6 мин.

Наши ожидания - наши проблемы.

У сборной России остался один, решающий матч. Он будет выигран и мы выйдем в плей-офф, или он будет проигран и сборная вернется домой - это уже не важно. На этом празднике безудержного футбола наша сборная уже сказала свое слово, подняла свой тост, больше нашим игрокам произнести нечего. Пока другие радуются жизни, грустят, негодуют и плачут от счастья, безнадежно смотрят на табло и победно вскидывают вверх руки, мы, жители одной девятой части суши, тоже пытаемся разглядеть наших футболистов в этой картине жизни.

Спасибо Дону Фабио, нам есть что сказать миру. Сборная России это самая безнадежно прагматичная сборная Мундиаля. Мы самая тренерская и при этом самая невезучая команда, когда талант руководителя много выше талантов исполнителей. Мы играем очень хорошо и при этом ужасно плохо. Мы - как скромная черно-белая фотография на вернисаже посвященном тропическому буйству жизни. Мы будто только что вышли из-за "железного занавеса". Диссонанс между нами и всем остальным миром настолько велик насколько это вообще возможно. И это заслуга итальянца. Сборной России бы выиграть Чемпионат Мира, доказать, что бывают и такие победы, тренерские победы крупнейших турниров. Но это, конечно, не случится...

Будь у Дона Фабио исполнители по мастеровитей... Да что там говорить. Личность тренера определяет игру команды. Это его лицо, его манера и его образ мыслей. Когда нашу сборную возглавил Хиддинк он столкнулся с тем же что и Капелло сейчас - с нехваткой исполнителей. Но что сделал Гуус, почему, почему он Волшебник, а не Гуру или какой-нибудь Хан Хиддинк? Потому, что он убедил своих ногомячистов в том, что они мастера. Что они могут и умеют играть в футбол, что Павлюченко похож на Нистелроя, а Аршавин на Месси, Зырянов на Гигза, а Широков на защитника. Как ему это удалось, неизвестно, но под магию Гуса попали не только мы, рядовые болельщики, но и скауты и руководители английских клубов. Прошло не так много времени, и все поняли, что магия - это всего лишь иллюзия, что Хиддинк - не волшебник, он - фокусник, что на вещи нужно смотреть под правильным углом и тогда магия превращается в набор ТТД, которые может посчитать уже и каждый Бубнов. И она обернется грустной действительностью. 

Адвокат - совсем другой. Он не волшебник, он стоик. Долг, мораль и ответственность. Верность единому курсу, одной навсегда выбранной идее, как единственной женщине. Долг как основа жизни, то, о чем не говорят вслух, то, что хранят глубоко в душе. То, что могут позволить себе немногие. Его веры в себя и в свой выбор хватило бы на страну чуть поменьше чем Россия. Но в России верность идеалам никогда не приравнивалась к достоинству, наоборот, это всегда считалось постыдной слабостью, уделом проигравших. Верность курсу партии - это одно, это хорошо, верность себе - удел лузеров. Адвокат проиграл своей вере в игроков, их профессионализму. Проиграл нашей обезумевшей надежде, нашей вдруг воскресшей надежде - в пику грустной реальности.

Фабио Капелло

И вот очередь Капелло. Капелло сделал невозможное, немыслимое. Он пришел на бразильский карнавал в строгом деловом костюме. Застегнутым на все пуговицы, белой вороной. В модной шляпе и начищенных ботинках. Но послушайте, разве можно было представить что-нибудь другое от Фабио? Нет. Можно ли было сыграть с Бельгией по другому? Нет. Можно было поставить во главе сборной какого-нибудь Гершковича и получить пять мячей от Витцеля и Ко. Исключительно из-за низкой квалификации коуча. Потому как ни один вменяемый русский тренер, типа Слуцкого, Бердыева или Черчесова, никогда не решится играть с Бельгией в открытый футбол. Ну, конечно, если он не совсем Ярцев. Так что мы хотели от Капелло? Искрометной, безудержной, бесшабашной игры? Можно просить у неба что угодно, но нельзя просить невозможного. Нельзя просить человека измениться в одну секунду и из интеллектуала превратиться в разнузданного романтика. Все закономерно, Российская сборная идет тем курсом который задал ее главарь, нравится нам это или нет. И вопрос о том, что должно бы нравится, надо было задавать еще до назначения Капелло. Сейчас это лишено всякого смысла.

