2 мин.

Почему тренер не может заменить психолога?

АВТОР: Касаткин Павел Николаевич

В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена-игрока в баскетбол он является еще и ориентиром в становлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора, воспитателя и  естественно, психолога. Этому всему тоже обучают в университетах физической культуры, и с многими обычными психологическими задачами выпускник РГУФКа может справиться. Но, как сказал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, и серьезные психологические проблемы должен решать специалист-психолог. Это напоминает ситуацию с домашней аптекой - пока недомогание легкое, мы справляемся сами, а при осложнении болезни обращаемся к врачу.

В случае с психологией спорта существуют дополнительные "подводные камни". Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен-игрок вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в Университете Физической Культуры и Спорта или из популярной литературы, нередко создают иллюзию у тренера о способности разрешить любую психологическую проблему, а неграмотное применение психотехник может привести к негативным последствиям. Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом и тренером, которые позволят конструктивно воздействовать на  психику спортсмена-игрока-команду. Психологи хорошо знают, насколько тонкой и уязвимой бывает нить, связывающая с клиентом, как осторожно нужно строить психотерапевтические взаимоотношения, когда нет мелочей, и любой необдуманный жест или слово может разрушить то, что долго и кропотливо создавалось. Психика спортсмена-игрока в баскетбол, на ответственных этапах подготовки и выступлений на соревнованиях обладает повышенной чувствительностью, так как спортсмен практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии. У тренера же есть свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкурентность спортивной жизни вынуждает спортсмена-игрока в баскетбол проявлять злость, агрессивность и другие социально негативные качества. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Особенно это важно учесть в детском и юношеском возрасте спортсмена-игрока, на этапе формирования личности.

Но, как показывает практика, сегодня нашему тренеру нередко требуется получить много "шишек", при этом порой искалечив психику, здоровье и судьбу своих учеников, чтобы осознать вышесказанное и воспользоваться в своей работе помощью психолога-профессионала.