Реклама 18+

Сезон 2019/20 окончен. Что это было?

Без сомнений, этот сезон можно смело нарекать полной катастрофой. Самый короткий впервые за 25 лет, он был буквально соткан из неурядиц, как в масштабе отдельных личностей и команд, так и в масштабе целого Кубка мира. К стандартной тройке проблем в виде ветра, травм и дисквалификаций присоединились необычайно теплая зима, ворох вопросов к организации некоторых этапов и — да-да — тот самый коронавирус, главная тема последних новостей, в том числе и спортивных.

Глобальное потепление становится все более заметным, особенно на примере зимних видов спорта. Температура воздуха в Европе этой зимой оказалась на 3,4 градуса выше средней зимней температуры в период с 1981 по 2010 год, что привело к почти полному отсутствию снега и усилению ветра. И хотя организаторы этапов все же справились с тем, чтобы обеспечить трамплины нужным его количеством, с самым главным врагом прыжков они не смогли сделать ничего. Как результат — отмены соревнований в Руке (хоть мы все к этому и привыкли, давайте будем честны), Энгельберге, Кульме, Виллингене и Осло, а также бесконечная ветровая лотерея, которая то и дело раскидывала прыгунов по непривычным для них местам в таблице. Примечательно, что этап в Рышнове, известный своими отменами из-за погодных условий, в этом году все-таки удалось провести.

Когда не было ветра, в течение событий вмешивались организационные моменты. Традиционные для Вислы сложности с горой приземления; проезд машины по заготовленному для трамплина снегу в Клингентале; прыжки на нормальном трамплине из-за технических проблем на большом в Валь-ди-Фьемме; невероятные приключения норвежцев в аэропорту Венеции; проблемы с российской визой у американцев и финнов и срочная замена паспорта у Томаса Осена Маркенга; наконец, целый ряд вопросов к немецкой стороне Турне четырех трамплинов, начиная от питания и заканчивая сомнительной логистикой. Разумеется, без этого не обходится ни один сезон, но на фоне крупных сложностей каждая такая ошибка становится более заметной.

Финальным аккордом невнятного сезона стало падение Штефана Ляйе, после которого у немца обнаружили разрыв крестов и повреждения менисков. Интересно, что такую же травму получил в декабре и главный «неудачник» сезона — вышеупомянутый норвежец Маркенг.

И заметьте, мы еще даже не начали говорить о коронавирусе.

Из-за объявленной пандемии буквально на наших глазах разворачивались события последних полутора-двух недель, и от ожидания праздника, на который многие надеялись и в Норвегии, и в Планице, и в России, достаточно быстро, но всё же достаточно болезненно мы (подразумевая и спортсменов, и национальные федерации, и организаторов, и представителей различных медиа) пришли к принятию того, что текущий сезон закончится сумбурно и довольно грустно. Сложившуюся ситуацию, помимо собственно отмены соревнований и финансовых потерь организаторов, усложняли ещё несколько проблем.

Первая проблема – кто возьмёт на себя ответственность за судьбу финальных соревнований. Так, например, об отмене оставшихся этапов Raw Air решение принимала именно норвежская сторона, но только после официального заявления инспекции здравоохранения Норвегии. С российскими стартами ситуация была иной: многие национальные федерации настоятельно рекомендовали спортсменам оставаться дома и пропустить финалы сезонов женского Кубка мира и Континентального кубка. Так что если бы соревнования в Нижнем Тагиле и Чайковском и не были бы отменены, то, скорее всего, организаторам не хватило бы минимального количества заявок для проведения соревнований и они бы все равно не состоялись. Польские СМИ писали, что их национальная сборная из-за обеспокоенности эпидемиологической ситуацией, вероятнее всего, даже отказалась бы ехать на полетный чемпионат мира в Планицу.

В итоге после встречи FIS с командами в Тронхейме было принято решение о переносе полетного чемпионата мира на следующий сезон.

Второй проблемой стало отсутствие информации или её неполноценность.

Корреспондент Skijumping.pl Доминик Формела: «ФИС продвигает Кубок мира в Нижнем Тагиле, а спортсменки в то же время сообщают об отмене. А пилот-то с нами полетит вообще? Ждём информации и о мужских соревнованиях».  

То есть австрийские спортсменки, сидя в аэропорту Мюнхена и направляясь в Россию, размещают историю в Instagram о том, что соревнований в России не будет. При этом официальный аккаунт FIS примерно в то же время размещает традиционное видео-превью о стартах в Нижнем Тагиле. Так как наш блог старается подробно освещать российские этапы с места событий, то в наши планы входила поездка и на финал русского тура «Синяя птица» и финал Континентального кубка. Информация об отмене последнего уже была известна, но представьте смущение и непонимание происходящего, которое испытывали, пожалуй все, кто планировали поездку на женский Кубок мира. В итоге официально об отмене российских этапов объявили спустя три часа, вместе с заявлением об отмене оставшихся стартов мужского Кубка мира в рамках Raw Air. С проблемами столкнулись и наши немецкие коллеги, которым, если бы соревнования всё же состоялись, пришлось бы ещё и искать новые способы как добраться до Пермского края из-за частичной отмены авиасообщения.

Ещё одной проблемой стало возвращение спортсменов домой. Многие авиакомпании скорректировали свои полётные программы из-за охватившего Европу COVID-19, в частности в отношении Норвегии, в которой также были зафиксированы случаи заболевания. Некоторым командам пришлось даже прибегать к экстренным вариантам. Польская команда и представители медиа, например, вынуждены были возвращаться домой на правительственном самолёте (благодаря президенту Анджею Дуде), так как авиасообщение между Польшей и Норвегией было закрыто.

