15 мин.

Бей в кость, Психо

 

Джонни Джайлз

Величайший игрок в истории сборной Ирландии и один из тех, благодаря кому город Лидс до сих пор известен за пределами Англии, Джонни Джайлз был приобретен Манчестер Юнайтед за 10 фунтов, когда ему было 16 лет. Сейчас за 10 фунтов на острове (а разве вы не знали, что Великобритания – это остров?) можно приобрести порцию «фиш энд чипс» или половину билета на матч четвертого дивизиона, а тогда, чуть больше пятидесяти лет назад этой скромной суммы хватило на целого Джонни Джайлза.

Выиграв в 1963 году в составе Манчестера Кубок Англии, Джонни, которого Мэтт Басби не всегда выпускал в основе, почувствовал, что яйца его достаточно окрепли для того, чтобы выиграть кое-что посерьезнее. Клуба Haçienda тогда еще не было, Oasis и Joy Division играли разве что с резиновым утенком, делать в Манчестере, короче говоря, было нечего. Поэтому Джонни запаковал чемоданы и двинул в Лидс Дона Реви, сообщив напоследок, что обязательно будет преследовать своего бывшего коуча. А на прощание Джайлз прихватил себе в жены сестру другого знаменитого хулигана – полуслепого беззубыша Нобби Стайлза [номер 37 рейтинга].

Тот Лидс был командой жесткачей, но Джонни был из них «топ оф зе топ». Этот гениальный креативщик дважды выиграл с командой чемпионство и еще целый сундук железа поскромнее. 

Джайлз демонстрирует свои шипы возмездия

На раннем этапе своей карьеры Джайлз часто попадал под каток мощных защитников и получал впоследствии тяжелые травмы. Позже Джонни говорил о том периоде, что в какой-то момент он почувствовал – «пора становиться львом, а не гребаным ягненком». После этого ахиллы стали вылетать уже у его соперников.

Закончив карьеру игрока, