9 мин.

Бабочка на футбольном поле

Один из самых многообещающих нападающих Италии, человек на которого ходили смотреть персонально, футболист благодаря которому завязалась дружба между «быками» и «грифонами». Футболист, который занимался моделированием одежды, увлекался джазом и рок-н-роллом, писал картины маслом. Луиджи Мерони трагически погиб 45 лет назад - 15 октября 1967 года, так и не сказав своего последнего слова на футбольном поле, ему было всего 24...

24 февраля 1943 года, того самого, когда детище Ферруччо Ново завоевало свое первое чемпионство, в небольшом живописном городке Комо на севере Италии родился мальчик, которого назвали Луиджино.

Детство для Джиджи было достаточно тяжелым - после того как в два года он потерял отца, мать одна воспитывала двух сыновей Луиджино и Челестино и их сестру Марию. Дети видели как тяжело приходится матери, поэтому с самых ранних лет они помогали ей как могли. То малое свободное время, которое выпадало братьям, они разумеется посвящали игре в футбол недалеко от дома.

Как-то раз Джиджи, упражняющегося с мячом, заметили представители местной команды "Комо" и пригласили в свою команду. Мать Луиджи была против занятий футболом, но после, видя радость сына и его первые успехи, она согласилась.

Джиджи был очень одаренным футболистом, уделял много внимания индивидуальной работе с мячом, поэтому достаточно быстро он завоевал место в основе "Комо" и стал играть. Такого футболиста не могли не заметить селекционеры более серьезных клубов, и вскоре стали поступать предложения о переходе 19-летнего нападающего.

Первыми его пригласили представители "Виченцы", но, посмотрев, отказались, сославшись на излишнюю "хрупкость" игрока. После этого его заметили в "Дженоа", куда он в итоге и перешел за 40 млн. лир.

Поначалу Мерони сидел на лавке, поскольку тренер предпочитал более опытных игроков.. шанс предоставился в игре на кубок Италии против "Удинезе". В той игре Джиджи воспользовался шансом сполна - всякий раз получая по ногам он поднимался и продолжал терзать оборону соперника, сняв вопросы о своей хрупкости, а в довершении забил гол. Вскоре случился первый гол в чемпионате, и по иронии судьбы произошло это в матче против "Виченцы", которая отказалась от услуг Мерони.

Расцвет талантов Мерони начался с приходом в Геную аргентинского тренера Беньямино Сантоса. Именно он первым по-настоящему поверил в игрока и убедил того в собственных силах. Мерони стал постоянно играть в основе, принося победы своей команде. Он сразу стал любимцем болельщиков, эффектные финты и обводки, виртуознейшие голы практически всем командам серии А.. Не удивительно, что "Дженоа", болтавшаяся внизу турнирной таблицы, по итогам сезона заняла 8-е место. За Мерони началась самая настоящая охота. Каждый большой клуб желал видеть такого футболиста в своем составе.

Самым расторопным оказался президент "Торино" Орфео Пьянелли. В 60-е Пьянелли был этаким прообразом Флорентино Переса. Это был человек, который как и основатель "Торино" Альфред Дик умел видеть составляющие бизнеса в футболе. Поэтому, решив получить Мерони, Пьянелли не стал мелочиться и выложил сразу 300 млн. лир - в то время это были громаднейшие деньги. Если быть более точными, то за Мерони заплатили 275 млн. остальная часть пришлась за испанского игрока Хоакина Пейро, который позже стал играть в "Великом Интере".

Конечно руководство "Дженоа" не сопротивлялось такому напору. Переход игрока вызвал массовые акции протеста в Генуе, болельщики осаждали офис команды. Беньямино Сантос, которого клятвенно заверяли, что Мерони останется, узнал о переходе из газет будучи на отдыхе со своей семьей в Испании. Разъяренный тренер сел в машину и помчался в Италию. Он не мог спокойно вести машину и в одном из поворотов не справился с управлением и врезался в дерево. Жена и дети Сантоса отделались ушибами, а вот самого тренера спасти не удалось. Сам же Джиджи очень сдержанно отозвался о своем переходе: "Хорошо ещё, что я попал в правильную команду Турина".

Книга "Торино и его легенда" повествует о том, что Джанни Аньелли был крайне недоволен переходом Мерони в "Торино". Узнав о трансфере он сразу позвонил работникам своего клуба, лишь вице-президенту "бьянконери" удалось объяснить боссу, что финансовое положение "Ювентуса" не позволило бы соперничать с предложением Пьянелли. Так Аньелли пришлось ходить на матчи "заклятого врага" чаще обычного, чтобы наслаждаться великолепной игрой Мерони.

