И определить его причины можно со слов самого Трампа.

«Это были долгие три сезона для меня, и психологически изматывающие»

Да, усталость – причина банальная, но в ситуации с Трампом она основополагающая. В случае Джадда работает простая схема: кто больше всех выигрывает, тот больше всех играет. За последние три года он играл абсолютно все турниры, кроме Мастерса 2021, с которого пришлось сняться из-за коронавируса, и Шутаута. И, как мы знаем, на подавляющем большинстве из них Трамп или поднимал у себя над головой трофей, или доходил минимум до четвертьфинала. Всё это сложилось в 107 матчей за прошлый сезон и 95 – за позапрошлый. Немаленькая нагрузка в условиях плотного календаря. Но как выигрывать турниры один за другим и в то же время давать себе передышку?

Здесь на помощь приходят Нил Робертсон и Ронни О’Салливан. Посмотрите, сколько матчей играли они и как это отражалось на титулах и финалах в сравнении с Трампом:

Ронни – явление непредсказуемое, и его снятия с турниров могут быть вызваны не столько желанием отдохнуть и набраться мотивации, сколько расположением духа. Но Нил Робертсон искусно сохраняет баланс между соревнованиями и отдыхом, что лучше всего показывает нынешний сезон. В этом году австралиец пропустил рекордное для себя количество турниров, но при этом показал и рекордную эффективность: из 12 турниров, в которых Нил принимал участие, он выиграл 4 (включая Мастерс), ещё раз был в финале и дважды – в четвертьфиналах. Кажется, сокращение календаря помогает Робертсону сохранять любовь к снукеру и силы на самую сложную борьбу.

«Приезжаешь, выигрываешь, возвращаешься домой – и так по кругу»

Но вернёмся к ситуации с Трампом. Почти весь прошлый сезон из-за коронавирусных ограничений прошёл на Маршалл Арене в Милтон-Кинсе, где в отсутствие зрителей трибуны завесили тёмной тканью, а к игрокам не подпускали никого, кроме рефери и официальных лиц. Сезон стал как будто искусственным, особенно для снукеристов, привыкших к поддержке и смене стран и городов.

Джадд Трамп высказался об этом на чемпионате мира: «Когда вокруг никого, нет зрителей, ты просто забираешь кубок, залезаешь в машину и уезжаешь. Те праздничные пару часов, когда можно встретиться с семьей и друзьями и вместе отметить победу, просто теряются. Пока добираешься до дома, почти забываешь, что произошло».

На Northern Ireland Open Джадд вернулся к этой теме: «Я очень горжусь тем, чего смог достичь, но большого удовлетворения турниры мне не приносили. Я будто стал роботом, привык к победам, они стали обыденностью. Приезжаешь, выигрываешь, возвращаешься домой – и так по кругу. Особое ощущение от побед ушло. Может, я стал неблагодарным, но для меня они были уже не такими значимыми». Очевидно, что монотонность сезона наложилась на физическую усталость Трампа и усугубила его ментальное состояние.

«Недостаток былой уверенности в себе имеет очень большое значение»

После 11 выигранных турниров за два года трудно не завышать ожидания от себя. Когда на Welsh Open у Джадда напрямую спросили, почему уровень его игры упал, он ответил: «Если честно, не знаю. Не получилось с ходу успешно начать сезон, и в этом была главная проблема». Как показала карьера Трампа до сегодняшнего дня, сильный старт сезона действительно помогает ему. В 2019 он начал с победы на International Championship, в 2020 – с финала Championship League и титула на Northern Ireland Open. На что-то похожее Джадд рассчитывал и в этом году, но сезон начался для него провально: Трамп бледно выступил на Championship League, проиграл Эллиоту Слессору на British Open и уступил первую строчку рейтинга.

После такого старта приоритеты сменились, и вплоть до февраля Джадд повторял, что ему нужна одна добротная победа на топ-игроком, один удачный турнир – и уверенность в себе вернётся, а за ней и прежний уровень игры. Хорошие победы и правда случались, а потом пришло и чемпионство сначала в Болтоне, а затем и в Анталье. Но стабильности так и не прибавилось. Трамп снова обманул свои ожидания.

Игнорировать давление со стороны экспертов и зрителей, тон которых закономерно сменился, Джадд тоже больше не может, и это не играет ему на руку. «Мне кажется, некоторые мои достижения остаются незамеченными. Всё же, я выиграл пять турниров в прошлом году. Иногда ожидания окружающих как будто опережают меня, а люди ждут всё больше», - признался Трамп на Мастерсе.

«Чем скорее я закончу с этим сезоном, отдохну и перейду к следующему, тем лучше»

Сложить все описанные выше причины с недавними словами Джадда о том, что он не получает никакого удовольствия от своей игры и «ожидает проигрыша в первом круге чемпионата мира» - и мы получаем  главную причину плохого сезона Трампа – общую усталость от снукера и частое равнодушие к нему как игре.

Что же делать? Универсального решения нет, но идея Джадда пойти по принципу «делай как Ронни» может сработать.

В 2012 после победного Крусибла О’Салливан окончательно устал от постоянных разъездов по турнирам и ушёл на перерыв длиной в сезон – до следующего чемпионата мира. За это время Ронни успел написать книгу и даже поработать 6 недель на свиноферме, после чего вернулся и в Шеффилде сенсационно защитил титул.  И хотя мы до сих пор видим у Ронни частую нехватку мотивации, 10 лет назад пропуск целого сезона однозначно помог ему перезапустить карьеру: с тех пор О’Салливан взял ещё 21 турнир, включая 7 мейджоров.

Едва ли кто-то, кроме Ронни, может после 7 месяцев без единого матча просто заявиться на турнир и не оставить ни шанса соперникам. Поэтому пауза длиной в сезон – всё же слишком радикальный шаг для Джадда Трампа. Но пропуск отдельных турниров и более длительные перерывы, чем то позволяет стандартный календарь мэйн-тура, могут пойти Трампу на пользу.

Вероятно, решающим станет чемпионат мира. Джадд признался, что ничего не ждёт от своего выступления в Крусибле. Но если ему всё-таки удастся превзойти непривычно невысокие ожидания (свои и чужие), Трамп вряд ли вспомнит о намерении взять долгий перерыв.

 Пора ждать от Джадда вестей со свинофермы?