11 мин.

Гендиректор «Балтики»: «Для выхода в Премьер-лигу нужно 450 миллионов рублей»

- Александр Петрович, в прошлом сезоне «Балтика» чудом спаслась от вылета во Вторую лигу, а в этом чемпионате реально претендовала на повышение в классе. В чем причина такого большого скачка?

- Вернемся года на полтора-два года назад, когда я пришел в клуб. Ситуация была очень сложная – не было бюджета, были большие долги. Мы стали избавляться от дорогостоящих футболистов. Совет директоров принял решение уменьшить платежную ведомость, потому что она была раздута, на мой взгляд, до неприличия. Набрали перспективную молодежь, которая на тот момент была не совсем готова играть в Первом дивизионе, стали наигрывать состав. Основной задачей на тот момент, скажу теперь уже откровенно, было сохранить команду мастеров. Дело доходило до того, что мы могли просто сняться с чемпионата.

Позже, когда у нас появился спонсор (концерн «Росэнергоатом»), губернатор Николай Цуканов поставил цель остаться в Первом дивизионе. Нам выделили деньги на приобретение новых футболистов. Тогда мы приобрели Вотинова, Чиркина, взяли на усиление Лебедева, Войделя. Именно этот костяк плюс молодые перспективные ребята дали результат. Мы сделали то, во что никто не верил – не проиграли в 8 играх из 10 и сохранили прописку в Первом дивизионе.

Эта же команда буквально через месяц начала новый чемпионат – сезон 2012/2013 годов. Здесь было очень много факторов. Первый заключается в том, что команда была полностью сформирована – те ребята, которых мы приобрели, хорошо влились в коллектив. Второй момент – в чемпионате играло не 20 команд, а 17. Это очень большой плюс, потому что шесть игр – это минимум три выезда, это травмы, это карточки, это усталость и так далее. Когда между матчами целая неделя отдыха, есть возможность восстановиться. Еще один фактор – переход чемпионата России на систему «осень-весна». Многие команды укреплялись летом, потому что летнее трансферное окно получилось очень большим. Все это в совокупности дало нам возможность прыгнуть выше головы. Хотя, конечно, нужно отдать должное и тренерскому штабу, и ребятам за плодотворную работу.

- То есть для команды переход чемпионата на систему «осень-весна» сыграл положительную роль? Я спрашиваю как болельщик, которому холодной ранней весной не очень хочется идти на стадион.

- Вы меня спросили, что дало толчок и позволило занять 5-е место. В этом плане система «осень-весна» сыграла нам на руку. В остальном, я категорически против этой реформы, потому что в ней много минусов. Например, раннее начало весенней стадии. Приходить в мороз на стадион осмелиться не каждый. Но первый тур после зимнего перерыва был разбит на два дня. В первый день посещаемость всех четырех игр составила 4,2 тысячи зрителей. А на следующий – только в Калининграде на матч «Балтика» - «Химки» пришло столько же болельщиков, за что я им очень благодарен.

Из-за раннего старта весенней стадии мы угробили поле и до сих пор его восстанавливаем. Во-первых, в марте мы провели на нем две игры подряд, а потом еще вынуждены были там тренироваться, потому что на тот момент газон на стадионе «Балтика» был единственным, подходившим по всем параметрам, потому что только там есть подогрев. Плюс ко всему снег шел почти до середины апреля. Мы смогли растопить его, но поле уничтожили.

Еще один минус системы «осень-весна» заключается в том, что перерыв между чемпионатами составляет чуть больше месяца. И те новички, что приходят в команды, получают слишком мало времени для того, чтобы показать себя. А тренерский штаб в свою очередь должен максимально быстро принимать решение о том, заключать с ними контракт или отказаться от их услуг.

- Вы называли фамилии пятерых футболистов, от которых «Балтика» по разным причинам вынуждена отказаться. С Егором Крыштафовичем все понятно – он завершает карьеру. А почему не подошли остальные четверо?

- Все наши футболисты – очень квалифицированные ребята. Но есть моменты, когда кто-то останавливается в росте, кто-то не вписывается в игру, потому что она меняется постоянно. Тренеры выдумывают что-то новое, дают другую нагрузку. Не каждому дано через все это пройти. Последние игры мы играли по схеме 3-5-2. Этот переход тоже дается с трудом – для этого требуются мастерство, физическая подготовка, скорость.

У Максима Волкова закончился срок аренды, и мы отдаем его обратно в «Урал». Он очень квалифицированный футболист, но не всегда попадал в основной состав. Держать его на скамейке запасных и при этом платить хорошую зарплату не имеет смысла. Для того, чтобы выкупить его из «Урала» требуется 1,5 миллиона рублей. Мы не можем себе этого позволить. Если бы он был игроков основного состава, то это другой вопрос. Но платить такие деньги за игрока, который выходит на замену, мы не готовы.

