Дорогу молодым!
В «Формуле-1» почти все проходит точно по часам, по четкому плану. И тесты в Абу-Даби исключением не стали: первые два дня испытаний были отданы молодым звездочкам автоспорта, а еще два ушли на оценку новых шин. В рабочий график уместился даже день каприза – команды пошли навстречу «Бриджстоуну», пожелавшему избежать прямого сравнения с «Пирелли» (и, по слухам, полностью отказавшемуся от какого-либо сотрудничества с итальянцами), и сделали четверг выходным днем. Правда, не совсем понятно, что это дало японцам, ведь у гонщиков еще свежи воспоминания о предыдущих покрышках, и сопоставление имеющихся знаний с новой информацией не доставило больших трудностей.
Если в традиционных пресс-релизах пилоты не солгали, то первое впечатление от покрышек «Пирелли» у всех осталось позитивным. Несмотря на то, что новые шины, кажется, где-то на две секунды медленнее предыдущих (то есть, с августа ситуация не изменилась), в остальном все выглядит довольно неплохо. Например, передними покрышками все, кажется, довольны – новая резина не вносит дисбаланс в поведение автомобилей, как это было с японскими шинами 2010 года – это приятные новости и для Михаэля Шумахера, который изрядно намучился с недостаточной поворачиваемостью, и для Себастьяна Феттеля, а также для Фелипе Массы.
Болельщикам, скорее всего, покрышки «Пирелли» тоже придутся по душе. В отличие от «Бриджстоуна», итальянцы не стали создавать дубовые составы – новые шины изнашиваются намного быстрее. Если в гонках так себя будут вести и более жесткие комплекты резины, это увеличит количество остановок в боксах, что, несомненно, скажется на зрелищности Гран-при. За два дня испытаний, правда, не обошлось без проколов. Однако кроме «Ред Булл» ни у кого подобных проблем не возникло – вероятно, дело в конструкционных особенностях болида RB6. Это значит, что голову придется поломать Эдриану Ньюи, что, безусловно, на руку соперникам.
В остальном никаких проблем не возникло. Самое главное, что в «Пирелли» не ошиблись со структурой резины и общей конструкцией покрышек – вероятно, это значит, что больших изменений в самих шинах до зимы уже не будет, но ключевой вопрос о поведении болидов на зимних тестах остается открытым, ведь в новом сезоне будут запрещены двойные диффузоры, изменится аэродинамика, значительно сократится уровень прижимной силы, а значит, изменится баланс автомобилей.
Возможно, именно это и стало причиной, по которой в «Макларене» решили не задействовать основных гонщиков команды – Льюиса Хэмилтона и Дженсона Баттона, и предоставили возможность поработать на тестах Гэри Паффетту. По мнению руководства конюшни, до первых предсезонных тестов поведение машины изменится очень сильно, и потому сейчас нет смысла загружать чемпионов мира, зато представился редкий шанс поработать штатному испытателю.
В других коллективах рассудили иначе, но, в основном, причины решений тоже были объективными: в чемпионском «Ред Булл» два дня в свое распоряжение получил Себастьян Феттель – так команда постаралась помочь гонщику, который при переходе на новую резину в этом году испытал больше трудностей, чем напарник. В «Рено» в оба дня тестов был задействован Роберт Кубица – он и лидер конюшни, и пока единственный пилот, у которого имеется контракт на будущий сезон. Большинство же остальных команд предоставили равные возможности обоим своим гонщикам – возможно, самое правильное решение, ведь таким образом инженеры конюшен получили разнообразную информацию о поведении покрышек, и при внесении каких-нибудь корректировок в конструкцию будущего смогут учесть мнения и пожелания каждого из пилотов.
