11 мин.

Что-то пошло не так: 7 проблем «Зенита»

В последних 17 матчах во всех турнирах (исключая зимние товарищеские матчи) «Зенит» одержал 6 побед, 6 раз сыграл вничью и потерпел 5 поражений. Если отбросить матчи Лиги Европы, то ситуация выглядит еще плачевнее: с 1 октября петербургский клуб сыграл в чемпионате 10 матчей и набрал в них 11 (прописью – одиннадцать) очков. Чуть больше одного очка за матч.

Шансов на чемпионство почти нет, на повестке дня – борьба за первую тройку со «Спартаком», ЦСКА и «Краснодаром». Все непросто и в Лиге Европы. Первый матч с вице-чемпионом Германии «РБ Лейпциг» сине-бело-голубые проиграли. Счет 1:2 в выездной игре оставляет «Зениту» шансы, но качество игры команды Манчини оставляло желать лучшего. Петербургский клуб уже отыгрывался дома с куда более неприятных гостевых 0:1, но немцы – не плюшевый (в гостях) «Селтик», в ответном матче они наверняка будут прессинговать и убегать в контратаки, от которых чуть раньше пострадали ребята из «Наполи».

В чем причина кризиса? Кто-то вспомнит о смерти Константина Сарсании, кто-то обвинит во всем Роберто Манчини, кто-то увидит корень всех проблем в популистском заявлении Владимира Путина. Едва ли, впрочем, хотя бы один из этих ответов полностью объяснит происходящее (неудачная серия в чемпионате, например, началась с гостевой ничьи в матче с «Анжи», когда Сарсания был еще жив, а будущее казалось вполне безоблачным). Да и нужно ли теперь отвечать на сакраментальный вопрос: «Кто виноват»? Поворот не туда уже случился, сейчас важнее понять, в чем именно проблемы «Зенита», и что со всем этим можно сделать.

 

Неумение играть против команд с низкой защитой

У «Зенита» есть серьезные трудности с позиционным нападением. Приблизительно та же ситуация наблюдалась в прошлом сезоне. Тогда всякое столкновение с командами-«автобусами» заканчивалось унылой и бессмысленной перепасовкой в центре поля. Новый главный тренер придумал другой вариант продвижения мяча – бесконечные навесы в штрафную. На эффективность нападения новация алленаторе не повлияла, недавний матч с пермским «Амкаром» был показательным – один Кришито сделал 7 кроссов, ни один из которых не закончился хоть чем-нибудь вразумительным.

В лучших своих матчах «Зенит» Манчини отдавал владение сопернику, прессинговал и организовывал встречные атаки после перехватов. Такая модель игры оптимальна для Лиги чемпионов и поздних стадий Лиги Европы, но в РФПЛ нужно придумывать что-то другое. Командам с низким защитным блоком и уклоном в оборону нельзя отдать инициативу, они все равно будут использовать лонгболлы (страховка от перехватов и контратак) и очень осторожно ходить в атаку, оставляя большинство футболистов в центре или на своей половине поля. Так с лидерами РФПЛ играет добрая половина лиги, и если вы не можете брать очки в этих матчах – о чемпионстве можно забыть.

В теории инструментов для вскрытия глубокой и вязкой обороны достаточно: это и удары из-за пределов штрафной, и стандартные положения, и грамотная позиционная структура, создающая атакующей команде численное преимущество на важных участках поля. «Зенит» мог бы комбинировать эти приемы, создавая вариативность атак, но нет. Дальние удары на регулярной основе исполняет разве что Кузяев, стандарты используются неэффективно (угловые Паредеса заканчиваются опасными ударами в одном случае из десяти, у Ригони ситуация не лучше). О ромбах и треугольниках, пожалуй, умолчим. Идея Манчини с фланговыми навесами могла бы работать продуктивнее, если бы футболисты «Зенита» лучше подбирали мячи и чаще организовывали атаки вторым темпом. Увы, с подбором все тоже достаточно печально.

