9 мин.

Без праведности и чистоты ничего хорошего не бывает (окончание)

Начало интервью

2-я часть 

3-я часть

Есть в России мужчины?!

Вы по работе общались со множеством спортсменов, актеров, функционеров, политиков.  Кто оставил самое яркое впечатление, был наиболее харизматичен?

У меня есть один друг, настоящий. С кем сравнить никого невозможно. Саша Карелин. Причем не только потому, что он великий спортсмен. Он человек великий. Абсолютная глыба. И мне совершенно безразлично, сколько у него медалей.

Когда тебе тяжело, он обязательно появится. Этакая скорая помощь. Причем он для всех скорая помощь. Он помогает абсолютно всем.

Он начитанный, эрудированный, честный, порядочный, исполнительный, с юмором. Я могу перечислить всё, что есть хорошего, всё могу про него сказать.

Может кого-то ещё вспомните?

Сергей Тетюхин. Я 20 лет работал в  журнале «Время волейбола». С федерацией все дружим.

В финале Лондонской олимпиады  проигрывали бразильцам 0-2 по партиям. Когда волейболисты проходили мимо, крикнул в сердцах: «Я вам руки не подам». И мы выиграли! Мне потом за эти слова так стыдно было.

Конечно, не я повилял на их победу. Алекно сделал перестановку, поменял игру. Сразу после игры Тетюхин подбежал ко мне, мы обнялись и плакали. Я везде плачу! (хохочет). Подбежал ко мне Гранкин, другие ребята, потому что они знают, что я искренне за них переживаю.

Мировая лига. Пустой зал абсолютно. Играли Россия и Болгария. Наши проигрывали. И я крикнул: «Мужчины есть в России?!» И так это эхом разнеслось по всему залу. И уже потом, года через три, Сергей Орленко после того, как они вытянули какой-то тяжелейший матч, первым делом подошел ко мне и спросил: «Ну, что? Есть в России мужчины?» Не всегда такие вещи уходят в воздух. Где-то они застревают.

alt

А за женской сборной следите?

С женщинами был интересный случай. В 2010 году наши девочки выиграли волейбольный чемпионат мира. Мы вместе ехали в автобусе после полуфинала с полячками. И получился такой диалог:

- Вот хорошо мы этих полячек 3-0 вынесли, - говорит Кошелева.

- Глинка даже интервью давала и плакала, - отвечаю я ей.

- Ну и пусть плачет – не будет говорить гадости про нас.

- Да, Глинка-то милое создание по сравнению с бразильянками. Если бы вы знали, что про вас Бразилия говорит.

А мы в финале как раз на Бразилию выходили. Все девочки сразу встрепенулись, ушки на макушке. Что? Кто? Я говорю, что нет, я воспитанный человек, и не могу этого говорить. Просто такую пулю отлил и запустил.

Так они вышли играть этот финал против сборной Бразилии, как звери. Хотя соперницы даже понятия не имели: «Кому эти русские нужны?» Очень смешно было.

alt

 

Я недолюбил тех, кого хотелось бы сейчас обнять

Болели за кого-нибудь?

Никогда. В детстве переживал за ЦСКА, но с детством это и закончилось. Только когда кто-то конкретно из спортсменов выступает. Тогда болеешь за них лично. А так нет.

Самое яркое воспоминание из детства.

Мне было 11 лет, когда умерла мама. Меня взяли на воспитание мамин отчим и его сестра. Неродные тетя с дядей из меня и сделали человека. Самые мне родные люди. Папа постоянно был в командировках. Журналистская работа это подразумевает. Это, наверное, главное воспоминание.

Вырос я на Солянке, и все воспоминания – сплошные драки. У меня всё детство-отрочество было в драках. Каждый день почти. Улицы, районы, дворы. Ходили люди с отжигами. В трубки засыпали порох, клали свинцовые шарики и стреляли. Или брали два болта, вкручивали в одну гайку, между ними помещали порох и кидали. Всё разлетается в разные стороны.