Донат Джатиев получил травму в начале этого года и до сегодняшнего дня не может восстановиться. При всем уважении к нему, мы не можем держать футболиста на лавке. Нажадди Ибрагимов тоже очень редко попадал в основной состав. На сегодняшний день Михаил Рытов и Кирилл Марущак сильнее его. К тому же на днях мы подписали контракт с воспитанником калининградского футбола Димой Ивановым, который тоже может играть на этой позиции.

У Ивана Лапина тоже была очень серьезная травма крестообразных связок, ему сделали операцию, парень начал восстанавливаться, но команда идет вперед. Мы не можем ждать, пока он поправится и гадать получится ли у него попасть в состав. Наш третий вратарь Артем Кляшторный – тоже калининградский воспитанник – перерос молодежный состав «Балтики», за который он выступает на чемпионате области. Ему нужна игровая практика. Мы дали ему все, что могли. Поэтому хотим отдать его в аренду в одну из команд Второй лиги или в чемпионат Прибалтийских стран. Вместо Артема третьим вратарем станет воспитанник балтийской школы футбола Денис Вамбольт.

- Вы упомянули о трансферной стоимости Максима Волкова. Недавно «Балтика» подписала контракт с другим игроком, который в этом сезоне играл у нас на правах аренды – Максимом Скавышем. Во сколько это обошлось клубу?

- Мы должны будем заплатить «БАТЭ» 2,1 миллиона рублей. Но здесь есть разница – я считаю, что это не такая уж большая цена за футболиста такого уровня как Скавыш. В «БАТЭ» просили за него намного больше денег, но нам удалось договориться о снижении. Кроме того, мы заплатим их не сразу, а двумя траншами. Для нас важны не только профессиональные качества игрока, но и как он может жить в коллективе. Это тоже очень важно. Максим хорошо проявил себя и как бомбардир, и как человек. Поэтому приняли решение подписать с ним контракт на два года.

- В середине сезона вы упомянули, что с учетом уровня финансирования реальное место «Балтики» с 6-го по 9-е. Заняли 5-е. Каков будет бюджет клуба в следующем сезоне по сравнению с этим?

- Еще одним минусом системы «осень-весна» является то обстоятельство, что финансовый год начинается в январе и заканчивается в декабре. Поэтому распределяя деньги в январе, мы еще не знаем, какие задачи будут стоять перед командой в следующем сезоне, потому что совет директором озвучит их только в июне. На этот год бюджет сформирован и другого, скорее всего, не будет.

- Каков должен быть бюджет клуба, чтобы реально претендовать на выход в Премьер-лигу? Я имею в виду, не через стыковые матчи, а напрямую, занимая 1-е или 2-е место.

- 450 миллионов рублей и выше. В этом году у «Урала» бюджет составил 650 миллионов и примерно столько же, может, немного больше у «Томи». Бюджет «Балтики» - 230 миллионов рублей.

- Насколько важны стыковые матчи за выход в Премьер-лигу? Мне кажется, что это интересно только с точки зрения интриги, потому что команды Первого дивизиона еще не готовы на равных сражаться клубами из элиты.

- На сегодняшний день, к сожалению, существует большая разница по уровню игры между командами Премьер-лиги и Первого дивизиона. Команды, которые с самого начала ставят задачу выйти в Премьер-лигу, усиливаются заранее и проходят турнир более ровно. Но что дает переходный турнир? Он дает меньше проходных матчей в обоих дивизионах, потому что у одних есть шанс побороться, другие хотят от этой борьбы уйти. Поэтому чемпионат получается более интересным. Думаю, пройдет еще буквально год-другой, и команды начнут формироваться совершенно по-другому. Ведь все зависит еще от задач. В начале этого сезона только две команды ставили конкретную задачу выхода в Премьер-лигу – «Томь» хотела вернуться, а «Урал» уже три года боролся за повышение в классе и, наконец, ему это удалось. Все остальные команды темнили. Может быть, в Нальчике с самого начала хотели побороться за выход в Премьер-лигу, а в «СКА-Энергии» эта задача, как я знаю, сформировалась по ходу сезона.

- Недавно клуб продлил контракт с главным тренером Евгением Перевертайло до 2015 года. Задача выхода в Премьер-лигу поставлена в сезоне 2016/17 годов. Цель нынешнего наставника в том, чтобы подготовить команду к выполнению этой задачи или вы хотите видеть его тренером, который выведет «Балтику» в этилу?

- Любой контракт, что с футболистом, что с тренером, рассчитан на то, что, когда он заканчивается, но и специалиста, и клуб все устраивает, естественно, все заинтересованы, чтобы продлить его на более долгий срок. На сегодняшний день, когда мы проработали с Евгением Николаевичем полтора года, нас все устраивает. Я вижу, как он относится к делу – он человек профессиональный до мозга костей. Команда играет, результат есть, поэтому мы с удовольствием предложили ему новый контракт. То же самое происходит с футболистами. Если игрок нас устраивает, мы за ним бегаем, мы уговариваем его остаться в команде, повышаем зарплату, пытаемся выполнить его условия. Если не устраивает, мы приходим к тому, о чем я говорил в самом начале – просто расстаемся. Поэтому очень надеюсь, что мы вместе с Евгением Николаевичем будем выводить «Балтику» в Премьер-лигу.

