7 мин.

Не ругайте Балотелли, он играет как умеет (и чем Рахим Стерлинг напоминает Бритни Спирс)

Марио Балотелли в середине недели забил гол в Кубке Английской Лиги в ворота «Суонси». С одной стороны это, конечно, здорово, может, парня, наконец, прорвет? Но с другой стороны Марио невольно вновь подстегнул интерес к своей персоне: снова от него будут требовать вдохновенной игры и голов. И снова, если итальянец так и не сможет забить в ближайших матчах, его обвинят в отсутствии старательности (вот уж бред – Марио находится в мучительном поиске своей игры, у него мало что получается, но тем не менее он усерден).

Но болельщиков можно понять – столь блеклая игра Балотелли на старте сезона – это совсем не то, чего ждали от двадцатичетырехлетнего форварда, приглашая его в «Ливерпуль». Ведь переход Марио стал одним из самых обсуждаемых трансферов этого лета.

Пока же дела у итальянца действительно не ладятся, и Джейми Каррагер уже вспомнил печальный опыт Робби Кина, который провел в «Ливерпуле» полгода и вернулся обратно в «Тоттенхем». И, по слухам, руководство «Ливерпуля» как раз дало Балотелли время до зимы на то, чтобы тот доказал свою состоятельность. И случай Балотелли ведь намного печальнее – в отличие от Кина, возвращаться ему некуда: ни в «Милан», ни в «Интер», ни в «Манчестер Сити» дороги ему уже нет. Да и в любой другой европейский клуб с амбициями тоже, если в «Ливерпуле» у него не сложится.

Итак, от Балотелли требуют великолепной игры, причем прямо здесь и сейчас. Но что, если мы ошиблись? Вдруг на самом деле Балотелли уже никогда не сможет показывать тот суперфутбол, которого мы от него ждем? Да и показывал ли он в действительности тот уровень игры, который болельщики и тренеры от него хотят?

Вспомните своих школьных или университетских приятелей: наверняка среди них был один, которому с самого детства прочили светлое будущее. Какой-нибудь потрясающе талантливый школьник/студент (школьница/студентка), которому все давалось легко. Человек, поражавший всех неординарностью и скоростью мышления, схватывающий налету, без затруднений решающий задачи любой сложности, блестяще сдающий экзамены, занимающий призовые места на всякого рода олимпиадах. Даже если такой человек вам не встречался (что странно), то представить его, наверное, несложно. Вскоре все уверяются в гениальности такого ученика/студента, и начинают без конца повышать к нему требования со стандартной мотивировкой «ты же у нас умный и талантливый, ты справишься».  И далеко не каждый способен выдержать такое давление. Кому-то покажется, что все жестоко обманулись, и начнет уверять окружающих: «Да нет же, что вы, я далеко не так умен, как вы это описываете!» «Да ладно, мы все видели, ты невероятно талантлив, тебе просто надо больше стараться», - отмахнуться все от его возражений. И вполне возможно, что человек сломается, не выдержав груза возложенных на него надежд. Возможно и другое развитие событий: человек из-за звучащей со всех сторон похвалы излишне уверует в себя, перестанет ставить перед собой новые цели (зачем, я и так прекрасен?) и в итоге не сумеет реализовать свой потенциал, как и в первом случае.

И ведь с Балотелли примерно такая ситуация и просиходит: на него с юных лет возлагают слишком большие надежды, а если он их не оправдывает, ему ставят это в вину: будто бы он всех обманул, притворившись гениальным нападающим. Но ведь Балотелли никому не обещал играть в футбол лучше всех в мире, ему это обещание лишь навязали, сделав это его обязанностью.

А я, рискуя окончательно уйти в диванную психологию, буду утверждать, что Марио-то лучше всех осознавал, сколь бедственно его положение. Посмотрите, что он говорит:

«В мире есть только один игрок, который лучше меня. Это Месси. Все остальные позади»

«Сильвио Берлускони говорит, что самый талантливый итальянский игрок — Антонио Кассано. Или он врет, или просто не знает о существовании Балотелли».

«Уэйн Руни, конечно, хорош, но он не лучший футболист в Манчестере».

Считает ли Марио Балотелли так на самом деле? Думаю, что нет. Столь открыто всерьез восхвалять себя невозможно: будь вы даже самовлюбленнее Канье Уэста, вы скорее всего прибегнете к ложной скромности, восхваляя себя. А в словах Марио слышится явная самоирония, которая является ничем иным, как попыткой (на мой вкус – довольно удачной) сохранить лицо. Газетчики ждут от итальянца шоу – он его им устраивает: «Нет, я не буду просить вас оставить меня в покое. Я не заговорю о том, что меня переоценивают, несмотря на то, что я так считаю. Я, так и быть, сыграю по вашим правилам».