Однажды мы с другом гуляли по Александровскому саду. На нас напала шпана и побили жутко, в кровь. Прямо у стен Кремля. Когда на улицу выходил, понимал, что постоянно должен быть наготове. Дворовое воспитание, одним словом.       

Чем увлекались? Не одними же драками?

 Я играл в футбол и хоккей прилично. Когда выбирали команды, все хотели играть со мной. И авторитеты в том числе. Если какая заваруха, могли заступиться. Были люди опущенные, маменькины сынки, но я был уважаем.

В детстве я волейболистом был. Играл за сборную Москвы. В школе в старших классах – баскетбол. Была у нас компания: баскетболист-армеец, мы сидели с ним за одной партой, пловец, боксер и десятиборец. Наша команда. Однажды обыграли даже «Буревестник». Мне в конце самом попали мячом в голову, кончилось всё дракой. Это всё происходило на глазах наших девушек, среди которых была моя будущая жена. Мы и выиграли, и подрались. Одним словом – герои (улыбается). Вот, наверное, самое главное героическое воспоминание.

Когда мороженое было вкуснее, тогда или сейчас?

Мороженое было вкуснее тогда. Я его ел чаще.  Мне папа с первого класса на сигареты давал по 40 копеек каждый день. Только чтобы бычки не собирал. Я один раз попробовал сигареты – дрянь, мороженое лучше. Мы с другом покупали стаканчик с розочкой за 19 копеек. Зима – не зима, было прекрасно.

С того же возраста я перепробовал все напитки, которые возможно. Во время застолья папа предлагал водку попробовать. Попробовал, обжигает. Зачем её пить? Вино – кислое. Сладкое вино – приторное. Понял, что лимонад гораздо вкуснее.

Раньше же всех под полубокс стригли. У меня были длинные волосы. Не хиппи, немного удлиненные. В школу из-за этого вызывали. Папа пришел к директору и сказал, что его сын будет ходить так. Повернулся и ушел. И больше ко мне с этим вопросом не приставали.

Интересный подход к воспитанию

Папа в этом отношении был великим. Он, не воспитывая, воспитывал. Мы очень мало общаемся с родителями. Пока они живы, надо успеть побольше расспросить их. Разговаривать с ними. Папа войну прошел, многое видел. А у меня только отрывочные воспоминания. Всё время не до родителей, постоянно много дел. А им есть что рассказать. Мне очень жаль, что я не договорил с папой. К сожалению, они уходят и всё.

В детстве человек не такой сентиментальный и не такой душевный. Я недолюбил тех, кого хотелось бы сейчас обнять. Это ужасно. Такой Крест. К сожалению, мой сын повторяет мои же ошибки.

Фото Владислава Киврина (отца Сергея Киврина)

Фото Владислава Киврина (отца Сергея Киврина)

Вы с женой уже более 40 лет вместе. Как вы познакомились, как поняли что вот она – любовь? 

Мы с седьмого класса учились вместе. Я был в медицинском кабинете, она заглянула что-то спросить, и меня БАБАХНУЛО! Так тряхануло. Два года мы учились в параллельных классах, а потом нас объединили. 

Все знали про мою любовь, подстраивали ситуации. Прихожу после болезни, а все места заняты. На моем стуле кто-то сидит, и есть только одно свободное место, рядом с ней. Выдержал я только один день. Потому что я боялся, что у меня будет урчать в животе, что-то не так скажу. Такая была пытка (смеется).

А всё проверялось вечером. Танцы. Объявлялся белый танец. Мы стояли и ждали с волнением: пригласит, не пригласит. Приглашала. После танцев провожать ходил.

 

Лучше быть обманутым, чем обмануть самому кого-то

Многие спортсмены говорят, что ничего больше не умеют кроме своего ремесла. А если у Вас отнять фотографию, чем будете заниматься?

Я плохой специалист в других областях. Хотя, водитель хороший. Могу пойти работать шофером. Высшее образование есть, высшая школа журналистики при МГУ. Может, преподавать.

Был момент, когда хотелось всё бросить, закрыться никого не видеть, не слышать?

