О женском одиночном, зрелом и не только
Очень часто из уст как "фигурных" деятелей, так и обычных зрителей звучит формулировка "зрелое женское катание". Звучит в разных контекстах, однако никто не может более-менее ясно и конкретно сформулировать, в чём состоит его суть.
Попробуем подойти к этой проблеме с точки зрения контекстов, в которых чаще всего появляется это словосочетание. А чаще всего оно появляется в сочетании с призывом поднять минимальный возраст для выступлений по сениорам сиречь взрослым. Автор этих строк не думает, что между "зрелым женским катанием" и записью в паспорте в графе "дата рождения" есть прямая и жесткая связь. Точнее - она-то есть, ибо человек взрослеет, набирается житейского опыта, разума и мудрости, что-то переосмысляет, меняется ментально. Но эту связь едва ли можно назвать прямолинейной и уж тем более - жесткой. Чтобы попытаться понять, что подразумевается под "зрелым женским катанием", попробуем подобраться с другой стороны - со стороны компонентов программы и оценки за них.
Безусловно, речь пойдёт о весьма зыбких материях, под час абстрактных, под час зависящих от личного восприятия каждого человека, под час не поддающихся сколь либо конкретным и точным формулировкам и выражениям. Опираться мы будем на документ ИСУ, который формулирует принципы оценивания компонентов. Документ этот короткий, - всего один лист формата А4, - конкретики в нём немного, но что-то прояснить в наших поисках "зрелого женского" он способен.
Итак - начнём с того, что чаще всего антипод "зрелому женскому" - катание "юниорское", набор элементов с музыкальным фоном, "попрыгушки" и тому подобные определения, которым на просторах интернета несть числа. Примем за допущение, что, говоря "зрелое женское", подразумевают общее впечатление от проката - тогда в сущности всё сводится к трем последним компонентам - PERFORMANCE, COMPOSITION и INTERPRETATION. А теперь обратимся к правилам:
Итак, откроем правила:
PERFORMANCE сиречь Презентация - физическая, эмоциональная и интеллектуальная вовлечённость фигуриста в передачу сущности музыки и композиции. (Здесь в английском первоисточнике указано слово "intent", которое означает "цель, намерение", так что предволожим, что в данном контексте имелась в виду сущность музыки, заложенная в неё идея)
В критериях оценивания Презентации перечислены упомянутая тройственная вовлечённость, осанка и четкость движений, разнообразие и согласованность движений и индивидуальность/наличие "личности" фигуриста. Весьма размыто, но, в тоже время, и достаточно понятно - особенно то, что касается осанки и четкости движений, а также разнообразия и согласованности движений (той самой хореоподготовки, а также качества самой хореографии). Эти два момента в принципе вообще никак не зависят от возраста фигуристки или фигуриста, а, скорее, от качества его/её работы в хореозале и танцевальной подготовки.
Что до вовлечённости, то это то, что я называю "чувством музыки" и одновременно то, что мой школьный учитель истории называл "требованием понимания темы" (Он не прекращал нам повторять, что за вызубренный, даже идеально, параграф учебника больше трояка не поставит. От нас требуется понимание темы на уровне причинно-следственных связей между событиями как внутри темы, так и в общей канве рассматриваемого времени, умение анализировать рассматриваемые события и делать выводы... В общем - нечто больше и глубже, чем выучить наизусть пару абзацев текста учебника).
А "чувство музыки", пожалуй, наиболее тесно связано с наличием музыкального слуха, как минимум внутреннего. Разумеется, езда мимо музыки или отдельно от неё будет сразу заметна, как её не маскируй - если смотрящему мишка по ушам не гулял, конечно. Равно, как и "заученность" движений хореографии. А естественность танцевальных движений, ощущение того, что танец - визуальное "альтер-эго" музыкальной композиции, приходит лишь с опытом, при чем не только танцевальным, а и опытом слушателя музыки. Ведь ребенок и "наслушанный" (аналогия начитанного) взрослый музыку воспринимают по-разному, не так ли? Просто поставьте одну и ту же композицию ребенку, например, 10 лет; подростку и взрослому, а потом попросите их поделиться впечатлениями от прослушанной композиции - думаю, что результат будет очевиден.
Идём далее...
COMPOSITION сиречь Композиция - намеренно созданная и/или оригинальная аранжировка различных типов движений в соответствии с музыкальными фразами, пространством, ритмическим рисунком и структурой.
Критерии: Сущность (идея, концепция, видение, настроение), рисунок/покрытие льда, использование разных направлений движения на льду и в рисунке программы, движения должны совпадать с музыкальной фразировкой и оригинальность композиции.