В итоге «жертвами» коронавируса стали:

  • полетный чемпионат мира в Планице;
  • третий и четвёртый этапы мужского турнира  Raw Air (в том числе полетный этап в Викершуне);
  • два этапа женского Кубка мира в рамках русского тура «Синяя птица» в Нижнем Тагиле и Чайковском;
  • этапы мужского Континентального кубка в Закопане и Чайковском.

И всё же несколько слов о спорте, которого в этом сезоне было непозволительно мало

Как-то буднично и тихо в этом сезоне Штефан Крафт стал двукратным победителем общего зачёта Кубка мира, но это достижение вряд ли можно назвать сомнительным или несправедливым в свете последних событий. Да, у Карла Гайгера были математические шансы побороться за первую строчку, но для этого он должен был ликвидировать отставание в 140 очков, набирая максимальное количество очков в каждом из двух отменённых стартов и ожидая сильных провалов от австрийца. Вероятность такого развития событий была маловероятна, поэтому главный результат кубкового сезона можно признать полноценным.

В дополнение к победе в общем зачете КМ Штефан добавляет в свою копилку также малый глобус за полётный зачёт, как и три года назад.

Но одно важное достижение до введения карантинных мер все же не покорилось Крафту, а также всей сборной Австрии: пролидировав большую часть сезона в зачёте Кубка наций, красно-бело-красные все же позволили немецкой сборной обойти их после командного старта в Осло, заняв безвольное шестое место.

Справедливости ради стоит сказать, что сборная Германия поступательно сокращала отставание, а значит, общий результат не стоит подвергать большому сомнению и сослагательному наклонению. Нет, всё же можно: два полётных старта могли бы помочь австрийцам догнать (или попытаться сделать это) немцев за счёт более высокого мастерства именно в этом виде прыжков с трамплина.

Для самого австрийца такой конец сезона до старта в Осло казался нереальным, но именно в Норвегии прыжковый мир столкнулся с карантинными мерами: «Мы бы ничего не заметили, если бы не отсутствие зрителей в Осло. Я был как бы внутри моего туннеля и в последние месяцы работал как робот».

С невнятным сезоном уходит и целая эпоха: прыжковый мир прощается с Вальтером Хофером

Да, не так себе представлял свой последний сезон перед уходом на пенсию бессменный директор соревнований Кубка мира Вальтер Хофер. После 28 лет непрерывной работы австриец, которому в прошлом месяце исполнилось 65, покидает свой пост.

Вальтер Хофер в Инсбруке в 2004 году

То, как выглядит сегодня Кубок мира, — во многом его первоочередная заслуга. С тех пор, как он в 1992 году провёл первое соревнование в руководящей должности, формат проведения этапов довольно сильно изменился. С самого начала его главным принципом было подогнать соревнования под телевизионный формат: не более 90 минут вместо бесконечных, растягивавшихся из-за погодных проблем на часы, этапов с сотней участников.

Дорога к этому была долгой и тернистой. Сначала были введены не раз модифицировавшиеся национальные квоты, затем Кубок мира со временем пришёл к формату «50 участников в старте – 30 в основной попытке».

Унификация технического регламента, ограничение индекса массы тела спортсменов для борьбы с бичом прыжков 90-х, анорексией среди прыгунов, поправки на ветер и стартовую лавку – всё это наследие эпохи Хофера. Часть из них универсально признаётся признаками развития спорта, часть из них – те же поправки или, к примеру, существовавшее несколько лет право почти неограниченно двигать лавку для манипуляций с итоговыми баллами, которое во многом было излюбленным инструментом сборной Австрии эпохи «Суперадлеров», – до сих пор вызывает пламенные споры среди всех, кто входит в «прыжковую семью». Тем не менее, заслуги Хофера сомнению не подвергаются никем. «Вальтер внес ключевой вклад в историю успеха прыжков как спорта», – уверяет его соотечественник Штефан Хорнгахер, тренер немецкой сборной.

Две главных проблемы, которые Хоферу, по его же словам, так и не получилось разрешить, это безопасность и география участников. «ФИС не в последнюю очередь несёт ответственность за количество травм колена на приземлении – просто потому что спортсмены нынче менее приучены к езде по снегу, чувствуя себя куда комфортнее на керамических разгонах и искусственных покрытиях», – подчёркивал он ещё в октябре, уже подводя итоги своей работы. А что касается географии, то для своих преемников он оставляет задачу развития прыжков в Восточной Европе, на Дальнем Востоке, помимо Японии, а также в Америке и Канаде. «В конце концов, мы Кубок мира», – резюмирует Хофер.

Хофер объявил о своём уходе заранее и ещё в прошлом году представил своего преемника – итальянца Сандро Пертиле. 50-летний уроженец Валь-ди-Фьемме, в отличие от Хофера, сам некогда соревновался на юниорском уровне, но закончил карьеру довольно рано, выбрав карьеру функционера. Среди пунктов его резюме есть и оргкомитет ОИ-2006, и два чемпионата мира в Валь-ди-Фьемме, и должность спортдиректора Итальянского лыжного союза.

А теперь Пертиле может уже начинать готовиться к своему первому сезону в роли «повелителя трамплинов». Ну, как только выйдет из коронавирусного карантина.

Постскриптум: итог сезона в одной картинке

Из инстаграма врача сборной России Сергея Шереметьева

***

Над материалом работали Anna KonovalovaAnastasia SolovyevaRasrowTheChaos и Darija.

Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).

Фото: imago; FIS

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Не во сне, а наяву
+33
Популярные комментарии
YuM
+2
Большое спасибо за пост!
Написать комментарий

Новости

Реклама 18+