6 мин.

Праздник отложен. Чем запомнится этот «Ле-Ман»

На легендарном кольце в Сартэ завершился восемьдесят первый в истории суточный марафон. Он вобрал в себя настолько противоречивые события, что сложно оценить его одним словом. Триумфы и поражения, драмы и смешные в своем абсурде ситуации на пит-лэйне, жесточайшие аварии и, к несчастью, большая трагедия - вот чем были наполнены 24 волнительных для многомиллионной аудитории часа на треке в Ле-Мане. Описывать лишний раз ход событий смысла нет - так давайте подытожим неделю "Ле-Мана". Ниже - четыре причины, по которым этот "Ле-Ман" врежется в память фанатов на долгие годы.

 

Гибель Алана Симонсена

 

 

Я долго думал, ставить ли трагедию на первое, самое видное место. Ясно, что гонки - опасное занятие, где всегда есть вероятность того, что произойдёт самое страшное, поэтому, возможно, стоило сконцентрироваться на гоночной составляющей (как это, например, сделали комментаторы Евроспорта). Но после того, как "Мистер Ле-Ман" Том Кристенсен посвятил свою девятую победу в марафоне не умершему в марте отцу, а погибшему коллеге Аллану Симонсену, любой диалог об этом Ле-Мане без слов об аварии Симонсена кажется мне абсолютно бессмысленным. 

Автоспорт идёт рука об руку с риском - и все же, когда дело доходит до гибели пилота, шок и подавленность овладевают всеми - и гонщиками, и тим-менеджерами, и болельщиками. Алан Симонсен выходил на старт гонки, планируя побороться в составе полностью датского экипажа за победу в своей категории. За день до этого он выиграл поул - уик-энд начинался прекрасно. На третьем круге случилось то, чего в гонках в Ле-Мане не случалось 27 лет. "Астон-Мартин" Алана после широкого выхода из очередного поворота поскользнулся на поребреке и на огромной скорости унёс своего пассажира по маршруту "неконтролируемый занос - стена - Вечность"...

Алан погиб, летя к своей мечте - на момент аварии он был лидером категории GT-любителей... Можно долго говорить, что если бы на месте рельса стояли покрышки, то худшего, вероятно, удалось бы сбежать. Но произошло то, что произошло - Автоспорт добавил очередную фамилию в длинный список тех, кто не совладал со скоростью и поплатился за это самым ценным, что у него есть - возможностью проводить время со своей семьй, видеть, как растёт дочь... 

"24 часа Ле-Мана" прекрасны - но в этом году они напомнили нам, что за красивой картинкой скрывается ежесекундный риск пилотов остаться в Ле-Мане навсегда...

 

Триумф "Ингольштадтского экспресса"  

 

Главный гоночный итог недели - "Ауди" снова на коне. Точнее - на "Тойоте". Казалось бы, организаторы максимально помогли японцам, позволив им расширить бак и благодаря этому провести меньше пит-стопов. Но R-18 e-tron quattro под номером "2" под управлением Тома Кристенсена, Лоика Дюваля и Алана МакНиша была настолько хороша, что обставила "восьмёрку" "Тойоты" (Буэми/Дэвидсон/Сараззан) на целый круг. "Немцам" под номером "2" не помешали ни ливни, ни сейфти-кары.

Надо сказать, что японцам ещё крупно повезло - ближе к концу первой трети гонки сразу у двух "Ауди" возникли проблемы - чемпионский экипаж прошлого года Лоттерер/Фасслер/Трелуйе 40 минут решал в боксах технические проблемы с задней частью днища, а "тройка" под управлением Оливера Джарвиса получила прокол и 13 километров ехала фактически на трёх колёсах. Думаю, если бы не эти происшествия, "Ауди" без проблем бы повторила триумф прошлого года, когда её экипажи заняли все три ступеньки на подиуме. Кстати, второй прототип "Тойоты" выбыл из борьбы за третье место буквально за час до конца гонки. Николя Ляпьер поскользнулся на луже и отправил свою "Тойоту" с третьей позиции прямиком на тридцатиминутный ремонт, тем самым отняв у болельщиков заслуженную возможность посмотреть битву за последнюю ступеньку подиума.

 

 

 

"Ауди" очень хороша. Победа получилась не самой яркой, но честной и заслуженной. Да, мы так и не увидели страстной борьбы за позиции между прототипами класса LMP1, но результатами, кажется, все удовлетворены: у "Ауди" - двенадцатая победа за четырнадцать лет, у "Тойоты" - первый финиш и подиум в Ле-Мане.

Российский флаг и пилот на подиуме 

 

Да, кто-то пошутит - не российский, а сербский. Ну, это промашки организаторов - мы-то с вами знаем, под чьей лицензией выступает прототип Nissan класса LMP2 под номером "26". Бесспорно, третье место экипажа Мартин/Конвей/Русинов -историческое достижение для нашего автоспорта. Команда G-Drive два года логично развивала свой проект в WEC - и теперь пожинает плоды успеха. Хочется только поздравить конюшню с этим великолепным достижением! Вы -молодцы! 

 

 

Вообще надо сказать, что у G-Drive Racing хорошо получается вызывать симпатии российских болельщиков, играя на патриотических чувствах последних. В отличие от "формульной" "Маруси" G-Drive активно продвигает свой гоночный проект в российской прессе - регулярно на конкурирующем со спортс.ру сайте появляются статьи о команде, написанные из центра событий - то из Спа, то из Нюрбургиринга. Хочется пожелать "Марусе" обратить свой взгляд на G-Drive и стать хоть чуть-чуть более российской. А G-Drive - не расслабляться и привезти в 2014 году из Ле-Мана только победу!

 

Аварии

 

 

Этот "Ле-Ман" установил новый рекорд - никогда ещё пейс-кар не возил за собой пелотон более пяти часов...

Все началось с трагичной аварии Алана Симонсена - и после неё каждое происшествие виделось уже совсем по-другому. Развороты, излишне оптимистичные атаки, потеря управления на скользкой трассе - Ле-Ман собрал весь букет. 13 экипажей выбыли официально, еще несколько так и не выехали на трассу после серьёзных аварий, оставшись на последних строчках общей классификации. Полный крах самой сильной (и, пожалуй самой красивой) частной команды "Ле-Мана" - "Ребейона" c КвикНиком в составе  - стал очень неприятной неожиданностью. Огромное количество проблем у прототипов LMP2, в результате которых практически никто не доехал до финиша без ремонтных работ.

Воистину подавляющим уик-энд получился для "Астон Мартина"... Англичане после трагедии решили не прекращать свою гонку и выиграть в память об Алане - но Фредерик Маковецки (он выступал с Бруно Сенной и Робом Беллом) расколотил свою машину, лидируя в GTE Pro за пять часов до конца гонки. Из пяти стартовавших "Астонов" до финиша добрались лишь два. Оба обладателя поул-позиций (в любительском и профессиональном классе GT) не завершили гонку. Третье место экипажа #97 в классе GTE Pro будто издевательская насмешка судьбы - радоваться ему в "Астон Мартине" уж вряд ли как-то могли...

Заключение

Этот "Ле-Ман" получился очень смешанным. В нём отразилась вся девяностолетняя история гонки: нашлось место большому триумфу и большой трагедии, красивой борьбе и нелепым ошибкам, сосискам, картошке фри и пиву в зонах болельщиков и элитным деликатесам в ВИП-ложах. Несмотря на самые трагические события, "Ле-Ман" остался прекрасен - в этом и заключается его магия.