И вот Фабио, как и все тренеры-иностранцы сборной до него, понимает грустную правду. Правду, которую не имеет право произносить ни один коуч национальной команды - на данный момент у нас нет зрелых игроков для качественного футбола. Он не стал убеждать футболистов и нас в том, что они могут больше, как Хиддинк, он не настолько верил в игроков как Адвокат. Он решил оттолкнуться от голой реальности - и заставить их просто работать, просто делать максимум из того что могут, а могут они немногое. И еще предъявить миру свои козыри. Ведь даже в самой завалящей команде есть те, кто должен разделять с тренером ответственность за результат. Те, кто обязаны доставлять своей игрой.

Все знают имена этих трех людей.

Умнее всего поступил Роман Широков - он просто не поехал. Об игре Кокорина можно ничего не произносить, потому что о людях в некоторых состояниях принято говорить либо хорошо, либо ничего. А это именно тот случай, когда игру Кокорина следует почтить вставанием и минутой молчания.

Остался только один человек. В конце концов, Широков всем все уже доказал и показал, ждать от него большего ну никак не получается, а у Кокорина все еще впереди. Да и неплохая компания набегает у Александра в лице Балотелли, Торреса. А вот Акинфеев... 

Игорь Акинфеев

Для каких-то сборных игры навылет начинаются с третьего матча, для других со второго. Для сборной России плей-офф случился с первой игры. Это не шутка, это не в нашем менталитете, в это трудно поверить - но это правда. Лишь с максимальной скрупулёзностью отработав обязательную программу, мы могли рассчитывать на успешное выступление. Акинфеев подвел нас самым жестоким образом в самый ответственный момент. Одним мновением своей руки Игорь сделал то, что давно никому не давалось. Превратил серьезную сосредоточенную работу нашей сборной в фарс, в жалкую попытку школьника-подростка казаться старше чем он есть. За сборную стало неловко. Россия из победителя своей группы с превосходным тренером и выстроенной командной игрой превратилась в колоса на глиняных ногах, падающего с одного удара.

Без сомнения Акинфеев отличный вратарь. Но отличный ли он вратарь для сборной? Может в клубе он и молодец, но в сборной он уже не первый раз делает непозволительные ошибки в самый нужный для соперников момент. Как и в матче с Бельгией, когда обычный штрафной чуть не обернулся очередным анекдотическим голом. Как и в матче Словакией. И опять с Бельгией... Ореол незаменимого превратил Акинфеева в палача нынешней сборной. Мы сами своими безудержными одами во славу Акинфеева сотворили то настоящее, что теперь стоит в воротах команды. Нам уже нечего ждать от него, нам некого винить. Пора просто признать, что если Акинфеев - это лучшее что у нас есть, то вратарская позиция сборной России такая же слабая, как и остальные.

Сборной остался лишь один, по всей видимости, последний матч на этом Мундиале. Ставки сделаны, ставок больше нет. Все наши карты биты, каждая по своему, но каждая бита и вряд ли сыграет. Госпожа Удача тоже не собирается нам помогать, с чего бы ей вдруг стать благосклонной, если раньше не помогала и с Широковым, и с корейцами и с бельгийцами. Да мы и не достойны, наверное.

Наши ожидания - это наши проблемы. Аршавин был прав. И никакой пиар, никакой веселый киноролик не изменит этого пренеприятнейшего факта. Это истина, а против истины бессмысленно снимать киноролики. Мы слишком много хотим. Мы не слишком многого заслуживаем. Будем верить, потому что это единственное что нам осталось. Будем верить в то, что в нашей команде есть что-то другое, кто-то новый, кто способен сделать что-то небольшое, много меньше наших ожиданий, но что-то решающее и важное.

 

P.S. Может они хоть укусят кого-нибудь.