Был период 1985-1986 год. Когда перестройка ещё не началась, была какая-то беспросветка. Чувство апатии. Совершенно ничего не хотелось. Я тогда ощущал себя старше, чем сегодня. Это сейчас я такой живчик. А тогда был старичком.

Как проводите свободное время?

Я всё время на мероприятиях, мне бы дома побыть. Жена наоборот дома всё время, и ей хочется куда-нибудь выйти. Мы вместе ходим на всякие выставки, в галереи, театры. Она по утрам  ходит в бассейн, плюс культурная программа. У нас ещё собака сейчас. Сын с невесткой постоянно на работе, поэтому мы забрали пса, опекаем.

Где хотели бы жить, если бы была возможность выбрать любой уголок на земле?    

Один друг уехал с семьей в Канаду. Мне там понравилось. Америку не переношу на дух. Тупость и лицемерие, а канадцы другие. Австралия тоже иная совершенно. Много есть красивых мест, но только если поехать, посмотреть. Прага мне понравилась. Франция, Италия.

Но жить нигде не смог бы. Меня зацепил наш менталитет, природа. Я бы все время возвращался в Россию. Язык наш люблю. Я могу по-английски говорить, объясниться, но понимаю, что все остальные языки бедные. Нет другого такого с такими пластами, с многозначностью, душой. Когда совсем невмоготу,  уезжаем на дачу – вот там счастье. Мы обычно живем на даче круглогодично. Удобно. 35 минут от дома, и ты на даче в лесу.

Вы получили зарплату и… Что вы сделаете в первую очередь?

Мне материального ничего не нужно. Только путешествия. С женой, с семьей. Когда намечалась поездка в интересное место, я всегда старался их взять c собой. Мы вместе были и в Нью-Йорке, и в Лос-Анджелесе, и в Лондоне, и в Париже.

Первый раз в Рим попал с Россошиком. Пошли с ним прогуляться по городу. Подходим к Колизею. Я останавливаюсь и говорю ему, что я – домой и приеду сюда с женой.

По Праге тоже гулял и переживал, что вижу эту красоту, а моя семья нет.

Я не хочу переживать эмоции один. Поэтому всегда старался ездить с женой. Общие переживания, общие воспоминания, для меня это важно. Вот на это денег не жалко.

Не устаете друг от друга?

Никогда не понимал фразу «отдохнуть друг от друга». Когда мало работы, с женой проводим месяц вместе, и интерес не пропадает. Обсуждаем, спорим, ругаемся.

Считаю, что в свои шестьдесят я – абсолютно счастливейший человек. У меня обожаемая интересная работа. Любимая семья. У меня никогда не было нужды, несмотря на то, что я никогда не думал о деньгах. Я никогда ни у кого ничего не просил.

Есть знаменитая фраза: «Не верь, не бойся, не проси». Вот я всегда всем верил, но никогда не боялся и не просил.

Да, мне часто давали по мозгам, часто обманывали, но я не жалею. Лучше быть обманутым, чем самому обмануть кого-то.

Есть что-либо, что вы очень хотели бы, но не успели ещё сфотографировать? 

Хочу, если получится, поехать на олимпиаду в Рио, снять серию под условным названием «Олимпиада фавел». Соревнования бедных детей, голодранцев. Это не так просто, там надо ещё всё организовать. Но попробовать хочется.

Я всю жизнь мечтал снимать для журнала «National Geographic» путешествия. Для меня это очень интересно. Я снимаю, конечно, когда путешествуем. Но это для себя.

Почему не начать?

Время уже ушло.  Я консерватор. В начале 90-х, когда ездил в горячие точки, мечтал стать кинооператором. Мне не хватало художественных средств, чтобы описать войну. Её не видно на фотографии.

alt

Собирался, но так ничего и не поменял. Не люблю перемены. Они всегда к худшему. В нашей стране, по крайней мере, к лучшему пока ничего не поменялось.

Но какие-то перемены должны быть к лучшему. Не может же всё всегда быть плохо.

Какие-то должны быть обязательно. Если вообще без перемен, тогда будет беда.

Спасибо.