8 мин.

Лейпциг – Зенит. Ученье – свет

Встреча команд, которыми руководят молодые специалисты Юлиан Нагельсманн и Сергей Семак обещала стать как минимум интересной из-за их личного тактического противостояния, не говоря уже о мини-поединках их игроков, выходящих на газон «Ред Булл Арены» прошлым вечером. И данный матч предоставил зрителям много интересной пищи для размышлений, даже без обилия голевых моментов и жарких споров с арбитрами. Нет, всего этого не было в городе, расположенном в Восточной Германии, но зато мы увидели занятную шахматную партию двух перспективных специалистов, один из которых, несмотря на свою недолгую игровую карьеру, обладает гораздо большим тренерским опытом. Именно опыт, вместе с психологией и позволили штабу «Быков» принять важные решения, а затем и принести 3 очка себе в лигочемпионскую копилку. Но давайте остановимся на нем чуть подробнее.

Многие знают, что герр Нагельсманн, получив тяжелую травму в 19 лет (разрыв крестообразных связок), а также пережив непростой период в личной жизни, завершил карьеру игрока и начал постепенно строить карьеру тренерскую. В 2008 году, вместе с Томасом Тухелем, Юлиан стал работать с юношами в «Аусбурге», а в 2010, после непродолжительной командировки в Мюнхен, перешел на тот же пост в «Хоффенхайм». Только через 6 лет, пройдя весь путь внутренней структуры подготовки «зеленых» футболистов,  Нагельсманн стал самым молодым специалистом Бундеслиги (на тот момент ему исполнилось всего 28 лет), приняв руководство основной командой «Хоффенхайма». Немецкая пресса отнеслась к назначению «юнца» очень холодно, и мало кто верил, что этот парень в будущем спасет клуб от вылета, а потом два года подряд будет выводить его в Лигу Чемпионов. В тот период стиль игры его команды описывали как взрывной, рискованный и подобная тактика часто приносила свои плоды. И как мы убедились в среду, Юлиан не изменил своим принципам, управляя «РБ Лейпцигом».

Он по-прежнему тренер, который не боится делать серьезные перестановки по ходу игры, на которые другие молодые наставники вряд ли бы пошли и посчитали бы такие решения настоящим сумасшествием. Да, они не всегда срабатывают, но Юлиан не теряет храбрости. Вот, что он сказал о замене главной звезды своей команды Вернера после первой половины игры: «В перерыве я заменил Тимо Вернера, потому что понимал – нам надо чаще играть через фланги, пришлось поменять схему». Опять же, мы видим, что человек пошел на риск и тот оправдался. А что же сделал наставник петербуржцев, Сергей Богданович? Ведя в счете после перерыва, он не стал ничего менять, не отреагировал на другое положение фигур на стороне соперника, что вылилось в два быстрых гола в начале тайма и поражение.

Голы в начале второго тайма, по моему мнению – это показатель работы тренерского штаба с коллективом в перерыве. Именно после 15-тиминутки лучше всего можно понять, с каким заданием и настроем собираются продолжать поединок обе команды. Во вчерашней встрече при более детальном анализе обнаруживается много параллелей с матчем «Спартак» – «Зенит», который прошел в начале осени: «Зенит» обороняется большую часть первого тайма, Дзюбу лишают пространства, на втором этаже он малоэффективен, контратаки не приносят особого результата, но выстрел Жиркова из-за штрафной выводит команду вперед, и данное минимальное преимущество удается удержать, потому что весь второй тайм «Спартак» не знает чем ответить.

«Лейпциг» же, в отличие от «красно-белых» имеет план Б и кардинально перестраивает игру, к чему «Зенит» оказывается абсолютно не готов. Роль Юрия Валентиновича здесь исполняет Ярослав «он тебе блогер что ли?» Ракицкий, который классно забивает издали и это играет с гостями злую шутку. Вместо того, чтобы перейти на схему 3-4-3 и сразу после перерыва играть компактнее, Семак не вносит в стартовый состав изменений. Потом «Зенит» пропускает два мяча, Сергей с большим запозданием выпускает сначала Осорио (вероятно, чтобы не пропустить больше и дать возможность Ивановичу пойти вперед), но при этом оборона два раза подряд опасно проваливается, когда венесуэльца ловко ловят на паузе хозяева, а еще позже выходят Кузяев и Мак, чтобы увеличить давление на соперника в финальной трети.