Как видим, здесь присутствует некоторая связь с Презентацией - нет слуха, не чувствуешь музыку - едва ли будешь попадать во фразировку и иже с ней. Хотя по большей части эта компонента оценивает работу хореографа: сущность, настроение, концепция, оригинальность - это всё закладывается на этапах разработки и постановки программы. К "зрелому катанию" здесь можно привязать, пусть и с натяжкой, оригинальность композиции: одно дело - итти по проторённой дорожке проверенных музыкальных композиций и хореорешений, а другое - искать неизведанные пути, брать неочевидные, на первый взгляд, композиции. Второе подвластно, пожалуй, лишь зрелым и даже смелым личностям (как фигуристам, так и хореографам).
В этом плане я отмечу итальянского хореографа и тренера Эдоардо Де Бернардиса и расскажу одну историю из своей жизни. Когда мы с родителями решили посмотреть фильм "Красная Скрипка", я им рассказал о фигуристке по имени Джада Руссо, которая каталась под музыку из этого фильма (а мои родители - весьма любители "фигурки"), и после просмотра "Скрипки" реакция папы была, мол "вообще не понимаю, как под этот саундтрек можно кататься и танцевать" - а потом просмотрели также вместе программу Джады. И родители "заценили" всю оригинальность и необычность хореографии Де Бернардиса (в частности - мама, которая в детстве и юности занималась разными видами танцев).
И наконец...
INTERPRETATION сиречь Интерпретация - личностная, творческая и искренняя передача ритма, характера и содержания музыки движениями на льду.
Критерии: Движения и шаги - в музыку (тайминг), выражение характера, ритма и настроения музыки там, где они четко ощущаются. Тонкая передача нюансов и деталей музыки.
Немного критериев и все они перекликаются с Презентацией и Хореографией. Кстати, в этой связи становится вообще непонятным это разделение на три компоненты. В фигурном катании на роликах, например, интерпретация слита в одну оценку с хореографией, что не лишено здравого смысла.
Итого по итогам наших попыток разобрать три "художественные" компоненты можно сказать, что "зрелое катание" - это, скорее, некий уровень понимания музыки, выражаемый в передаче её на льду, достаточно опосредованно связанный с возрастом спортсмена. И три "художественные" компоненты - суть очень приближенное цифровое выражение этого уровня понимания. И вот тут-то мы подошли к интересному моменту, связанному с подменой понятий.
Этот момент напрямую связан с особенностями нынешнего судейства и выставления вторых оценок. Как бы ИСУ не пытался с этим бороться, как бы не раздавал судьям всевозможные памятки, но пока еще судьи не отучились оценивать вторыми оценками рейтинг, номер разминки, флаг, тренера и так далее и тому подобное. Или вообще притягивать вторые оценки к первым, техническим, порождая ту самую подмену понятий.
Представьте себе, что все судьи вдруг исправились, начали делать вид, что всё, что перечисленно в прошлом абзаце, не существует, и пытаются судить строго по критериям (пусть и через призму своей личной "колокольни" - люди все разные, а в критериях есть толика субъективности). Скорее всего, именно те фигуристы и фигуристки, которые в этой воображаемой картине будут получать самые высокие оценки за три "художественных" компоненты, и будут теми, чьё катание будет максимально приближнным к тому самому "зрелому". Приближённым - лишь потому, что нет предела совершенству.
Подведём итог всему выше сказанному. "Зрелое" катание - это не катание фигуристок старше определенного возраста или имеющих определенную антропометрию, или еще что-то подобное. "Зрелое" катание - это, скорее, некая абстрактная сущность, набор эталонов и идеалов, с которым каждый человек, будь-то представитель ФК-среды или просто любитель этого спорта, сравнивает (осознанно или нет) три "художественные" компоненты по их критериям.
А заявления по поводу того, что "хочется видеть зрелое катание", - вероятнее всего, - ни что иное, как обычное и естественное желание, чтобы судьи ставили оценки за компоненты, не глядя на рейтинг, имя, былые заслуги, флаг, имя тренера и всё такое прочее. И не притягивали их к технической оценке.
Фото обожки: pinterest.com/zoyabograd/
Оставлю это тут)
Вы очень правильно написали - неискушенные зрители. Тем же зрителям, кто более детально интересуется, давно известно, что в команде Этери на тренировках принято прыгать прыжки в разных каскадах. Более того, фигуристки сразу же заучивают прыжковые элементы вместе со сложными заходами и выездами. Поэтому не только Алина смогла прицепить ритт к лутцу в "незапланированном" месте, но и ДО Алины Юля на ЧЕ-2014 сделала то же самое: https://www.youtube.com/watch?v=0cSFgVdx4Fc&feature=youtu.be&t=227 , и Женя на ЧМ-2016 в Бостоне: https://youtu.be/27RGHH2nd7A?t=238 (вот здесь послушайте комментарий ТАТ о продуманной системе тренировок у ЭГТ).
Всем не "Зрелого", а Зрелища!!!
