6 мин.

Как антикризисные цены спасли финал Кубка УЕФА 1999 года

Лужники принимали три значимых финала мировых мировых футбольных турниров. Не успели остыть воспоминания о главном матче ЧМ 2018 (6 мячей забито, андердоги в финале, забеги на поле). Многие были на матче «Челси» – «Манчестер Юнайтед» и видели, как Джон Терри исполнял главный пенальти в своей жизни. Но я хочу откатить воспоминания ещё дальше. А конкретно, мы с вами отправимся в холодный майский день 1999 года, когда Москва стала домом для розыгрыша кубка УЕФА. 

 

Сразу оговорюсь, что воспоминания мои могли немного поблекнуть, тк на момент посещения игры мне было 14 лет и никаких гаджетов не было ещё и в проекте. У меня даже фотоаппарата не было. Поэтому за визуальный материал будет отвечать гугл.

Никаких проблем с билетом не было в принципе. Да и не стоил он таких безумных денег, как сегодня. Моему отцу совершенно спокойно удалось достать два тикета на хорошие места и за адекватную цену. Хотя говорят, что спекулянты и пытались навариться, но ситуация с обвалом рубля к этому не располагала.

Особого ажиотажа игра не вызывала, хоть и была исторической для Москвы. Всего на матч выпустили 77 789 билетов. На игре же в итоге присутствовало 62 000 человек. Как вспоминают официальные лица, были серьезные опасения по поводу посещаемости со стороны местных болельщиков, но ситуацию спасли цены на билеты. Функционеры долго спорили, но в итоге, российской стороне удалось продавить свою идею с билетами особой ценовой категории. На центральные сектора можно было купить заветный квиток за 150-200 рублей (6-8 долларов по курсу на 12 мая 1999).

К сожалению, свой билет я сохранить не смог (поэтому тут фото билета моего отца). Этим же летом, на отдыхе, я решил похвастаться своей удачей перед пацанами, с которыми гонял мяч. Один из старших попросил подержать билет в руках и как только получил его, сразу же вскочил крейсерскую скорость и был таков. Надеюсь, у него это было самое яркое впечатление в жизни. Матч на котором он не побывал. Украсть мой билет у этой козлины получилось, но вот украсть мои воспоминания он не смог.

Вернёмся к матчу. Не смотря на то, что 12 мая — это фактически лето, тот день выдался пасмурным и прохладным. Я отчетливо помню, что был одет в ветровку и даже намотал на шею шарю. Шарф «Ювентуса», купленный мне в подарок отцом на рынке у стадиона Динамо в 1996 году. К слову, этот шарф до сих пор жив, как и низкого качества футболка с номером 10. Логика моя была проста до неприличия: Парма команда итальянская, как и — «Ювентус». За Юве я болею, значит и пармезанцев буду поддерживать. Я совсем ничего не знал о взаимоотношениях фанатов и всех этих тонкостях. Сегодня я могу перечислить вам все группы как у «Марселя», так и у «Пармы», возможно даже с мини исторической справкой. В 14 все было иначе: итальянская команда? Идем болеть за них! 

И вот мы подходим к стадиону, я вижу пармезанцев и нарочито поправляю свою розу, чтобы было видно флаг Италии. Смешно конечно это все сейчас вспоминать. 

В общей сложности, с обеих сторон, приехало примерно 5 тысяч фанатов: 3500 из них поддерживали «Олимпик», оставшиеся 1500 переживали за «Парму». В сегодняшних реалиях — это не самые большие цифры, но по тем временам такое количество организованных фанатов из Европы в России еще не видели.

Фанатов «Пармы» разместили на секторах В4 и В3. Марсельцы занимали D1 и D2. Было жутко интересно смотреть с моего места за итальянцами. Слаженные песни, яркие образы и множество баннеров. Французов было видно чуть хуже, но даже с моего места было заметно, что они подготовились к выезду лучше своих коллег: более плотный развес баннеров и большое количество шарфов и двуручников.

Я такого никогда не видел и это было мое первое знакомство с иностранным фанатизмом. Да, я уже несколько лет ходил с отцом на стадион в Петровском парке и наблюдал за нашими фэнами, но они меня самую малость пугали. Особенно, когда тебе 13 лет, ты только вышел с отцом из метро, а мимо проносится толпа, а за ней еще одна с пряжками наперевес. Это потом я понял в чем прикол, а тогда это все отталкивало.

По предматчевым раскладам все было очень просто: «Парма» значилась на позиции фаворита этой игры. Понять это можно, просто пробежавшись по составу. Буффон, Креспо, Тюрам, Каннаваро, Кьеза, Сенсини, Дино Баджио, Фиоре, Асприлья — мощные игроки, которые или начинали свою блистательную карьеру или уже находились на пике формы. У «Марселя» был крепкий и сбитый состав, но по именам, да и на практике, они не претендовали на многое. Блан, Камара и Пирес — пожалуй только за эти фамилии цеплялся взгляд. В итоге все получилось так, как и предсказывали футбольные эксперты. 

В ворота французской команды влетело три безответных мяча. Отчетливо я помню только один из них, забитый на 26 минуте игры, когда Креспо воспользовался ошибкой легендарного Лорана Блана и Лужники взорвались овациями. Ещё десять минут и навес замыкает Ваноли. Через 10 минут, после начала второго тайма, Тюрам прошивает левый фланг Марселя, отдаёт на Верона, тот, как будто рукой, направляет мяч в штрафную и Кьеза вколачивает мяч в правую девятку. Фантастический матч! Сейчас, когда почти у каждого есть смартфон или фотокамера при помощи которой вы можете делать снимки высочайшего качества, впечатления от игр всегда делятся на то, что вы успели увидеть, оторвавшись от своего гаджета и то, что вспоминаете уже по фото. Тогда все было иначе. Чтобы вы понимали, найти фото сектора Пармы в интернете я не смог. Boys Parma, основная группа ультрас итальянского клуба, хоть и имеет собственный сайт, но архивными материалами столь важной игры не озаботилась. Пришлось резать видеозапись матча (посмотрите при случае на Ютьюбе). 

Фотографий сектора «Марселя» в сети всего три. Исключительно благодаря тому, что ультрас французов CU84 очень ответственно относятся к архивам. Данные о количестве приехавших французов разнятся: от 3500 до 4000 человек. Но все группы были на месте: лицевики исторических Commando Ultra 84 и South Winners 87 сразу бросались в глаза, а чуть выше расположились баннеры Dodger’s 92, Yankee Nord, MTP и Fanatics.

 

 

Игра закончилась, пармезанцы исполнили своё легендарное празднование, а я ушёл домой и ещё долго не мог уснуть. Через несколько дней, в начале Старого Арбата, прямо на заборе строящегося здания я увидел надпись «Boys Parma 1977». Улыбнулся, ведь сакральный смысл понимал только я и ещё узкий круг посвящённых.

 

Больше информации о футбольных фанатах вы сможете найти на Телеграм-Канале Pitch Invasion.

 

В материале использованы фото из личного архива, сайта Commando Ultra 84