Только замены были произведены слишком поздно и потому, «Зенит» теперь вынужден отыгрываться, и это притом, что каждый переход в атаку дается команде с большим трудом. Мак упускает и без того немногочисленные моменты, Далер все еще в средней форме, которую нужно набирать, Ерохина для верховой борьбы не выпускают, хотя она в концовке проигрывается почти полностью, Сутормин греет лавку, а своего козыря у петербуржцев нет (Малком и Кокорин не могут помочь). В связи с этим возникает вполне резонный вопрос: а на что рассчитывал штаб вообще приезжая в Германию? Представим, что «Лейпциг» забивает первым, какие наши действия? Снова Мак и Кузяев, только в начале второй половины? Если мы забиваем первыми (как случилось), почему не обороняется положительный результат? При этом клуб Нагельсманна не показал чего-то сверхъестественного и все еще далек от стабильности. Но штаб «Зенита» опять действует крайне ограниченно, боязливо.

И если немец готов был резко изменить тактику для победы, убрав ключевую персону (тем самым показал, что в его команде нет неприкосновенных, результат превыше личных предпочтений игрока), ускорив игру, растянув оборону соперника, то сложно представить, чтобы нынешний Сергей Богданович рано заменил кого-то из пары Дзюба/Азмун или игрока атаки, который выпадает из поединка (Дриусси, Шатов)? Кто-то ведь может и обидеться, останется недоволен. А ведь подобные неожиданные перестановки позволили бы укрепить оборону, насытить центр, добавить жизни на фланги, и в итоге перейти на игру в одного мобильного и прыгучего или таранного, с могучими габаритами форварда при поддержке треквартисты Себастьяна, например. Варианты для запасного плана есть, но они не используются.

Чтобы лучше понять философию Нагельсманна приведу несколько интересных цитат во время его работы в «Хоффенхайме» (из блога «Was für ein Tor!»):

1. «Я уделяю большое внимание предоставлению моим игрокам чёткого тактического плана, чтобы они понимали, как действовать в различных аспектах футбольного матча, но отношения между мной и каждым игроком очень важны»;

2. «Я всегда любил рисковать. Принять команду в подобном положении и решать с ней поставленные задачи – риск с моей стороны, в то время как довериться мне – риск руководства»;

3. «У меня было особенное послание футболистам – я хотел, чтобы они были храбрыми и играли в атакующий футбол. Чтобы они думали только о победе, не жили в страхе, отдавали все силы на поле, старались стабильно играть в обороне и не проигрывать»;

4. «Все это благодаря храбрости моих футболистов и тренерского штаба, потому что в конце дня мы хотим радоваться трёх заработанным очкам, насладившись футболом на поле».

Для нас же пока факт остается фактом: несмотря на то, что тренерский штаб «Зенита» довольно молод, прагматичен и в таком серьезном турнире как ЛЧ играет впервые – на данный момент он почему-то не готов принимать жесткие решения, кардинально меняющие игру, что приводит к потере очков. Думаю, что это связано с недостатком тренерского опыта у всего штаба, а не только Семака. Подобная проблема была у коллектива и в прошлом году, «Зенит» к сожалению или к счастью становится похож на команду Юргена Клоппа – «Ливерпуль», который в гостях играет менее раскованно, чем дома. Мы становимся домашней командой, но это скорее плохо, чем хорошо. В гостях нам играть очень трудно, а решения принимаются очень медленно и неохотно, что продемонстрировали уже многие команды в этом сезоне: «Локомотив», «Лион», теперь «РБ Лейпциг».

Что же делать в такой ситуации? Ждать возвращения в строй травмированных, быть более смелыми в принятии важных решений и учиться. Ведь как говорил великий генералиссимус Александр Васильевич Суворов:«Ученье – свет…». Опыт придет со временем. Впереди у дружины Сергея Богдановича много серьезных проверок на прочность, надеюсь, что «сине-бело-голубые» их успешно выдержат. Всем мир.