9 мин.

Танцы для одного… или одной

Есть в фигурном катании одна дисциплина, которая существует как на льду, так и на роликах. Но если на льду она, в некотором роде, находится в подполье - до сих пор не признана Международным Союзом Конькобежцев, то в фигурном катании она не только признана Международной Федерацией Роликовых видов спорта и континентальными конфедерациями, а и входит в программу всех крупнейших соревнований, включая Чемпионат Мира. Речь идет о танцах для одного, или одной — танцах-соло.

На льду

Как я уже говорил — ледовая ипостась танцев-соло не признана ИСУ. Соответственно — единых международных правил нету и у каждой федерации, в которой эта дисциплина практикуется, свои правила. При чем различия в правилах могут быть очень существенны, из-за чего соло-танцоры соревнуются только внутри своих стран — США, Великобритании, Франции, Дании, Венгрии, Австралии…

Так, например, в США в Национальной Серии танцев-соло используется система судейства 6.0, в Великобритании и Франции — НСС, но с существенными различиями. К тому же французы не разделяют мужчин и женщин на отдельные категории — все соревнуются вместе. При этом танцы-соло в этих странах весьма популярны — так, последний чемпионат Франции собрал более 100 спортсменов в пяти возрастных категориях, в чемпионате Великобритании приняло участие 92 спортсмена в семи возрастах. В США эти цифры намного больше.

Почему танцы-соло до сих пор не признаны и не кодифицированы ИСУ? Вопрос сложный… тем более, что из танцев-соло спортсмены часто переходят в дуэты. Например Тиффани Загорски, которая начинала, как солистка, выиграла несколько крупных стартов во Франции, после чего была приглашена в дуэт.

Вице-чемпионка США 2016 года среди сениоров Кэйт Нуццоло (свободный танец).

На роликах

Совсем иная ситуация с соло-танцами в фигурном катании на роликах. Танцы-соло дебютировали на чемпионате мира по фигурному катанию на роликах в 2008 году, в Каосюне, Тайвань. Тогда еще не было разделения отдельно на мужские и женские танцы-соло и первым чемпионом мира стал итальянец Даниэль Морандин. У юниоров же выиграла девушка — американка Николь Леонард. А уже спустя год соло-танцоров разделили — мужчины и женщины стали соревноваться отдельно и первыми «раздельными» чемпионами мира по танцам соло стали португалец Угу Шапоуту и итальянка Паола Фраскини. Последняя удерживала чемпионскую корону до 2014 года: в 2015-м году свой первый чемпионский титул взяла другая итальянка — Сильвия Стибиль. Сейчас танцы-соло входят в программу чемпионата мира, чемпионата Европы, Панамериканского чемпионата и других крупных соревнований.

Даниэль Морандин (Италия), чемпионат мира 2008 года, произвольный танец.

По нынешним правилам танцоры соло, как и дуэты, исполняют три танца — обязательный танец, стайл-танец и произвольный танец. После введения системы РоллАрт обязательный танец уйдет в историю и соревнования будут проходить только в двух танцах — стайле и произвольном.

Сейчас обязательный танец представляет собой исполнение двух кругов предписанного танца и оценивается только одной оценкой, вес которой в общей сумме равен 25%. У юниоров в нынешнем сезоне предписанным танцем является вальс Теренци (танец, который входит только в программу ФК на роликах и не имеет ледового аналога), а у сениоров — хорошо всем знакомое аргентинское танго.

Асия Бордон (Италия), чемпионат Европы 2017 года, обязательный танец вальс Теренци.

Иначе обстоит дело с стайл-танцем. Он тоже включает в себя предписанный паттерн и еще один или два ритма из заданного на сезон одного из восьми наборов. Также в стайл-танец входит одна прямая дорожка шагов — либо вдоль диагонали, либо вдоль длинной оси площадки (также задается наперед перед началом сезона). Начинаться она должна с остановки не более, чем на три секунды и включать в себя минимум два разных поворота. Также минимум два разных поворота должна включать в себя круговая дорожка шагов — по часовой стрелке, против часовой, или змеевидная — также задается меред началом сезона техническим комитетом ФИРС. Из требований к круговой дорожке стоит отметить обязательность её начала и окончания на одной из осей площадки, а если дорожка змеевидная — она должна начинаться и заканчиваться на длинной оси, проходить через центр площадки и покрывать всю ее ширину.

Также стайл танец может включать в себя одно хореографическое вращение, до двух танцевальных прыжков до одного оборота, до двух хореографических остановок длительностью от трех до восьми секунд и до двух стационарных позиций (сесть, лечь, встать на колени и т. п.) длительностью до пяти секунд. Стационарные позиции — единственный элемент, который оценивается не в технической оценке, а в художественном впечатлении.

В системе РоллАрт стайл-танец претерпит существенные изменения: без изменений останется лишь паттерн танца, который будет предписываться техническим комитетом ФИРС перед началом каждого сезона. Помимо паттерна останется лишь одна дорожка шагов — опять же её тип (прямая, круговая или змеевидная) будет задаваться на каждый сезон. Также в стайл-танце появятся два новых элемента — тревеллинг (известный на льду, как последовательность твиззлов) и кластер — серия из минимум трех разных поворотов подряд на одной ноге (можно менять ребро).