Фото с матча &quout;Зенит&quout; - &quout;Амкар&quout;

 

Тактические метания Манчини

«Зенит» начал сезон с формации 4-4-2 (вернее, 4-4-1-1) с Кокориным на острие и Дриусси в качестве оттянутого форварда. Эта схема изначально не очень подходила для игры против ультразащитных команд, и главный тренер начал искать другие варианты. Альтернативой стала 4-3-3, в которой Кокорин смещался на фланг, а на место центрального нападающего выдвигался Дзюба (зимой его заменил Заболотный). В нескольких играх модель сработала, но в целом план итальянского специалиста не сыграл – Кокорин на фланге играет значительно менее полезно, а Дзюба и Заболотный в роли таргетменов совсем не убедили.

Вызывают вопросы и отдельные кадровые решения Манчини. В том же матче против «Амкара» Оздоева поставили на совершенно непривычную ему позицию левого полузащитника, а в пару к Кокорину выпустили Дриусси, который может быть хорош в прессинге и со свободным пространством, но совершенно бесполезен в позиционном нападении с кроссами и бесконечной борьбой.

Мистер так и не придумал, что делать с ротацией, его решения по стартовому составу все чаще вызывают вопросы, а традиционные уже жалобы на неудачную трансферную кампанию вызывают оторопь. Да, без Паредеса в Лейпциге команде было тяжело – Ерохин и Краневиттер не справились с продвижением мяча, так что атаки строилось через дриблинг Кузяева и длинные забросы вида «Бей вперед – игра придет». Отсутствие важного игрока могло бы стать оправданием (и немым укором руководителям клуба), если бы чуть ранее Роберто не отказался от Нобоа, которого приобрели как раз в качестве «второго Паредеса» - диспетчера, способного отдать умный пас.

 

Традиционный осенний спад

Хроническая болезнь «Зенита» проявилась и в этом сезоне – после очень бодрого начала команда растеряла в чемпионате целую кучу очков. Да что говорить, вот график, на котором показан темп набора очков за последние три сезона: при Виллаш-Боаше, Луческу и Манчини. Во всех трех случаях клуб неплохо начинал сезон (при Луческу «Зенит» слегка забуксовал на старте, но быстро наверстал упущенное), но затем начинались проблемы. В последний сезон португальского тренера клуб споткнулся уже в пятом туре и дальше терял очки более-менее равномерно, при Луческу и Манчини период серьезных очковых потерь стартовал после десятого тура.

Как &quout;Зенит&quout; набирал очки в РФПЛ

Эту тенденцию можно было бы объяснить тяжелым календарем и еврокубками, если бы в последние два года клуб не играл в Лиге Европы с не самыми сильными соперниками (которых можно обыгрывать и полуосновой). У Манчини ко всему этому была еще и очень приличная глубина состава, позволяющая производить ротацию без драматических потерь в качестве игры. Не помогло.

 

Негативная динамика в результатах второй год подряд

Говоря о результатах «Зенита» Манчини, многие прибегают к негодующему и даже обвинительному тону. Ну, вы и сами слышали: 100 миллионов на трансферы, народные деньги, глупцы из «Газпрома», все в этом духе. Это ошибка – деньги не играют в футбол, и даже очень серьезные инвестиции в спорте далеко не всегда дают быстрый результат. После летних трансферов «Зенит» представляет собой совершенно новую команду, и перепады в ее игре не только объяснимы, но и естественны.

Вот только в отношении команды Манчини (да и в отношении прошлогоднего «Зенита» Луческу) это объяснение работает до определенных пределов. Возьмем для примера «Локомотив» после возвращения Семина. Сейчас все это уже забыли, но первое время при Юрии Павловиче команда показывала футбол довольно скверного качества, а многие болельщики «Локо» выражали недовольство работой тренера. Тем не менее, от матча к матчу московский клуб прибавлял, и уже весной в финале кубка мы видели примерно ту же команду, которая сейчас идет на первом месте в чемпионате с отрывом в 7 очков от ближайшего преследователя.

