6 мин.

Атака захлебнулась

Если в итоговой таблице нынешнего чемпионата посмотреть лишь в последнюю колонку, где записываются очки команд, и при этом прищурить глаза, чтобы размылись жирные нули в соседних столбцах (Японии, Бразилии и Абу-Даби), а также не замечать выползший-таки вперед в Кубке конструкторов «Уильямс», то за «Форс-Индию» можно смело порадоваться. Но можно посмотреть ясно, и заметить простую тенденцию – чем больше проходило времени с момента начала сезона, тем сложнее Сутилю и Лиуцци становилось бороться с соперниками в квалификациях и набирать очки в гонках.

Конечно, если сравнить выступления «Форс-Индии» с прошлогодними, то прогресс очевиден: попадания в гонках в Топ-10 увеличились с восьми до пятнадцати, да и набранных за сезон очков тоже стало больше. Правда, есть очень важное «но».

Часть соперников, которые в сезоне-2009 чаще оказывались впереди и мешали индийской конюшне набирать баллы в зачет Кубка конструкторов, в 2010 году на время или полностью вышли из борьбы: регулярно претендующая на подиумы «Тойота» покинула чемпионат, «БМВ-Заубер» все межсезонье больше сражался за выживание, чем за улучшение эффективности болида C29, а «Уильямс» накосячил в аэродинамической трубе и испортил себе старт нового чемпионата, да к тому же ощутил трудности при переходе на моторы «Косуорт». Безусловно, вины «Форс-Индии» в проблемах соперников никакой нет, однако следует понимать, что выход на шестую позицию в Кубке конструкторов команды Малльи на старте сезона-2010 больше стал следствием внешних, а не внутренних причин.

Но год действительно начался неплохо. По сравнению с предыдущей моделью VJM02, которая ракетой носилась по трассам с большим количеством прямых, технический штат команды под управлением Джеймса Ки и Марка Смита сместил акценты в работе автомобиля: VJM03 может и потерял в скорости на прямолинейных участках трасс, но стал более отзывчивым в поворотах. При этом машина сохранила ряд достоинств – это и отличные моторы «Мерседес», а также коробка передач и трансмиссия «Макларена», с которыми инженеры «Форс-Индии» научились эффективно работать в 2009 году.

Можно сказать, что к старту нового сезона индийская команда подошла почти в идеальной форме, оставалось только ловить удачу за хвост, не упускать предоставляющиеся возможности и набирать как можно больше очков. По чистой скорости машина даже на неудобных трассах была способна бороться за места в Топ-10 (в случае, если более быстрые соперники сталкивались с какими-то проблемами), а на подходящих автодромах («скоростная» направленность VJM03 стала менее заметной, но сохранилась) и вовсе мог претендовать на позиции близ подиума.

Ожидания подтвердились. В Бахрейне и Австралии «Форс-Индия» из-за сходов гонщиков «Рено» и проблем «Ред Булл» втискивалась в десятку лучших стараниями Витантонио Лиуцци, а на третьем этапе в Малайзии неудачная квалификация отбросила в конец пелотона «Феррари» и «Макларен», подарив возможность Адриану Сутилю добраться до пятой позиции.

Понятно, что уповать на постоянные проблемы соперников команда не могла. Гонка в Китае стала подтверждением того, что VJM03 является в лучшем случае шестым по скорости болидом в пелотоне – на этот раз все места в Топ-10 оказались заняты «Маклареном», «Ред Булл», «Феррари», «Мерседесом» и «Рено». Так что вывод был простой: чтобы догнать конкурентов, необходимо чаще привозить на Гран-при более эффективные новинки. Однако вместо того, чтобы плотнее заняться работой, технический штат команды подвергся реструктуризации – Джеймс Ки еще перед началом сезона подписал контракт с «Заубером», и на протяжении первых гонок сезона-2010 был вынужден вводить в курс всех своих дел конструктора Марка Смита. Через некоторое время и сам Смит вместе с группой ведущих инженеров объявил о переходе в конце чемпионата в «Лотус» – так что текучесть кадров не могла не сказаться на эффективности работы команды Малльи.

Между тем, списывать недостаточно серьезный прогресс «Форс-Индии» только на перестановки в инженерном отделе нельзя – к середине сезона вышли, так сказать, на проектные мощности ближайшие соперники индийской команды: «Уильямс» и «Заубер» – по прошлым сезонам команды более высококлассные, чем «Форс-Индия», единственными серьезными проблемами которых можно считать недостаточно мощный финансовый фундамент. Разобравшись с техническими проблемами начала сезона, обе конюшни смогли более качественно развивать свои машины, и задача перед «Форс-Индией» теперь встала другая – постараться удержать завоеванные позиции.

