6 мин.

Почти забытый элемент

Спираль — один из наиболее узнаваемых элементов фигурного катания. В частности — женской одиночной его разновидности. Кроме того, это один из самых старых элементов фигурного катания. Как минимум одну из разновидностей спирали, спираль Шарлотты, впервые исполнила немецкая фигуристка Шарлотта Эльшлегель в конце 20-х годов прошлого века. Кстати — эта же фигуристка в паре с Куртом Нойманном первой исполнила и другой знаковый для спорта элемент — спираль смерти, известную также, как тодес.

До 2010-го года спираль была обязательным элементом в женском одиночном катании. При системе 6.0 спирали исполняли в обеих программах, с введением НСС из кототкой программы они исчезли, оставшись лишь в произвольной программе в виде сначала Spiral Step (SpSt), который оценивался в 3.4 балла за 4-й уровень, а с 2006 года — Spiral Sequence (SpSq) той же стоимости. Увы — в 2010-с году в чью-то голову пришла идея, что в женском одиночном катании спираль не нужна вовсе и на целый цикл она стала всего-лишь транзишеном со всеми вытекающими… С 2014-года её вернули, но только в составе хореосеквенции (ChSq), не имеющей уровня сложности и стоящей всего 2 балла…

Ледовая спираль — один из тех элементов фигурного катания, который восходит напрямую к арабеску — позиции из лексикона классического танца, которая также стала одним из символов искусства балета. Вспомним, например, прекрасный «Танец теней» из балета Людвига Минкуса «Баядерка».

Выдающийся русский педагог Агриппина Ваганова выделяла четыре основные формы арабеска, каждую из которых можно практически бесконечно варьировать: «Позу можно бесконечно варьировать. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечёт за собой преображение выразительной сути Арабеска» (Григорович Ю.Н. Балет, Энциклопедия., - М.: Советская энциклопедия, 1981.). Как и её балетный предок, спираль также делится на основные формы — без захвата свободной ноги и с захватом свободной ноги. А у этих форм существует множество вариаций…

Одной из лучших исполнительниц спиралей, даже королевой этих элементов, считают выдающуюся американскую одиночницу Мишель Кван.

Вот, например, последовательность спиралей в исполнении Кван в корткой программе Олимпийских игр 1998 года. Здесь Мишель исполняет три вариации — арабеск, керриган и заканчивает секвенцию одноручной бильман-спиралью. Арабеск — это спираль без захвата свободной ноги, как несложно догадаться. Скорее всего, именно эту вариацию нарисует воображение любителя фигурного катания, как ассоциацию с элементом. Прекрасно исполняла спирали-арабески еще одна американская фигуристка, также прослывшая мастером спиралей — Саша Коэн.

В произвольной программе Олимпийских игр 2006 года в турине Саша исполнила секвенцию из четырех вариаций спирали — Y-спираль, переходящую в обратную, арабеск и бильман-спираль.

Раз уж упоминалась керриган-спираль, вспомним и её изобретательницу. Нэнси Керриган нередко исполняла только одну вариацию спирали, однако иногда делала и секвенцию из нескольких. Например — в короткой программе Олимпийских игр 1994 года в Лиллехаммере:

Здесь Керриган исполняет ту самую вариацию, которая получила её имя, а следом — две вариации на тему арабеска. К сожалению, после того, как в 2010-м году спираль перестала считаться отдельным элементом, её стали исполнять намного реже, в том числе и в Америке, где этот элемент, всё же остается популярен среди одиночниц. Из нынешнего поколения фигуристок самая большая любительница спиралей — Карен Чен. Она умудряется вставлять их даже в короткую программу при том, что хореосеквенция сейчас разрешена только в произвольной программе. Вот спирали Чен нынешнего сезона:

В короткой программе — арабеск, а в произвольной — Y-спираль, переходящая в арабеск. Думаю, что любовь Чен к спиралям можно объяснить тем, кто является её кумиром и одновременно ментором, наставником — Кристи Ямагучи, олимпийская чемпионка 1992 года, которая родилась, выросла и живет в том же калифорнийском городке Фримонт, что и Карен Чен. Кристи — одна из фигуристок «золотой эры» спиралей, когда они были обязательным элементом в произвольной программе. Сложно сказать, была ли Ямагучи хорошей исполнительницей спиралей, однако  и у есть примеры очень симпатичного исполнения этого элемента. Например — арабеск в произвольной программе Олимпийских игр 1992 года в Альбервилле.

Не только заокеанские фигуристки (и фигуристы - спирали прекрасно исполняли Толлер Крэнстон, Пол Уайли, Шон Сойер, Роэн Уорд, Робин Казинс, родившийся в США филиппинец Кристофер Калуза и другие) славны своими спиралями. Одна из любимых спиралей автора этих строк — одноручная бильман-спираль Каролины Костнер в короткой программе на Олимпийских играх 2014 года в Сочи. Это было то самое печальное для этого прекрасного элемента четырехлетие, когда он был «разжалован» в транзишены.

И нельзя не пройти мимо прекрасной спирали-арабеска с переменой ребра в исполнении Мао Асады на Чемпионате мира 2016 года. Спасибо пользователю razor3k за напоминание об этом чудесном образчике исполнения спирали.

После завершения сочинского цикла спираль «восстановили в правах» элемента, однако лишь как один из вариантов того, что может входить в хореосеквенцию. Отчасти это помогло вернуть спирали на лёд — их делают не только фанатки типа Чен и фигуристки «старой закалки» вроде Мираи Нагасу, а и молодежь вроде Брэди Тенелл, Кэйтлин Осмонд, Сатоко Мияхары и т.д., пусть и в сочетании с корабликом или ина-бауэром. А у вице-чемпионки Испании среди новисов Мариан Мильярес  спираль используется, как транзишен в произвольной программе — у новисов ведь хореосеквенции нет…

***

К сожалению, очень мало фигуристок сейчас обращаются к спиралям в хореосеквенциях — скорее отдают предпочтение корабликам, ина бауэрам и другим элементам. Почему так, не берусь судить. Не берусь судить и о том почему, в чью-то голову в 2010-м году пришла идея, что спираль не должна быть отдельным элементом и почему Конгресс ИСУ это поддержал — вряд ли где-то существует текст повестки дня того Конгресса… Просто считаю, что спираль, этот красивейший элемент, который дарит ощущение легкости, полета надо льдом, достоин того, чтобы однажды вернуться в таблицу сложности, как отдельный элемент — хотя бы на правах самого узнаваемого и знакового элемента в фигурном катании.

На обложке: Карен Чен. Фото: alloc.biz