7 мин.

Просихождение Райо Вальекано. Легендарный 1924 год: рождение и первые шаги. Часть I

В среду 4 июня 1924 года мадридская ежедневная газета Ла Либертад начала отсчет с момента рождения Райо Вальекано несколькими строчками в разделе объявлений:

Новое Сосьедад Агрупасьон Депортива Эль Райо приветствует все Общества (как состоящие, так и не состоящие в Федерации) и, начиная со следующего воскресенья, желает играть с теми, кто этого захочет на поле и в то время, которые они найдут удобным для себя.

Предложения принимаются в виде писем в эту газету или в офис по адресу Кармен, 28 (Пуенте де Вальекас) – Капитан, Хуан Уэрта

Пердставление клуба широкой общественности. Самый первый документ в истории Райо Вальекано. Газета Ла Либертад от 4 июня 1924 года

Пердставление клуба широкой общественности. Самый первый документ в истории Райо Вальекано. Газета Ла Либертад от 4 июня 1924 года

 

Это короткое послание в прессе является первыми документом в истории клуба. Райо Вальекано, в течение многих лет носивший название Агрупасьон Депортива Эль Райо, присоединился к клубам той эпохи. У клуба ещё не было поля, по этому команда не могла пригласить соперников, но уже были юридический адрес на улице Нуестра Сеньора дель Кармен 28 (известная просто как улица Кармен), сегодня это улица Пуерто Дель Монастерио, дом номер 8, и капитан, Хуан Уэрта.

Клуб родился, как это и обычно и бывает, как клуба района, единственного района, команда которого, спустя много лет, выйдет в высший дивизион национального чемпионата. Пуенте де Вальекас, район которому всегда принадлежал Райо Вальекано, в 1924 году был одним из 11 округов, образовавшим муниципалитет Вальекас, население которого в сумме насчитывало 57 тысяч жителей. Во главе муниципалитета находился округ Пуебло де Вальекас с более, чем 5 000 жителей, ему подчинялись кварталы Энтревиас (1 200 жителей), Баррио Обреро (1 000), Лас Калифорниас (350), Ла Чина (250), Донья Карлота (8 000) Эрильяс Альтас (1 000), Эрильяс Бахас (1 500), Пикасо (550), Лас Торресильяс (4 000) и самый крупных из них, Пуенте де Вальекас, так же известный как Нуева Нумансия, в котором проживало около 35 000 жителей.

Пуенте де Вальекас считался достаточно бедным, но промышленно развитым районом, в первые десятилетия двадцатого века он пережил период значительного экономического роста и заметный рост населения. Несмотря на то, что район испытывал серьёзные недостатки с точки зрения инфраструктуры и общественного здоровья, например, в районе не было водопровода, а общественные дороги находились в ужасном состоянии, это был очень перспективный район, растущий, со множеством заявок на разрешения на постройку домов на месте многочисленных пустырей, с большим числом домов и квартир, которые сдавались в аренду в основном мигрантам, приезжавшим со всей Испании. Низкие цены и близость к Мадриду способствовали росту населения. В районе был свой театр (Эль Фрутос), кинотеатры (Химено и Салон Гойя, в котором так же ставили спектакли), арена для боя быков, большое число танцевальных площадок на свежем воздухе и харчевен. Многие жители района работали в столице, с которой было активное сообщение благодаря трамвайным маршрутам 14, 15 и 29 (до Пуерта дель Соль можно было добраться за 20 минут), двум автобусным маршрутам, и кроме того, метро после того как в мае 1923 до района довели Линию 1.

Тот факт, что большая часть населения района работала в Мадриде, стал основной того, что различные организации стали подавать заявления о присоедини района к Мадриду. Это было сделано в типичной для начала века манере. В большой статье, опубликованной 26 декабря 1925 году в мадридской ежедневной газете Ла Вос под названием «Необходимо присоединить Пуенте де Вальекас к Мадриду», журналист и политик Бенито Артигас Арпон резюмировал это желание следующим образом: «Такой район как Пуенте не может быть окрестностями в той же мере, что и Вальекас, находящийся в пяти километрах от него, с его более деревенским, сельскохозяйственным и бедным населением. Пуенте является рукой Мадрида». Но несмотря на это, поселения Вальекас и Пуенте продолжали административно относится к одной и той же единице ещё в течение многих лет. Только в декабре 1950 года Вальекас целиком, в том числе и Пуенте, а также другие кварталы, был включен в территорию столицы. И только в 1987 году мадридская мэрия административно разделила Пуенте и Пуебло на различные районы. Но оба района в одинаковой мере чувствуют себя и гордятся тем, что они вальеканцы.

