7 мин.

Почему уход в Китай — это не только про деньги

Во-первых, давайте просто порадуемся за тех футболистов, которые не упустили возможность поддаться на уговоры китайских клубов. Кто-то приехал в Китай в статусе суперзвезды (Тевес), кто-то до отъезда только ходил в претендентах на этот статус, с годами все сильнее от него отдаляясь (Оскар, Витцель, Алекс Тейшейра), а кто-то был просто заметным игроком, никогда не претендовавшим на приставку "топ" (Демба Ба, Рамирес, Пелле).

В Поднебесной же все они получат статус суперзвезд и наполнят местный рынок качественными голами, передачами и финтами, спрос на которые в Китае стабильно растет (и поддерживается европейскими грандами, заинтересованными в азиатских болельщиках).

А ведь суперзвездам всегда позволяют чуть больше, чем простым смертным: можно и режим иногда нарушать, и на тренировках силы экономить, и на поле чаще брать игру на себя. Иными словами, если в европейских клубах игрокам ради возможности регулярно играть приходится умирать как на поле, так и на тренировках, то в Китае у них появляется шанс просто получать удовольствие от игры. Для заезжих звезд футбол из тяжелой работы превратится в приносящее доход хобби. Это ли не здорово? 

Да, свои таланты Витцелю и компании придется проявлять на фоне слабых соперников. Но ведь Месси с Роналду это не смущает, так почему это должно стать проблемой для, скажем, Жервиньо или Асамоа Гьяна?

Оскар в Китае

Во-вторых, давайте не будем обманывать себя, заявляя, что уж мы-то на месте Витцеля или Оскара в Китай не поехали бы, потому что в Европе тоже платят отнюдь не копейки, а амбиции дороже тех миллионов, что сулят китайцы.

Да, и в Европе футболистам платят достойно, но разницу между двумя-тремя миллионами в год (как в сильном европейском клубе) и двадцатью миллионами в год (как в Китае) может не почувствовать разве что миллиардер. Для всех остальных людей она слишком велика для того, чтобы ей пренебречь.

Но важнее другое: практически каждый из нас отказался от тщеславной мечты в пользу стабильного дохода. Все ведь в детстве мечтали стать космонавтами, археологами, детективами, космонавтами, музыкантами, футболистами, а не в офисе работать? Но в один прекрасный день в голове у нас щелкнуло "Wake up, you need to make money!", и мы пошли учиться на программистов, юристов и прочих эйчаров. И вот теперь у нас есть интересная работа, достойная зарплата и удобный офис. Но права осуждать Оскара или Витцеля с Халком, кажется, больше нет: мы сами такие же.

Халк в Китае

Но все же почему такие игроки как Оскар, Витцель или Алекс Тейшейра — талантливые, довольно молодые и довольно востребованные — так легко отказались от своих амбиций? Казалось бы, у них был вполне реальный шанс вписать свое имя в историю футбола. Почему же они этого не сделали? Ответ, по-моему, прост до неприличия: потому что на самом деле не было никакого шанса.

Здесь сделаем небольшое отступление. Не так давно мы поражались тому, что уже восемь лет "Золотой мяч" получают лишь два человека — между Месси с Роналду и остальными хорошими игроками непреололимая пропасть. Но почему-то никто не обращает внимание на то, что схожий разрыв можно наблюдать и на уровне клубов. Скажем, вы не находите, что Лигу Чемпионов стало скучно смотреть? Интересные матчи начинаются в лучшем случае с четвертьфинала. А все потому, что с годами сильные клубы все больше отрываются от слабых, а суперсильные клубы — от сильных. С тех пор, как Жан-Марк Босман изменил трансферную систему в Европе, а Дэвид Бекхэм привел в футбол большие деньги, число по-настоящему сильных клубов стремительно сокращается. Голландские команды больше не являются реальной силой в Европе, и в Шотландии большой зведой уже не стать (Привет, Хенрик Ларссон!). Чего уж говорить о румынских или сербских клубах, которые в лучшем случае являются кузницами кадров для команд из более сильных чемпионатов.

