«Кубок мира – первый шаг к популяризации вертолетного спорта». Новые стремления Томаса Моргенштерна
Мой взгляд сразу поймал его (и не только потому, что я прекрасно знаю, кто он): статный, харизматичный и как всегда в фирменной кепке Red Bull. Он отличается от российских пилотов, опытных, заматеревших, от того, наверное, и выглядящих такими суровыми, блеском в глазах и желанием доказать в первую очередь самому себе, что вертолеты для него не блажь, не игра, что все серьезно.
«Томас Моргенштерн, прыгун на лыжах с трамплина, трехкратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира, 23-кратный победитель этапов Кубка мира» – эту страницу, похоже, он сам для себя перевернул. Сегодня Томас Моргенштерн – это австрийский пилот, чемпион мира в категории юниоров, призер этапа Кубка мира, призер Всемирных воздушных игр. И поэтому наш разговор в большей степени был посвящен новой главе его жизни.
![с](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/af/bfb47d0e447dbaaf7d8095f822701.jpeg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Спустя год снова Вы приезжаете в Конаково. Вам здесь нравится?
ТМ: Да, мне очень нравится здесь! Для меня Конаково – это своего рода база вертолетного спорта, много возможностей для тренировок с российскими экипажами, соревнований. Для нас все еще трудно показывать хорошие результаты, а здесь мы можем стать лучше. Здесь хорошее место, отличный аэродром, классные люди вокруг. Уже с нетерпением жду следующего года, чтобы вернуться.
Я видела результаты предварительных соревнований, там есть успехи.
ТМ: Да, в этом году мы определенно выступаем лучше. На Открытом чемпионате России мы улучшили свои результаты по сравнению с прошлым годом, особенно в «полетах на точность» и «слаломе», могли бы выступить получше в «навигации», хотя она получилась неплохо. А вот «развозка грузов» получилась очень плохо: обычно мы показываем результаты лучше в этой дисциплине. Надеюсь, сегодня у нас получится исправится. (Томас остановился на стадии ¼ финала – прим. ред.)
В этом году был введен новый формат соревнований – Кубок мира по вертолетным гонкам. Вы, как спортсмен, привыкший соревноваться в рамках Кубка мира, как относитесь к этому нововведению?
ТМ: Мне кажется, это правильный путь. Кубок мира – это только два упражнения, в которых экипажи соревнуются непосредственно друг против друга. (упражнения «слалом» и «развозка грузов» проводятся по системе play-off – прим. ред.) Это интереснее для зрителей, так как гонки проходят быстрее и выглядят зрелищнее. У зрителей есть возможность увидеть, что делают спортсмены, в то время, как в навигации и полетах на точность такого нет. Мы хотим, чтобы вертолетные гонки росли как спорт в будущем, так что это шаг вперед, и нам нужно продолжать совершенствоваться.
В прошлом году Вы рассказывали, что по сравнению с прыжками на лыжах с трамплина вертолетный спорт непопулярен, особенно в Европе, но у Вас есть идеи, как это изменить. Удалось что-то реализовать за прошедшее время?
ТМ: Да… (улыбается) Мне нравится формат Кубка мира. Это первый шаг на пути популяризации нашего спорта. Надеемся, что и у нас в Австрии соберется много зрителей на этапе в сентябре (8-10 сентября). Сейчас у нас 7 различных точек по всей Европе, которые примут Кубок мира, это здорово. Но потребуется время, чтобы вертолетный спорт стал популярен.
Главное, вы движетесь в правильном направлении?
ТМ: Да, конечно! (смеется)
Какие у Вас цели на этот сезон в Кубке мира?
ТМ: Так как я бывший профессиональный спортсмен, то мне, конечно же, хочется быть в первых рядах. Но требуется время, чтобы достичь такого высокого уровня как российские пилоты. Они летают вместе по пять, шесть, даже девять лет, в то время как мы с моим партнером всего полтора года. Нам нужно еще много времени, чтобы стать лучше. В этом году мы впервые будем участвовать в таком количестве соревнований. В Великобритании мы уже заняли третье место в «Развозке грузов» и четвертое в «Слаломе». Когда соперники не такие сильные, как здесь в России, то у нас есть возможность показать хорошие результаты! (смеется)
Вы посещаете какие-то тренировочные сборы вместе с русскими экипажами?
ТМ: Обычно мы включали в наши планы посетить Конаково летом и ради тренировок в том числе, но в этом году, к сожалению, возникли другие дела, поэтому пришлось отказаться от этой идеи. У нас есть хорошее место для тренировок в Австрии - Айген им Эннсталь. Может, приедем следующей весной или летом в Конаково специально для тренировок. Я думаю, это будет важно. Потому что здесь все знают особенности выполнения разных упражнений, они могут научить нас, помогут улучшить наши навыки. Нам также нужен хороший тренер, так как у нас нет тренера дома…
У вас правда нет тренера?
ТМ: Да, это так. У нас сейчас есть четыре экипажа. Мы со Штефаном большую часть времени тренируемся отдельно, что замедляет наше спортивное развитие.
![3к](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/b9/91ee0e1cb4dcfaf308214c58e5b9e.jpeg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Важна ли для пилота его физическая форма? Уделяете ли Вы время помимо специальных аэродромных тренировок общей физической подготовке, как в прошлом во время карьеры прыгуна?
ТМ: На данный момент нет. Я неплохо физически подготовлен, как мне кажется. Штефан да, ему нужны сильные мышцы левой руки! (показывает бицепс, смеется) (Штефан держит инвентарь именно левой рукой – прим. ред.) И, конечно, развитый интеллект, как и мне. Но это не главная проблема.
И последний вопрос, уже традиционно, про танцы! Вы выкладывали в Инстаграм фото с подписью «назад в танцы»…
ТМ: Ооо! Нет-нет, я больше не танцор. Мне понравилось танцевать, но только для шоу! (выдыхает с облегчением, улыбается)
![к](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/57/ba12589a6400a8f8cdbe944b92f62.jpeg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
«В России отличные места для тренировок». Звезда прыжков с трамплина увлекся вертолетами
Фото и видео: Анастасия Соловьева
Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).