Инициатива создания Агрупасьон Депортива Эль Райо исходила от группы молодых игроков футбольного клуба Нумантино [Numantino], так же из Пуенте де Вальекас. В рамках организации в первую очередь культивировался футбол, но, кроме него, так же и другие виды спорта. Нумантино был клубом общества, представленного в нескольких видах спорта. Он был очень крепко связан с Пуенте, и именно поэтому был назван в честь Неува Нумансии. Офис находился на улице Нуестра Сеньора де Лас Мерседес, 7. 11 июля 1922 года ежедневная газета Ла Аксьион упоминала о его cоздании, выделив пять танцев клуба во время празднований в честь Кармильской Девы [Пресвятая Дева Мария с горы Кармил], небесной покровительницы Пуенте де Вальекас. 18 июля 1923 года ежедневная газета Голобо информировала о результатах cross-country забега длиной 4 километра, так же организованном в Пуенте и в котором приняли участие почти все участники общества, которые так же играли в футбольной команде. Трое из них заняли первые места: Альфонсо дель Кампо был третьим, вратарь клуба Сатурно Лопес пришел вторым, а победителем стал Хосе Мария Франколи. Другим видом деятельности, которому посвящали свое время члены клуба были театральные постановки. 14 июня 1922 года газета Ла Либертад информировала в Салоне Гойя была организована постановка на сцене пьесы Дом Трои [исп. – La casa de Troya] Алехандро Переса Лугина [Alejandro Pérez Lugín (1870 - 1926) испанские журналист, писатель, и режиссер].

Клуб Нумантино проводил свои матчи на площадке, которая находилась на месте нынешней улицы Пенья Горбеа, ранее называвшейся улица Эрманос Агирре. Там, начиная с 1910-ых годов играла молодежь района, среди с 1919 года основатели Райо Вальекано. Футбол пришел в Мадрид в конце XIX века как спорт высших слоев, поэтому до 1910-ых годов в него играли в небольшом числе районов на севере и в центре города. Конечно, существовали периферийные поселения и районы где так же на улицах играли в футбол, например, Карабанчель, чей главный клуб Реал Клуб Депортиво Карабанчель [Real Club Deportivo Carabanchl – Королевский Спортивный Клуб Карабачель, сейчас выступает на 5-ом уровне испанской футбольной пирамиды] был основан 8 сентября 1916 года и с гордостью носит звание третьего по возрасту команды столицы после Реал Мадрида и мадридского Атлетико и тринадцатого во всей Испании. Район Сьюдад Линеаль, где с апреля 1923 года на поле знаменитого одноименного велодрома проводились матчи, так же стал родиной нескольких команд, основанных в 1910-ых годах [например, в 1923 – 1924 годах этот стадион был домашним стадионом для Реал Мадрида].

Первой вальеканской командой, выступивший в федерацию, был Клуб Пресеверансия [Club Perseverancia – Настойчивость], чей офис находился по адресу шоссе Валенсия, в настоящее время проспект Альбуфера, 68. Он вошел в состав Федерации Центрального Региона, единственной федерации мадридского региона, в сезоне 1923/1924. В следующем сезоне, когда число команд, входивших в федерацию, увеличилось с 34 до 50 он был включен во Группу Б Второй Категории.

Несмотря на то, что иногда указывается на то, что игроки Нумантино, создавшие Эль Райо (до 1939 года название всегда писалось именно так, с большой буквой “E” в артикле “El”), не были ключевыми членами основной команды. Исключением был только Луис Гонсалес Рубио, капитан команды, выдающийся игрок, один из основных инициаторов основания общества и, кроме того, человек давший название новому клубу. Если говорить о «расколе» Нумантино, то кажется он не оказал такого значимого влияние на возникновение Райо Вальекано, как это принято считать. Более точно будет утверждать, что в рождении клуба принимали участие несколько игроков, которые покинули Клуб Нумантино. 23 ноября 1932 года газета Ла Либертад, мадридская газета наиболее подробна освещавшая новости небольших команд, опубликовала состав Нумантино, состоявший из следующих игроков: Сатурнино Луна, Пеньялва, Викториано, Гарсия, Дель Кампо, Луна (Р.), Франколи, Леанес, Аза, Исидоро и капитан Луис Гонасалес. Как мы можем видеть, только последний был в первом составе Райо, опубликованном в прессе в июле 1924 года, спустя совсем немного времени после основания клуба. Правый защитник Пеньялва скорей всего отец легендарного Маноло Пеньялвы, звезды команды 1940-ых годов.

Дом, где 29 мая 1924 года был основан клуб Райо Вальекано

Дом, где 29 мая 1924 года был основан клуб Райо Вальекано

Результаты Нумантино в месяцы перед уходом Луиса Гонсалеса и его друзей были достаточно печальны. 1 апреля 1924 года клуб проиграл в гостях со счетом 1:4 Калифорниас [Californias], другой команде из Вальекаса. Более вероятно, что игроки, покинувшие клуб, пытались создать общество, занимавшееся исключительно футболом. Таким образом эти молодые люди не видели никого смысла состоять в клубе, который был обществом [sociedad – так назывались спортивные клубы, в которых практиковались несколько видов спорта]. Эти игроки вместе с другими, которые не имели никакого отношения к Нумантино, собрались вместе в мае 1924 года, чтобы создать новую команду и найти офис, который стал бы убежищем клуба, ставшего в будущем Райо Вальекано.