4 мин.

Феррари. Чистка

В течение одного сезона две ключевые фигуры в Скудерии лишись своих мест. Причем, потратив на «Феррари» лучшие годы своей жизни, в памяти болельщиков они сохранят к себе неоднозначное отношение.

С одной стороны, мы не знаем внутреннюю кухню Ferrari, но с другой, если человек специалист, то он обязан идентефицировать проблемы и планомерно решать их. В случае с Ferrari нет никакого прогресса. В 2011-м удалось выиграть один-единственный Гран-При, в 2012-м на старт чемпионата вышло нечто не заслуживающее оценки «два с минусом» по школьной системе. В 2013-м актив состоит из двух побед, а в 2014-м из двух подиумов – это ли не регресс? И инженеры в Маранелло допустили его. Значит, они плохие работники? Тогда чего ради увольнять их начальство? Потому что ответственность за провал лежит на них. Речь как вы поняли – о Стефано Доминекали и Луке Кордеро ди Монтедземоло. Не имея доступ в Маранелло, всё-таки имеет смысл порассуждать над причинами провала.

Первое, что приходит в голову, и Доминекали, и ди Монтедземоло перестали учтраивать FIAT, как работники – вотум доверия исчерпан, компетентность подрастеряли. Здесь же любой болельщик возмутится: как же так? Ну ладно, Стефано, согласиться можно, но Лука!? Человек, возглавлявший формульную команду с 1973-го по 1977-й, и занимавший пост президента с 1991-го? Поверить сложно, допустить подобные мысли – тоже, однако если мы взглянем невооруженным взглядом на некоторые вещи, то… Помните, как говорил Шерлок Холмс: маленькие вещи, на которые никто как правило не обращает внимание, дают слишком много поводов для размышления. Так вот, сколько раз Лука ди Монтедземоло, как управленец, выигрывал чемпионат мира в личном зачёте и Кубок Конструкторов? Ответ: 8 раз во второй период работы в Скудерии Кубок Конструкторов и 6 раз личный зачёт; 3 раза КК в 70-х и дважды личный зачёт.  Вроде, достаточно много. А с другой стороны, все эти титулы прочно привязаны к всего-навсего двум именам: Ники Лауда и Михаэль Шумахер.

История развивается спиралиевидно и в данном случае мы видим это как нельзя лучше. Два прихода Луки в Ferrari, два германо-говорящих пилота, выстроивших команду вокруг себя. Два опыта неудачных тестов в дебюте, когда Ники бросил инженерам фразу про машину: «Это фуфло», и Михаль в 1995-м, разочарованно покидавший машину во Фьорано. Дважды лидер Ferrari получал травмы, которые не позволяли продолжить борьбу за титул. Дважды после их ухода «Феррари» выигрывала ещё один титул и садилась на «трофейную диету». Но суть именно в пилотах. Ники Лауда (в 70-х) славился своим прагматизмом и умением помогать инженерам в доводке машины. Три титула в командном зачете и два в личном было бы сложно завоевать не будь в распоряжении Коммендаторе такого гонщика. Однако ставить титулы целиком и полностью в заслугу Лауде и группе его инженеров всё-таки не стоит. А помните как говорили и говорят про Михаэля? Человек целиком организовал команду! Стал для неё альфой и омегой, пошёл против мнения большинства и оставил у руля Жана Тодта, позвал за собой Брауна, Бирна, привнёс немецкую щепетильность, добился, чтобы все гайки были закручены надежно – в прямом и переносном смысле этого слова. Вот эти периоды в жизни «Феррари» позволяют говорить о ней как о команде-совершенстве. В остальных случаях это не так. Именно в остальных случаях должен был проявится железный кулак президента компании. Его, судя по всему, не было.

Предположим, это действительно так и ди Монтедземоло с Доминекали уволены, по факту, за дело. Что им мешало? Поищем в научной литературе книги про менталитет и увидим достаточно простое объяснение: «Наивное и по-детски ясное восприятие мира. Для итальянца подлинным центром вселенной является семья. Самое трепетное и нежное отношение отмечается к детям и матерям. Детей не просто любят, детьми восторгаются, позволяя делать всё, что им хочется», — именно поэтому многие пилоты говорят об атмофере в Скудерии как о теплой, семейной. Но позволить детям делать что хочется – не этим ли принципом руководствовались Лука и Стефано? И под конец самое интересное: «Ни труд, ни политика, ни деньги, ни карьера не важны так для итальянцев, как получение удовольствий». В современной Формуле-1 надо быть прагматиком, честолюбивым и карьеристом. Это видно очень и очень хорошо. А отличаются ли Марко Маттиаччи и Серджо Маркионне в своих принципах работы и их эффективности, время покажет.

Опубликовано на sportbusters.ru