4 мин.

Дискотека «Авария». Что нужно сделать Роману Грожану чтобы перестать крушить болиды?

Формула-1 всегда любила лихих парней. Жиль Вильнёв, Айртон Сенна, Альберто Аскари - все эти пилоты не могли похвастаться аккуратной манерой пилотирования: они били машины, добирались в боксы на трёх колёсах, спокойно выносили нужного соперника в подходящей ситуации. И все стали великими. 

Сейчас в Формуле-1 есть парень по имени Роман Грожан. Он также бьет машины и выносит соперников. Но его отчего-то великим не считают. То ли эпоха другая, то ли...

То ли его действия выглядят глупо. Можно сколько угодно говорить о том, что проблемы француза - из-за недостатка опыта и вскоре должны разрешиться, но факт остаётся фактом: именно Грожану удалось разбить больше всего болидов за последние два года. Этап в Монако был для Грожана своеобразным экзаменом. После перепетий прошлого сезона, не очень уверенного начала этого и подъёма в апреле пилот должен был ответить на вопрос: научился ли он сдерживать нервы в условиях почти физического прессинга даже со стороны трассы (что нехарактерно для современной Ф-1)? 

Грожан экзамен провалил. Четыре абсолютно бессмысленные аварии дали понять: если Грожан и быстр под давлением, то только до определённого момента. После - можно начинать собирать обломки болида. И хорошо, если только его болида. Что же нужно сделать французу для того, чтобы наконец влиться в нормальный гоночный ритм?

Как известно, лечение не может быть назначено без диагноза. Самый очевидный диагноз для Грожана - психологические проблемы. Пилот просто не может долго находиться пол прессингом и для того, чтобы показывать хорошие результаты, ему нужно полное внешнее спокойствие. Однако такая ситуация вряд ли возможна в условиях нынешних Королевских гонок. Зачем же "Лотусу" держать пилота, который способен показывать хорошие результаты только в условиях информационного вакуума? Не проще было бы просто посадить другого, чуть менее быстрого, но надежного пилота за руль болида? Согласитесь, если бы психологические проблемы действительно имели место быть в том объеме, в котором нам их пытаются преподнести, Роман Грожан уже вряд ли бы выходил на старт Гран-При... Не помогла бы даже личная поддержка Эрика Булье и нефтяников из Total. Если психологические проблемы и есть, то лежат они в какой-то определенной области и проявляются в определенных ситуациях. Которые, к сожалению, случаются слишком часто.

Я склонен полагать, что Роман Грожан слишком зависим от общественного мнения. Мы все помним, как изменился стиль вождения Грожана после аварии в Спа, когда "Лотус" Романа едва не снёс голову Фернандо Алонсо. Получив заслуженных люлей как от судей, так и от экспертов, Грожан успокоился и до конца сезона нигде особо не отличился. С другой стороны, та же авария в Бельгии произошла сразу после подиума в Венгрии, то есть в момент психологического подъёма, в то время, когда и пресса, и фолловеры в Твиттере и Фейсбуке поддерживали парня и призывали атаковать ещё больше.

Учитывая то, что Грожан - молодой человек, гонщик "поколения Плейстейшн" и парень, неплохо дружащий с социальными сетями, можно сделать осторожное предположение: возможно, у нас есть гонщик с проблемой нового вида - психологическая зависимость от статей журналистов и откликов в социальных сетях. Они создают его настрой на гонки и не дают сосредоточиться на основной работе - грамотном пилотаже на протяжении полутора часов.

Второй составляющей психологических проблем Грожана, на взгляд вашего автора, является страх. Страх не перед скоростью и стенами, а страх показаться менее привлекательным для спонсоров, чем свои соотечественники - Шарль Пик и Жюль Бьянки. Гипотетическая угроза, видимо, довольно остро чувствуется Романом: за полтора года нет практически ни одного интервью, где он в открытую поддержал бы Шарля или Жюля. Конкуренция за спонсоров между французами, конечно, остра и Грожан, у которого есть шанс бороться за подиумы "здесь и сейчас", хочет как можно эффективнее использовать преимущества своего положения.

Стремление человека к лучшему - немаловажный фактор прогресса. Однако стремление угодить окружающим не всегда хорошо. Возможно, Грожану надо посмотреть в соседнюю часть гаража и поучиться у напарника - Кими Райкконена, давно всем всё доказавшего. Кими просто гоняется и не пытается вызывать позитивные чувства у всех-всех-всех.

 Как бы цинично и алогично это ни звучало, но Грожану, кажется, надо забыть о болельщиках, журналистах и даже о своих спонсорах. Грожан уже выиграл в одну калитку самую сильную молодёжную серию, уже доказал, что он быстр и уже дал понять, что может быть реальным претендентом на места в тройке. Надо забыть о собственном образе в глазах сторонних наблюдателей и чётко уяснить свою цель: победы и подиумы в Формуле-1, а не известность и безупречная репутация. 

А ещё Роману Грожану надо вспомнить, что Гран-При выигрывали такие независимые люди, как Айртон Сенна и Жиль Вильнёв, а не журналисты, спонсоры и сто сорок тысяч читателей в Твиттере...