При Луческу и Манчини «Зенит» демонстрирует обратную динамику – внушительный старт сменяется затяжным кризисом, и весной команда выглядит хуже, чем в первых турах. В этом смысле совершенно неудивительно то, что румынского специалиста попросили на выход после первого же сезона: команда не выполнила ни одну из поставленных задач, а перспективы выглядели весьма и весьма туманно. У Манчини ситуация проще – до какой-то степени клуб устроит и третье место в чемпионате (в этом году оно дает выход в квалификацию Лиги чемпионов). С другой стороны, и плотность в турнирной таблице нынче выше, а на три места претендуют сразу пять клубов (один из которых петербуржцам, вернее всего, уже не догнать).

 

Новые спорные трансферы

После смерти Константина Сарсании «Зенит» остался без сильного (по российским меркам) спортивного директора, который и придумал летнюю трансферную кампанию. Главным спикером клуба по вопросу трансферов стал Вячеслав Малафеев, а все решения, судя по всему, принимаются коллегиально.

Зимой клуб покинули Шатов, Дзюба и Новосельцев. Им на смену пришли Антон Заболотный («Тосно»), а также Магомед Оздоев и Эльмир Набиуллин (оба – «Рубин»). Трансферы Заболотного и Набиуллина имеют свою логику. Антон должен стать Дзюбой 2.0, мощным форвардом, который будет бороться за мячи и делать любимые Манчини навесы не настолько бессмысленными. Эльмира подписали на перспективу – Кришито покинет «Зенит» уже летом, Жирков не молодеет, а Терентьев главного тренера не убедил. Эффективность этих трансферов можно будет оценить позже, но на данный момент они кажутся спорными – Набиуллин не слишком прогрессировал в последние годы, а уровень Заболотного в качестве форварда российского топ-клуба неясен.

Еще более загадочным выглядит приглашение Оздоева, который не показывал ничего выдающегося ни в Грозном, ни в Казани. Добавьте к этому футболистов, которые вернутся в Петербург из аренд уже этим летом, - и вы получите серьезную проблему. «Зениту» принадлежит слишком много игроков, которым нужно платить зарплату. Все они - квалифицированные по меркам РФПЛ исполнители, при этом в «Зените» они не выдержали конкуренции, а продать их куда-либо затруднительно из-за высоких окладов и финансовых трудностей других отечественных команд. Как клуб будет выходить из этой ситуации, неясно. Спойлер: возможны проблемы.

Магомед Оздоев и Эльмир Набиуллин

 

Странные управленческие решения

После матча с «Амкаром» клуб подал протест на судейство Сельдякова. Этот шаг наглядно показывает, что тот самый эффективный газпромовский менеджмент способен совершать довольно грубые ошибки. Мотивация клуба была понятной: Сельдяков отработал игру слабо, да и ранее этот рефери создавал «Зениту» проблемы. Жалобы на качество судейства РФС не рассматривает, поэтому единственным вариантом был протест с требованием переигровки по формальным основаниям (Сельдяков забыл показать игроку пермяков красную карточку). Матч, разумеется, не переиграли, а Сельдякова отправили в ФНЛ (едва ли надолго, но все же). На первый взгляд, может показаться, что «Зенит» добился, чего хотел. Это не так.