Испытания шин «Пирелли» – это работа на будущее, как, впрочем, и тесты молодых пилотов, которые состоялись во вторник и среду. К смотринам потенциальных новичков команды «Формулы-1» отнеслись по-разному. Если топ-конюшни, в основном, предоставили кокпиты потенциальным звездам мирового автоспорта, то коллективы вроде «Лотуса» и «Верджина» решали более насущные проблемы. Вероятно, финансовые. Иначе приглашения на испытания в Абу-Даби Владимира Арабаджиева, Рио Харьянто или Родольфо Гонсалеса не объяснить – эти гонщики пока не готовы даже к серьезной борьбе в младших сериях, что уж говорить о главном чемпионате с открытыми колесами.
Другая часть пилотов, рядом с фамилиями которых можно оставить комментарий «без определенного будущего», заработала право поработать на тестах благодаря успешным выступлениям в юниорских автогоночных сериях. Так россиянин Михаил Алешин провел день тестов за рулем «Рено» (и оставил весьма позитивные впечатления у инженеров команды), а Дин Стоунмэн получил возможность опробовать «Уильямс» – это награда за победу в «Формуле-2», автомобили которой проектируют Патрик Хэд сотоварищи.
Почти все остальные гонщики – это возможное будущее «Формулы-1». Пастор Мальдонадо, потренировавшийся и с «Хиспанией», и с «Уильямсом», вероятно, подпишет контракт с британской конюшней и станет напарником Рубенса Баррикелло, Серхио Перес и Эстебан Гутьеррес уже стали частью «Заубера», Пол ди Реста в любой момент готов заменить либо Адриана Сутиля, или Тонио Лиуцци (и самого ди Ресту – Антониу да Кошта), а Жером Д’Амброзио, не исключено, в следующем году станет напарником Тимо Глока в «Верджине».
Молодежная программа «Ред Булл» привела к нынешним тестом двух сильных спортсменов – Даниэля Риккардо и Жана-Эрика Верня. Причем, если австралиец кажется хоть и достаточно хорошим гонщиком, но все же чуть «перераскрученным», то Вернь – это один из сильнейших молодых пилотов своего возраста. При правильном развитии этот парень может стать звездой уровня Себастьяна Феттеля или Льюиса Хэмилтона.
«Макларен», «Мерседес» и «Феррари» также дали возможность потренироваться своим протеже. Скудерия благодаря стараниям Николя Тодта по-прежнему держится за широко разрекламированного Жюля Бьянки, в то время как в немецкой конюшне предпочли поработать с напарником француза в команде GP2 «АРТ» Сэмом Бердом – британец уверенно шагает по ступенькам молодежных чемпионатов, и уже почти готов стать участником больших гонок.
Наконец, в «Макларене» вновь засветился Оливер Терви. После того, как англичанин нашел финансирование и поддержку в виде конюшни «Формулы-1», его дела пошли в гору. Пока что в Уокинге все места заняты, но Гэри Паффетту уже 29 лет, Дженсон Баттон тоже ближе к завершению карьеры, чем к ее началу – если «Макларен» найдет, куда пристроить молодого Терви на некоторое время, есть шанс, что однажды спортсмен станет частью коллектива.
Говорить же о самих тестах особого смысла нет – уже работавший с «Ред Булл» Риккардо два дня ожидаемо возглавлял протоколы тестов, пилоты команд-аутсайдеров не менее ожидаемо занимали последние строчки, а разобраться, кто по какой программе работал в середине пелотона – практически невозможно. Большинство гонщиков, например, пыталось разобраться в новой для себя технике, кто-то, вроде Мальдонадо, Бьянки и Переса, не гнался за временем, поскольку сейчас этим гонщикам важнее научиться стабильности за рулем болида «Ф-1» и работе на длинной дистанции. В общем, больших открытий испытания молодежи не принесли – те пилоты, которые «Формуле-1» не нужны, хороших результатов не добились, те же гонщики, которые могут потребоваться в будущем – не провалились.
Протоколы тестов для молодых гонщиков говорят только об одном. Без воздуховодов «Ред Булл» в 2010 году, вероятно, добился бы победы в чемпионате мира еще летом.
белки истерички.
прокол то был от наезда на осколок.