С самого начала Мерони заставил говорить о себе. Виртуозная работа с мячом, наикрасивейшие голы - он забивал из невообразимейших позиций, обыгрывал половину команды соперника и закатывал мяч в ворота, при этом его никто не мог назвать эгоистом - с передач Мерони отличались очень многие. К тому же Луиджи мог совершенно непредсказуемо вести себя на поле: он мог отказываться бить пенальти, поскольку ему это было просто не интересно, если же он забивал одиннадцатиметровый, то вместо празднования шел утешать голкипера соперника. Именно Мерони своим голом в "девятку" из пределов штрафной на Сан Сиро прервал трехлетнюю (!!!) беспроигрышную серию "Великого Интера" Эрреры.

Джиджи выделялся не только на футбольном поле. За его пределами он носил длинные волосы, бакенбарды и бороду, сам моделировал себе одежду, слушал джаз и Beatles, сочинял стихи и писал картины маслом.

 

Он словно бросал вызов патриархальным устоям католической Италии. Тогдашняя пресса писала о нем «его непотребная прическа олицетворяет его аморальный образ жизни», и, как следствие, Мерони не вызывался в сборную страны. Эдмондо Фаббри, руководивший тогда Скуадрой Адзуррой, говорил, что если Мерони хочет быть в команде, то должен подстричься и поменять стиль одежды. Мерони не отказался от своих пристрастий.

Вместо этого он лишь продолжал дразнить журналистов - однажды он вышел в центр родного Комо с курицей на поводке и гулял с ней по набережной озера.

Первый вызов в сборную Джиджи получил только в апреле 1965 года.

15 октября 1967 года после уверенной победы над «Сампдорией» 4:2, к которой «приложил ногу» и Мерони, команду почему-то распустили по домам, хотя в те времена в «Торино» после игры все всегда оставались ночевать на базе. Джиджи вместе с другом и партнером по команде Фабрицио Полетти решил заехать в любимый бар.

Направляясь в бар, Мерони неосмотрительно пересек Корю Ре Умберто, точнее, попытался пересечь, потому что из-за траффика был вынужден остановиться посреди дороги. В то самое мгновенье справа на высокой скорости вылетела машина. Мерони попытался было двинуться назад, но... Fiat 124 Coup, неожиданно вынырнувший с другой стороны, лишь слегка задел Полетти, в то время как Мерони, принявший главный удар на себя, взлетел в воздух и упал на другой стороне дороги, где на него тут же наехала Lancia Appia, протащив за собой метров пятьдесят. Такое жутко и писать, и читать, не говоря уже о том, чтобы видеть собственными глазами!

24-летний Джиджи Мерони умер через несколько часов в больнице, куда его привез небезразличный свидетель происшествия Джузеппе Мессина. Ни о какой «Скорой помощи» речи не шло - она застряла в традиционной послематчевой пробке. У Мерони были переломаны ноги и таз, в придачу тяжелейшая черепно-мозговая травма и шансов выжить имелось ноль целых ноль десятых.

Позже стало известно, что за рулем злосчастного «Фиата» сидел 18-летний студент Аттилио Ромеро, только что получивший права. Парень был из семьи зажиточного врача. По очередной иронии судьбы - ярый фанат «Торино» и лично Мерони, чьему стилю он подражал и на которого был даже похож внешне. Аттилио сам пришел в полицию, его допрашивали до глубокой ночи, но не найдя никакой вины, отпустили домой на Корсо Ре Умберто.

Через неделю после похорон Мерони «Торино» встречался с «Ювентусом» в дерби. На стадионе царила полнейшая тишина, молчали болельщики и той, и другой команды, а с вертолета на поле сбрасывали многочисленные букеты цветов, которые на время матча сложили вдоль родного правого фланга погибшего футболиста.

В память о друге Нестор Комбин мотался по полю как угорелый с температурой 39: уже на третьей минуте открыл счет, на шестой удвоил, а на 15-й оформил хет-трик! Четвертый гол в этой встрече на счету Альберто Карелли, которому досталась «семерка» Мерони. С тех пор «Торино» не добивался лучшего результата в туринских дерби, но есть подозрения, что «Ювентус» и не сопротивлялся особенно - нужно было почтить футболиста, который, кстати, так ни разу и не выиграл в дерби, несмотря на самоотверженную игру против главных врагов.

Впоследствии пути Аттилио Ромеро и "Торино" еще раз пересекутся. В 2000 году он добрался до президентского кресла «Торино», чтобы довести клуб до полного банкротства и временного лишения всех титулов. Именно после прихода Ромеро клуб перестал посылать цветы на могилу Джиджи в день его рождения, нарушив традицию длиною в 30 лет. После ухода Ромеро с поста президента традиция вернулась.