- Нельзя сказать, что испанская «Барселона» неудачно выступила в этом сезоне, но все ждали от нее большего. Тем большей неожиданностью стала пощечина, которую нанесла ей «Бавария». На ваш взгляд, это единичная неудача или конец эпохи испанского клуба на европейской арене?

- Немецкие команды удивили меня в этом сезоне своим стилем игры – он поменялся в корне. Они стали играть в тот футбол, в который играют ведущие европейские команды – те же «Барселона» и «Реал». Я сомневаюсь, что они не были готовы к противостоянию с «Баварией» и «Боруссией» в полуфиналах Лиги чемпионов, изучали игру соперников заранее. Но посмотрите – у немцев больше нет того силового футбола, нет сплошных навесов и борьбы на «втором этаже». Нет ничего, что создало бы ситуацию, в которой испанские команды чувствовали себя комфортно. Футбол меняется. Поэтому я не думаю, что это единичный случай. Немецкие клубы продолжат диктовать условия в Европе, потому что видно, что они переигрывают другие команды. Они достойно выступили и по праву сыграли в финале Лиги чемпионов.

- Вы говорили, что для вас важно, чтобы футболист показывал себя не только как бомбардир, но и как человек. Есть такой игрок – Луис Суарес. С одной стороны, он много забивает, но вместе с тем дисциплина хромает. Как поступать руководству клуба, сталкиваясь с такими игроками?

- Это звезды. Они все люди сложные. Например, тот же Лионель Месси. Может быть, он не замешан в скандалах, но внутри коллектива все равно держится особняком. Тут все зависит от игры. Если ты действительно звезда и ведешь себя так, тебе больше прощается. Если ты из себя ничего не представляешь, тогда тебе сложнее. Уэйн Руни тоже страшный скандалист, но когда он выходит на поле, ему готовы все простить, потому что он ведущий игрок в «Манчестер Юнайтед» и на него молится пол Англии. Все зависит от самого человека. Если он будет хорошо играть, его будут терпеть. Если перестанет хорошо играть, то возникнут проблемы и ему будет сложно адаптироваться в следующей команде, куда он попадет.

- Пожалуй, главное событие в мировом футболе в этом году связано с уходом Алекса Фергюсона с поста главного тренера «Манчестер Юнайтед». На ваш взгляд, чего стоит ждать от этой команды под руководством Дэвида Мойеса в следующем году?

- Я думаю, что «Манчестер» продолжит выступать на том же высоком уровне. Потому что там за последние 26 лет все было заточено под Алекса Фергюсона и результат, которого ждали от команды болельщики – от набора в футбольную школу 7-летних детей до команды мастеров. Сломать эту систему никто не позволит. Поэтому при выборе нового наставника руководство «Манчестера» смотрело в будущее, рассчитывая, что он будет продолжать дело, начатое Фергюсоном, а не строить команду под себя. Никто ему не даст этого сделать, потому что «система Фергюсона», как мы ее называем, приносила плоды на протяжении многих лет. Человек выиграл все, что возможно.

- Московский ЦСКА спустя семь лет снова стал чемпионом России. В финале Кубка страны армейцы встречались с «Анжи». Кто для вас был фаворитом этой встречи?

- ЦСКА. Они ровнее прошли сезон, был большой эмоциональный подъем после завоевания чемпионского титула. Причем, завоевали его заслуженно, сколько бы не говорили про три очка, снятые с «Зенита» в матче с московским «Динамо». Все произошло согласно регламента чемпионата страны. Может быть, в «Зените» привыкли к тому, что им делают поблажки, поэтому это решение им не понравилось.

- Удавалось ли вам когда-нибудь пообщаться с Леонидом Слуцким? Какое впечатление сложилось о нем как о специалисте и человеке?

- С Леонидом Слуцким я познакомился в 1996 году. Мы встретились с ним в Санкт-Петербурге на турнире детских команд – я был судьей, а он приехал с волгоградской «Олимпией». Он был совсем молодым тренером. После этого мы много общались, когда он работал самарских «Крыльях Советов», а я обслуживал матчи Премьер-лиги. Встречались на различных заседаниях в Москве. Не могу сказать, что мы близко знаем друг друга, но всегда здороваемся, общаемся.

Он очень приятный молодой человек. Никогда никаких конфликтов с ним не было. Даже когда его команда проигрывала, он после матча приходил в судейскую комнату и благодарил нас за работу. Однажды зашел после одного из матчей в Самаре, был очень расстроен. Тогда у «Крыльев» были серьезные сложности с финансированием. Слуцкий говорил с нами, пытался рассказать как ему тяжело. Сейчас, когда я сам сижу в кресле генерального директора клуба, я его прекрасно понимаю. 

Интервью опубликовано в газете "Комсомольская правда - Калининград"