В случае с «Заубером» это удалось – швейцарский коллектив слишком многое упустил на старте сезона, да и его финансовое здоровье оказалось менее могучим, чем у ближайших соперников, чтобы до конца сезона дорабатывать болид C29, потому хинвильцы сравнительно быстро вышли из игры. «Уильямс» же, напротив, выявив просчеты в аэродинамике машины и заставив «Косуорт» добиться прогресса, пошел до конца, устремившись к шестому месту в Кубке конструкторов (команде, теряющей спонсоров, было очень важно добавить дополнительные призовые деньги к бюджету на будущий сезон).

Вторую половину сезона-2010 «Уильямс» провел сильнее, но заветное место все равно могло остаться в руках «Форс-Индии», ведь в то время, когда топ-команды поднимали ставки, попадать в десятку лучших остальным стало сложнее. Неудивительно, что в такой ситуации любой предоставляющийся шанс мог оказаться решающим, и любое очко могло решить исход этой борьбы.

Так и получилось: первые пилоты Рубенс Баррикелло и Адриан Сутиль набрали по 47 баллов в личный зачет, в то время как Нико Хюлькенберг опередил Витантонио Лиуцци лишь на одно очко. Важнейшим в финале сезона для обеих конюшен стал Гран-при Бразилии, где именно «Уильямс» стараниями немца набрал четыре зачетных балла и вырвал шестую позицию в Кубке конструкторов у «Форс-Индии».

Совсем грустить поклонникам индийской конюшни не стоит. Сезон-2010 она завершила, в общем, на положенном месте: прыгнув выше головы в начале чемпионата (большим успехом можно считать и отлично проведенное межсезонье), в конце года команда приземлилась примерно на ту позицию, которую и должна была занять, если учесть предстартовые расклады.

Другое дело, что в свете постоянных изменений в коллективе и финансовой нестабильности бизнеса Виджая Малльи, захлебнувшаяся в этом году атака «Форс-Индии» на высокие места скорее выглядит симптомом и признаком дальнейшего падения, чем временной остановкой в развитии. В таком случае становятся понятными поглядывания Адриана Сутиля в сторону более стабильных команд.

Кстати, о гонщиках. Нынешний год для Сутиля и Лиуцци нельзя назвать исключительно удачным, или, напротив, провальным. Немец, конечно, выступил увереннее напарника, во многом благодаря более стабильным квалификациям, и вообще проявил себя хорошим пилотом, но приставку «топ» пока не заслужил. Да, на счету Адриана много обгонов, уверенная защита (грамотное использование достоинств болида), но в то же время он частенько попадает в аварии – не из-за того, что плохо просчитывает ситуацию во время обгона, а из-за собственной твердолобости и неуступчивости. Зрелищный пилотаж, безусловно, радует болельщиков, но в современной «Формуле-1» сплошная бравада – это не всегда плюс.

Лиуцци чем-то похож на своего коллегу – в некоторых гоночных ситуациях он странным образом попадает в ненужные переделки, хотя очевидной вины в столкновениях за ним нет – как, например, в Канаде во время стартового бодания с Массой. Другой бедой итальянца стали квалификации – как и некоторые другие пилоты, в 2010 году Тонио намучился с прогревом резины на одном быстром круге. Все эти трудности и приключения у некоторых создают ощущение, что Лиуцци – плохой гонщик, но это не так. Чистый гоночный темп итальянца сопоставим со скоростью Сутиля, но, возможно, проблемы лежат не в области пилотажа, а в недостаточно эффективном взаимодействии пилота с его бригадой механиков, и как следствие – не слишком удачным подбором настроек автомобиля. Если это так, то простая замена Лиуцци на другого пилота в 2011 году мало что даст индийской команде.

Сегодня предсказать дальнейшую судьбу гонщиков сложно – уйти может не только слабо выступивший в 2010 году Тонио (не исключена замена итальянца на протеже «Мерседеса» Пола ди Ресту), но и Сутиль (не исключено, что немец отправится в «Мерседес» на роль третьего пилота: ожидать завершения карьеры Шумахера). Затягивание объявлений о контрактах говорит о том, что в стане индийской конюшни далеко не все гладко, и дело упирается не только в торги с немецким автогигантом и стремлении получить больше выгод от продолжающегося сотрудничества.

«Форс-Индия» на перепутье, и отсутствие стабильности – не слишком хороший признак для спортивной составляющей команды. А что бывает, когда в команде происходят постоянные перемены – мы уже увидели в этом году...