6 мин.

Основные Психологические аспекты в подготовке юных футболистов

Детская Психология

Детская психология очень подвижна, процессы возбуждения и торможения очень сильно зависят друг от друга, вот ребенок смеется, а вот он уже переживает и расстраивается. Тренеру необходимо оценить свою группу, как это можно сделать? Провести несколько подвижных игр и посмотреть, как ребята ведут себя, активны ли они, насколько эмоциональны и энергичны, выпадает ли кто-то из игры, стесняется или нет.

Типы Темперамента.

Типы темперамента:

1. Холерик. Характеризуется как сильный неуравновешенный тип нервной деятельности. Отличается сильным процессом возбуждения и более слабым процессом торможения, поэтому легко возбуждается и с трудом затормаживает свои реакции.

2. Сангвиник. Характеризуется как сильный уравновешенный и высокоподвижный тип нервной деятельности. Отличается сильными уравновешенными и высокоподвижными процессами возбуждения и торможения. Легко переключается с одной формы деятельности на другую, быстро адаптируется к новой ситуации.

3. Флегматик. Характеризуется как сильный уравновешенный тип с инертной особенностью нервной деятельностью. Имеет сильные и уравновешенные процессы возбуждения и торможения, но малоподвижный - небыстро переходит с возбуждения на торможение и обратно. Медленно и с трудом переходит от одного вида игровой деятельности к другому, зато достаточно вынослив при длительной работе.

4. Меланхолик. Характеризуется как слабый тип нервной деятельности. Имеет слабые процессы возбуждения и торможения с некоторым преобладанием тормозного процесса, долго адаптируется, подвержен неврозам. Зато обладает высокой чувствительностью к слабым раздражителям и может быстро их определять.

Профессиональные футболисты в своем большинстве (около 85%) обладают сильным типом нервной деятельности, так как спортсмены со слабой нервной системой проявляют более низкие результаты во время тренировок и матчей, следовательно, их эффективность ниже тренировочной и соревновательной деятельности, они плохо переносят частые выступления на соревнованиях. 

Футболисты с преобладающим типом темперамента сангвиник, которые обладают сильной нервной системой, имеют наиболее высокую физическую работоспособность, определяемую тестами на максимальное потребление кислорода (МПК) и мощность работы PWC 170 при ЧСС = 170 уд/мин. Они быстрее восстанавливаются и лучше переносят переезды и смену часовых и климатических поясов. В то же время у футболистов-меланхоликов, обладающих слабой нервной системой, предельно допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок должны быть в 1,5-2 раза ниже. Отмечается, что спортсмены с таким типом темперамента, очень редко достигают высоких достижений в футболе.

Различные типологические свойства нервной системы являются врожденными задатками, из которых при определенных условиях развиваются специфические способности индивидуумов. Для максимальных проявлений своих способностей человек случайным образом или сознательно выбирает наиболее адекватные приемы и способы деятельности, а в спорте – стиль соревновательной деятельности, который обусловливает тактику ведения спортивной борьбы. В частности, спортсмены ситуационных видов спорта, в том числе футболисты с различным стилем игры (играющие в нападении или защите) имеют существенные индивидуально-типологические различия - по временным параметрам деятельности, эффективности решения тактических задач, психофизиологическим особенностям и по характеру межцентральных взаимосвязей биопотенциалов в коре больших полушарий.

Имеются две точки зрения относительно той роли, которую играет темперамент в спортивной деятельности и непосредственно в футболе. Одна точка зрения предполагает, что, в силу специфических особенностей деятельности, успех в футболе предопределен свойствами типа нервной системы и темперамента, которые в этом случае выступают как общие способности к спортивной деятельности. Другая точка зрения предполагает, что в футболе свойства типа нервной системы и темперамента не являются способностями. Особенности влияния типа темперамента футболистов на формирование состава футбольной команды | Физкультура | Педагогический опыт / Всероссийский журнал авторских публикаций, конкурсы и конференции для учителей и воспитателей (pedopyt.ru)

На что же следует обращать внимание, чтобы тренировка на начальном этапе проходила интересна и вовлекала юных футболистов в игру, прививала бы любовь к футболу?

  1. Тренировка должна состоять из подвижных игр, в которых ребенок может представить себя в роли того или иного игрока, выполняющего определенные функции. К примеру игра "Зайцы волки" игра полезна в начале тренировки в подготовительной части тренировочного занятия, для поднятия эмоционального фона и активизации функциональных систем перед тренировочным занятием.

  2. Относительно подготовленности группы, конечно лучше использовать игры, включающие мяч, где каждый ребенок сможет работать с мячом и выполнять огромное количество касаний с мячом уже в начале тренировки.

  3. Дети приходят играть соответственно мы выстраиваем тренировку в игровом ключе: Подвижная игра(5-10 минут)- SSG(small sided games- игры в малых составах 1х1/2х2) 15-20 минут-Игра с техническим элементом, прорабатываемым в тренировочном занятие (20 минут)- Футбол 30 минут(без заданий, подсказок и остановок, просто дать детям насладиться игрой).

Игры 2х2 (SSG)
Игры 1х1 (SSG)

На наш взгляд в детско-юношеском футболе, мы так же должны уделять большое внимание индивидуальной работе и подсказу каждому игроку. Советы, подсказки не должны быть в утвердительной форме, они выстраиваются в форме вопросно-ответного общения с игроком.

Как выстраивать общение с игроком?

Пример:

Тренер: О чем мы с тобой Говорили? Как мы играем?

Игрок: Мы играем низом, не боимся идти в обыгрыш

Тренер: Как удобнее отдать было передачу партнеру?

Игрок: Надо было сыграть низом.

Тренер: Не думай об ошибке , что мы делаем, когда потеряли мяч?

Игрок: Мы вступаем в отбор, чтобы вернуть мяч под контроль.

Это лишь малая часть вопросов, которые мы в силах задать ребенку, чтобы не вводить его в зону стресса и переживания. Дети играют, ошибаются- это нормально. Игра состоит из ошибок, благодаря этому мы развиваемся.

Не нужно торопить событий, давить на детей и всячески показывать им свое превосходство над ними. Только диалог, помощь, поддержка и вера в своих подопечных, способствует росту, развитию и становлению будущих футболистов.

А какие цели, приоритеты в подготовке и долгосрочные планы решать уже самим тренерам.

Основной задачей должно быть воспитание и подготовка игроков для сборных команд России, выходом их на профессиональный уровень и уезд в Европу, только там мы сможем быть конкурентно способными.