Но и между грандами растет пропасть. Еще недавно в Европе было около двадцати примерно равных по силе клубов, которые конкурировали друг с другом. Мир был многополярным: нельзя было сказать, что "Валенсия" однозначно слабее "Интера", а "Манчестер Юнайтед" — однозначно сильнее "Милана", не прибавив к этому "в этом сезоне". Теперь же, при всем уважении ко всем остальным, есть только три по-настоящему больших клуба, в которых гарантированно можно выигрывать трофеи: "Реал", "Барселона" и "Бавария". Это — готовые сборные мира, где лучшие играют с лучшими. И если где-то появляется игрок уровня этих клубов, он рано или поздно окажется в одном из них. Это было с Суаресом, это было с Бейлом, это было с Левандовски: клубы "второго эшелона" ничего не могли поделать с желанием гранов заполучить этих игроков. От этих трех клубов на полшага отстает "Ювентус", а от него — еще несколько команд. Но сути это не меняет: футбол больше не многополярен.

И самое ужасное — мы с этим смирились. Нам это даже нравится. Мы мыслим исключительно дихотомиями: Месси vs Роналду, "Реал" vs "Барса", Моуриньо vs Гвардиола, Ла Лига vs АПЛ. Мы настолько привыкли к бинарным протовопоставлениям, что уже ищем "новых Роналду и Месси": пару игроков, вокруг которых будут разводиться срачи, когда Лионель и Криштиану уйдут на пенсию. Непонятно только, как из Азара, Коутиньо, де Брейне, Неймара, Гризманна, Погба и прочих молодых талантов выбрать двоих.

Так или иначе, клубов, с которыми можно добиться чего-то существенного, стало меньше. А чтобы играть в этих клубах, надо входить как минимум в топ-100 лучших игроков мира, а лучше — в топ-20. 

А что же делать тем талантливым игрокам, кто в этот топ не входит? Можно доиграть до "гранда второго эшелона" типа "Ливерпуля", "Арсенала" и "Тоттенхэма" (да простят меня фанаты этих клубов). С ними можно пошуметь в ЛЧ, выиграть пару национальных кубков и даже побороться за чемпионство. Но на что-то великое замахнуться не получится. Это вроде бы неплохой вариант, но, как говорил великий Билл Шенкли, "Если ты первый — ты первый. Если ты второй — ты никто". Второй вариант — надеяться, что тебя призовут в "Баварию", "Реал" или "Барселону" — разбавить компанию местных звезд. Там ты будешь не на первых ролях, зато несколько трофеев зацепишь. Собственно, другого шанса реализовать свои амбиции сейчас нет.

Давайте теперь с учетом всего, что сказано выше, взглянем на переход в Китай глазами Оскара и Витцеля. Одному 25 лет, другому — 27. Про обоих уже ясно, что суперзвездами им не стать. Значит, варианта два: жечь в гранде второго эшелона или сидеть на лавке в гранде первого эшелона. У одного — контракт с "Челси", у другого — предложение от "Ювентуса". Клубов, которые претендуют на то, чтобы встать в один ряд с "Баварией", "Реалом" и "Барселоной". Соответствуют ли Оскар и Витцель уровню основы этих клубов? Вряд ли. Есть вариант "бороться, прогрессировать и доказывать". Но он хорош, когда тебе 20 лет. В 25 и тем более 27 вероятность того, что ты резко прибавишь, невелика. Спроецируем это на обыденную жизнь: в восемнадцать лет нормально собираться со своей группой где-нибудь в гараже, репетировать и мечтать о том, что однажды вы прославитесь. Продолжать делать то же самое ближе к тридцати годам, не добиваясь существенного прогресса — уже странно. Разумнее принять тот факт, что великим музыкантом тебе уже не стать.

Так и Витцель с Оскаром. И Паулиньо, и Джексон Мартинес, и Халк, и Алекс Тейшейра. Оценили свою игру. Приняли тот факт, что великими игроками им не стать. А быть игроками "выше среднего" — сомнительное удовольствие. А тут щедрое предложение из Китая. И смысл отказываться?

Отъезд талантливых игроков до тридцати лет в Китай — очень неприятный симптом для европейского футбола. Можно по-прежнему закрывать на все глаза и называть уехавших неамбициозными и меркантильными, но ситуация такова, что талантливые игроки не видят возможности реализовать свои амбиции. Если ты гений — тебя приглашают в компанию к Месси или Роналду, с которыми ты выигрываешь Лигу Чемпионов и пару чемпионатов. А если ты просто талант — что же, извиняй, трофеев у тебя не будет.