3 мин.

Психологический отбор будущих талантливых игроков-спортсменов в баскетбол

Перечисленные качества находятся в тесной взаимной связи и могут отчасти компенсировать одно другим. Первичные признаки каждого из компонентов, составляющих спортивную одаренность, могут и должны быть выявлены уже у новичка, в чем, собственно, и состоит искусство психологического отбора. Рациональная система отбора позволяет правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными, а следовательно, и наиболее перспективными учениками. Неудачный выбор спортивной специализации ведет к ненужным потерям времени ученика и тренера, вызывает непроизводительные затраты труда и средств и приводит в конечном итоге не только к большой текучести состава, но и к определенным моральным потерям — психическим травмам. В основе отбора лежит глубокое и всестороннее изучение личности ученика, выявление его психологических особенностей, оценка типологических свойств нервной системы и уровня развития физических качеств. Решение этих задач «со многими неизвестными» — индивидуализированный, сложный и длительный процесс. Психологический процесс отбора в баскетбол можно разделить на три этапа. I этап — предварительный просмотр, беседа, тестирование (от первого занятия до 2—4 месяцев). II этап— углубленная проверка индивидуальных психологических особенностей личности игрока-спортсмена в процессе первоначального обучения (3—6 месяцев). III этап —систематическое индивидуальное психологическое наблюдение за спортсменом занимающимся баскетболом.

Психологические предпосылки одаренности

Психологический отбор будущих талантливых спортсменов-игроков в баскетбол проводить очень важно и необходимо. Наблюдения за психомоторикой, психодиагностика, тестирование и беседа с психологом являются главной формой психологического отбора. На первом этапе их задача — определить личностные особенности и специфические способности - задатки новичка. Необходимо более глубоко изучить возможности будущего игрока в баскетбол, особенности его психических и морально-волевых качеств. Определение  его мотивации. Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности, диагностики состояний (предсоревновательных, соревновательных и послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Внимание следует обратить на три фактора: 1) психологические предпосылки одаренности; 2) специфические способности к игре в баскетбол 3) быстрота и качество восстановления психофизиологических процессов. Если рассматривать способности новичка с точки зрения требований игры в баскетбол в Школе Олимпийского Резерва «Глория», то исключительное значение приобретают его психические и морально-волевые качества. Поэтому надо обратить внимание на такие качества как активность, агрессия и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, решительность, целеустремленность, способность мобилизоваться во время соревнований, умение работать в команде, логическое мышление, быстрота принятия решения, умение побороть наступающее утомление и заставить себя полностью «выложиться», а затем восстановиться. Эти и многие другие качества, характеризующие психологическую и  морально-волевую подготовленность спортсмена необходимо определить на начальном этапе учебы спортсмена. Успех в спортивной тренировке во многом зависит от силы основных психологических процессов, их подвижности и уравновешенности. Сила нервных и психологических процессов определяется способностью выдерживать длительные и интенсивные нагрузки. Подвижность характеризуется быстротой реакции на внешние и внутренние раздражители, быстротой смены одного нервного процесса другим, что выражается, в частности, в способности четко и быстро чередовать напряжение и расслабление мышц. Наконец, уравновешенность психики в целом— это рациональное соотношение возбуждения и торможения. Психорегуляция психических процессов в целом. Подвижность и уравновешенность ярко проявляются в поведении юных спортсменов. Чрезмерно возбудимые, вспыльчивые, нетерпеливые, невыдержанные спортсмены обычно не умеют мобилизоваться в нужный момент, допускают много ошибок и практически в соревнованиях выглядят гораздо слабее, чем на тренировке. Длительная спортивная тренировка, безусловно, вырабатывает самодисциплину и умение управлять собой, однако при отборе преимущество следует отдавать уравновешенным новичкам с устойчивой психикой. В процессе первых же тренировок и соревнований изучаются такие качества, как смелость и решительность, выносливость , а также способность самоотверженно бороться до конца. Часто более сильными в психологическом отношении оказываются те, кто пришел в баскетбол через большие трудности

Это еще раз подчеркивает, что проблема отбора должна обязательно рассматриваться с позиции комплексной оценки физических, функциональных и психологических особенностей будущего спортсмена-игрока в баскетбол.