Дорожка шагов будет иметь пять уровней сложности в зависимости от числа поворотов: 1 уровень — 4 поворота; 2 уровень — 6 поворотов; 3 уровень — 3 поворота, исполненных в обе стороны (6 в сумме), и один чоктау в обе стороны; 4 уровень — 4 поворота в обе стороны (всего 8) и один чоктау в обе стороны, 5 уровень — 5 поворотов в обе стороны (10 всего), один кластер и один чоктау в обе стороны.

Паттерн, как и на льду, будет иметь 4 уровня сложности, которые будут начисляться по количеству кей-поинтов при условии непрерывности исполнения всего рисунка (в случае, например, падения паттерн может получить максимум первый уровень, независимо от кей-поинтов).

Кластеры также будут иметь четыре уровня сложности и получать их в зависимости от количества и качества поворотов, входящих в кластер. На наивысший, четвертый, уровень нужно исполнить либо два кластера по пять поворотов, из которых три разные в каждом из кластеров, либо пять поворотов с тремя разными только в одном кластере, а между тремя поворотами и следующими должен быть включен элемент свободного катания без смены ребра. Любая остановка перед или во время исполнения кластера, более чем один шаг между кластерами ведет к снижению уровня на единицу. Касание площадки свободной ногой или рукой ведет к тому, что уровень получает только то, что было исполнено до касания - часть после касания не засчитывается.

Как и кластер, тревеллинг также будет иметь четыре уровня сложности. Чтобы получить максимальный уровень, нужно будет выполнить два тревелинга минимум в четыре оборота, при этом второй нужно крутить в сторону, противоположную первому. Также нужно выполнить две черты на выбор из шести — одна или обе руки над головой, руки скрещены и отставлены за спиной, руки сложены на груди, свободная нога перекрещена с опорной впереди или сзади выше колена, свободная нога скрещена с опорной впереди или сзади ниже колена, одна рука удерживает конек свободной ноги за колеса.

Зе Паулу Соуту (Португалия), чемпионат Европы 2017, Стайл-танец

И, наконец, произвольный танец. По нынешним правилам он включает в себя прямую и круговую дорожки шагов, последовательность троек (тот самый тревеллинг) и одно танцевальное вращение.

С вращением все просто — минимум два оборота, любой тип, кроме либелы на пятке и обратной либелы. Все просто и с последовательностью троек — минимум две, максимум три тройки на каждой ноге в любом направлении. Длительность всей последовательности не должна превышать восемь секунд. Дополнительно в свободный танец можно включить еще одно танцевальное вращение, до двух хореопрыжков, до двух стационарных положений и до двух остановок от трех до восьми секунд.

По РоллАрту произвольный танец будет в себя включать одну прямую дорожку, одну круговую или змеевидную (будет определяться техническим комитетом перед началом сезона), а также по одной последовательности тревеллингов и кластеров.

Анна Ремондини (Италия), чемпионат Европы 2017 года, свободный танец

Итого или размышления на тему…

В роликовом фигурном катании танцы-соло давно доказали свою состоятельность в качестве спортивной дисциплины. Более того — танцоры из дуэтов часто совмещают карьеры в дуэте с сольными карьерами и весьма успешно. Вспомнить, например, такие дуэты, как Анна Ремондини — Даниэль Морандин, Сильвия Стибиль — Андреа Басси (Италия), Анна Валгоде — Педру Валгоде, Мариана Соуту — Зе Паулу Соуту, Даниэла Диаш — Жозе Круж (Португалия), участники которых достигли успехов и в танцах-соло. Действующий чемпион мира и чемпион Всемирных Игра этого года Алессандро Спигаи — также успешный танцор-солист (в отличие от его партнерши Элены Леони, которая сольно не танцует). Что стоит на пути у танцев-соло на льду? Не знаю… Возможно — какие-то стереотипы, особенно бытующая привычка искать «химию» между партнерами и считать наличие этой самой «химии» едва ли не необходимостью, которая аргументируется тем, что танцы — это обязательно «про любовь». А в танцах-соло этой «химии» по понятным причинам нет… Но ведь это лишь стереотип и не более — вспомним, с чего вообще начались танцы, история которых уходит корнями в первобытный мир: с ритуальных плясок шамана, который с помощью движений взывает к силам природы, чтобы попросить их о чем-то для своего племени; с боевых танцев воинов для того, чтобы зарядить себя энергией и устрашить врага перед боем… Танец ведь был и есть выражением себя, своих чувств, эмоций и настроения через движения и не обязательно это «про любовь», и не обязательно это танец в паре…

Возможно — кажущаяся простота. Опять же — из-за бытующего стереотипа, что сложность может быть только в элементах, не относящихся напрямую к катанию, то есть — к искусству взаимодействия конька со льдом или роликового конька с полом. Некоторые еще и ставят знак «тождественно равно» между сложностью и травмоопасностью элементов, полагая, что раз на дорожке шагов, паттерне, или хореовращении меньший риск получить травму — то оно очень простое.

Возможно — просто ограничения по времени проведения соревнований… Но ведь в роликовом ФК в этом проблемы не увидели: все прекрасно вписывается и времени на все хватает, чем ледовое хуже? Думаю, что при желании все прекрасно можно организовать.

Возможно… может быть еще много таких возможно, а ответ в результате окажется посередине. Но личное мнение автора этих строк — ледовые танцы-соло абсолютно достойны быть частью официальной фигурно-катательной семьи и занять в ней почетное место, так же, как это уже давно сделали танцы-соло на роликах. Ведь любой танец — прекрасен, даже если это танец для одного… или одной.

Photo: Rainero Corbeletti, FISR