В итоге мы имеем Марио Балотелли – по-прежнему молодого и по-прежнему талантливого итальянского нападающего, который ужасно устал играть роль сумасшедшего гения. Он ведь по сути один из тысячи молодых игроков, который рано блеснул и обратил на себя внимание всего мира. Но что такого есть в Марио, что принципиально отличает его от, скажем, Хавьера Савиолы (одного из списка «ФИФА 100», на секунду)? Марио никогда не показывал игры экстра-класса. У него случались хорошие матчи, да, частенько удавались ему хорошие голы, он производил хорошее впечатление. Он Golden Boy-2010, этого у него не отнять. Но он никогда не играл на уровне, скажем, десятки лучших нападающих мира. В отличие от, скажем, Андрея Аршавина, который сейчас в основном является героем несмешных шуток. А другой герой несмешых шуток, Александр Кержаков, в возрасте Марио имел больше сотни голов за спиной. Да, надо делать скидку на уровень чемпионата, но все же.

Заметьте, кстати, что свою лучшую игру Марио показывал, наверное, в «Манчестер Сити», где помимо него в атаке играли Тевес, Агуэро, Джеко – не последние нападающие в современном футболе. Таким образом, давление на Балотелли было минимальным, ведь парень знал, что даже если у него игра не пойдет, чем-то фатальным это для команды не станет. А в роли «единственной надежды» Марио некомфортно, это не его стихия. Собственно, о том, как ведет себя Марио, когда он оказывается незаменимым и единственным, рассказывал Жозе Моуриньо:

 

Таким образом, для того, чтобы Марио заиграл, нужно, чтобы он был в тени прочих звезд: это работало и на уровне сборной: в Евро-2012 итальянцев тащил Пирло, и Марио блистал. К Чемпионату мира в Бразилии Пирло подустал, и главной надеждой скуадры адзурры стал Балотелли. Результат известен.

Ну не может Марио справляться с давлением, что тут поделать. Поэтому я в него не верю. В конце концов, я поклонник «Ливерпуля», а не (простите мне дурновкусную шутку) Валерия Карпина. Но и винить Марио в его провале не буду. И буду очень рад, если я ошибусь, а Марио – заиграет-таки в «Ливерпуле».

Вообще говоря, проблема психологической устойчивости молодых талантов отчетливо видна на фоне всех инсинуаций вокруг другого игрока «Ливерпуля» - Рахима Стерлинга. Брендан Рождерс и Рой Ходжсон недавно устроили настоящую войну в прессе, которая сводилась примерно к:

- Рой, не переутоми Стерлинга, он мне очень нужен в «Ливерпуле», тем более сейчас, когда сезон не задался. Да и нельзя слишком много давить на парня, еще сломается, чего доброго.

- Мне нужны сильнейшие игроки! Из всех моих достижений у руля сборной – «не опозорился на Евро-2012»! Меня могут уволить за любую осечку сейчас, поэтому на поле я буду выпускать только сильнейших.

- Руки прочь от Рахима! А вы еще и над восстановлением игроков в этой вашей сборной неправильно работаете, Старриджа мне поломали.

- Сборная не обязана считаться с интересами «Ливерпуля»! Сборная Англии - über alles!

И что удивительно, многие готовы обвинять беднягу Стерлига в том, что тот попросил Роя Ходжсона не выпускать его в стартовом составе в матче против Эстонии. В частности, если помните, резко прокомментировал этот эпизод Алан Ширер.

Стоит игроку показать, что он может играть хорошо, так от него тут же требуют постоянного прогресса. Права на усталость он почему-то лишается. Может, именно поэтому за последние десять лет только Уэйн Руни из всех английских игроков смог с юных лет стабильно показывать хорошую игру, при этом постоянно совершенствуясь? И состоялся бы Руни, не опекай его сэр Алекс Фергюсон? Посмотрим, справятся ли с давлением Баркли, Уилшир, Стерлинг и Окслейд-Чемберлен.

Вообще говоря, о нашем отношении к молодым звездам (не важно, в какой области) лучше всего сказали Трей Паркер и Мэтт Стоун – создатели «Южного Парка». Пересмотрите эпизод 1202 («Новая внешность Бритни»). В двух словах, политика в отношении молодых талантов такая: сначала вознесем до небес, а потом зачморим при первой же возможности. Может, стоит быть чуть аккуратнее в оценках? Может, не надо раньше времени объявлять талантливого молодого игрока «будущей суперзвездой»? В конце концов, наши ожидания не должны становиться чужими проблемами.