Трудностью «Зенита» является не отдельно взятый Сельдяков, а общий низкий уровень российских судей (отдельные исключения только подчеркивают общее правило). Их проблема даже не в отдельных грубых ошибках (великий Пьерлуиджи Коллина тоже ошибался), а в непоследовательности и отсутствии единой логики решений. Да, в разных матчах арбитры могут устанавливать разный уровень жесткости, но в каждой конкретной игре необходимо последовательно фиксировать идентичные фолы и наказывать их одинаково. Тот же Сельдяков этого не сделал, и в результате удаление Ерохина (формально вполне верное) выглядело фарсом – вторую желтую карточку Александр получил за не самый грубый фол (многие увидели в нем опасную игру, но как таковой накладки там не было), который не привел к срыву опасной атаки. Были ли основания все равно показать Ерохину второе предупреждение? Да, были. Но тогда и игроки «Амкара» должны были получить несколько больше предупреждений.

Возможно, в этом сезоне Сельдяков больше не будет работать на матчах «Зенита». Есть ли у кого-нибудь уверенность в том, что другие арбитры не придумают чего-то в том же духе (не из злого умысла, а просто в связи с недостаточной квалификацией)? Нет. Предположим даже, что боссам петербургского клуба удалось напугать Будагосского и компанию, и оставшиеся матчи чемпионата будут судить максимально лояльно к «Зениту». Эффект от такого демарша все равно будет временным, и к серьезной реформе судейского корпуса он не приведет.

Потери «Зенита» куда серьезнее. За некоторые трудности для Сельдякова и Будогосского клуб заплатил собственной репутацией. Да, уже после подачи протеста Малафеев объяснил, зачем все это было сделано, но молоко невозможно вернуть обратно в корову – громкие заголовки о требовании переигровки стали частью истории «Зенита». Той частью, которую хочется поскорее забыть.

Остается только надеяться, что эта ошибка руководства будет единственной, и в мае-июне мы не станем свидетелями очередной саги с увольнением тренера и требованиями компенсаций.

 

Слишком большие амбиции

Все вышеперечисленные трудности можно решить достаточно оперативно. Футболисты сыграются, Манчини что-нибудь придумает, а если не придумает – его заменят другим тренером. Не фатальны и трансферные промахи, особенно если клуб найдет сильного спортивного директора и даст ему время (возможно, руководству стоит присмотреться к опыту «Ромы» и пригласить толкового менеджера из-за рубежа). Есть более глобальная проблема – амбиции «Зенита» слишком велики для российского футбола.

«Зенит» – самый богатый клуб России, целью которого является вхождение в элиту европейского футбола. Эта задача слабо сочетается с РФПЛ – лигой, заманить в которую топ-игроков практически невозможно. В этом смысле «Зенит» напоминает облегченную версию ПСЖ, а Халк и Витцель играли для Петербурга ту же роль, которую сейчас исполняют в Париже Неймар и компания. Разница заключается лишь в бюджетах и уровне амбиций: в ПСЖ мечтают о победе в Лиге чемпионов, целью «Зенита» является постоянная прописка в плей-офф того же турнира. Различны и успехи в домашних чемпионатах – пока ПСЖ рвет французскую лигу на лоскуты, «Зенит» упускает третье подряд чемпионство.

Ничего особенно удивительного в этом нет. РФПЛ – средняя, но очень непростая лига, в которой, как мы помним, нелегко пришлось бы и Месси с Роналду: «В Пермь приедут в минус 30 и обалдеют. А там еще Белоруков». Российский чемпионат – не самый зрелищный, не самый сильный, но реально конкурентный турнир со своей спецификой (пресловутый лимит на легионеров, огромные расстояния, etc), в котором очки у лидеров может отобрать кто угодно. При этом петербургский клуб из сезона в сезон находится примерно в том же положении, что и хоккейная сборная олимпийских атлетов из России перед финалом Олимпиады: победа будет воспринята как должное, а поражение станет провалом. Что делать с этим, не слишком понятно.

 

У Роберто Манчини осталось девять матчей в чемпионате и по меньшей мере одна игра в Лиге Европы. За последние полгода итальянский тренер разочаровал многих петербургских болельщиков, но все еще можно исправить. У Манчини есть два с лишним месяца, первый экзамен – уже завтра, в Ростове.

Фото: ФК «Зенит»