Как я понял из моих более пристальных наблюдений за турнирами в этом сезоне, оригинальность хореографии сама по себе никому из судей не интересна, а ее ценность всецело зависит от репутации фигуриста вообще и уровня проката в частности.
Вот взять француза Эймоза в этом сезоне: думаю, все обратили на него внимание. Яркий, непохожий на других, он дергается и нервничает до проката, а во время программ, наоборот, раскрывается по максимуму, даже если не избегает тех. ошибок. Ни разу не видел, чтобы он после них зажимался или терялся на льду. И проги у него соответствующие, поставленные именно на него, с фишками и необычными вставками. И что в итоге? - смотрю на оценки за ПП на чм и вижу: композиция 8,36. А за 100% традиционную прогу у Рицци - 8,14, у Самарина - 8,25, практически то же самое. А кто помнит хоть одно запомнившееся движение из ПП их обоих?.. Так что вся эта интересная хореография оказывается "за ваш счет, господа фигуристы, хотите делайте, хотите нет, нам вообще фиолетово, это приоритет №205".
Что же касается обсуждаемого термина "зрелое катание", то, чтобы избежать вообще какой-либо привязки к возрасту, я бы предпочел вариант "полноценное катание", где есть все ингредиенты, включая и "соль", и "перец", а не только "мясо", то бишь техника. К возрасту, я согласен, оно имеет лишь опосредованное отношение, и на этом чм фееричный "Караван" 19летнего Чена для меня по полноценности катания ничем не уступил "Отоналу" такого зрелого мастера, как 24летний Ханю.
Тогда Ханю не просто в пролете - его даже до соревнований не допустят))))
Или давайте введем, что во взрослые будут выходить исключительно с 18 лет и с конкретными объемами тела, роста и веса. Ну это чтобы не обидно было, все ясно, понятно и прозрачно)) Правда, если 18-20 летние девы будут еле ползать по катку, через пол катка заходя на не сложный прыжок, я думаю, зрителей сильно поубавиться. Да и немало копий будет сломано в спорах, где за одинаковый контент победа будет определяться по второй оценке и опять начнется оценка кому много насыпали, а кого обделили.
А еще, меня смущает, что сейчас все давят на это "зрелое/женское", а почему бы не надавить на мужское? Давайте тогда и мужчин делить также, будем оценивать насколько мужественно или нет выглядит тот или иной молодой человек, вес, рост, фигуру и объем мышц))
_________________________
Согласна с вами, ФК в первую очередь спорт, а не балет на льду.
Очень много. Особенно в мужской одиночке, потому что там прыгают квады, которые часто срывают. Следовательно срывают и запланированные с ними каскады. Поэтому цепляют второй прыжок к другому сольному прыжку, чтобы сохранить хоть какой-то каскад.
Именно поэтому никто не воспринимает катание Турсынбаевой как взрослое - не смотря на достаточно высокие компоненты, что она получает. И именно поэтому многие из них хвалят Загитову и Медведеву за зрелость катания в этом сезоне - хотя всё что изменилось - это их внешность. А их старые программы в разы сильнее и по презентации, и по композиции, и по интерпретации были - но многие их тогда критиковали за "юниорскость".
Поэтому когда я слышу утверждения что мол взрослые автоматом должны компоненты выше получать - это всегда вызывает у меня усмешку. Большая часть компонентов зависит от постановщика и хореоподготовки, а не возраста. Именно поэтому в том же детском "ледниковом периоде" уровень артистизма выступающих легко превосходит большинство соревновательных программ взрослых - потому что хореографии уделяется основное внимание - намного большее, чем обычно уделяется спортивным программам, и особенно юниорским программам. Скольжение и связки тоже у многих юниорок и новисов (!) значительно лучше развиты, чем у сеньоров - Косторная, Тараканова, Губанова, Муравьёва, Мелкумова, Самоделкина, Валиева, Важнова, Двоеглазова, Дзепка - они все катаются так, как большинство всяких Медведевых могут только мечтать.
Поэтому ещё раз - когда говорят о "зрелом женском" - говорят прежде всего о внешности, лоске, платье, фигуре, лице. Если вам вешают на уши лапшу о каком то там глубинном понимании музыки у взрослых фигуристок - можете смело плевать этому человеку в лицо. Нет там никакого понимания - да и откуда оно будет у человека, кто большую часть жизни провёл на льду, а не в консерватории. Та же Костнер даже не задумывается о том, что она катает - а если бы стала задумываться, то падала бы и с тех немногих прыжков, что может выезжать ) Всё это не более чем натренированные до автоматизма движения в музыкальные акценты - которые за счёт умелой работы постановщика наполняют смыслом программу для зрителя. Ну а "глубину и зрелость" этому катанию придаёт ВНЕШНОСТЬ Каролины. Вот собственно и всё.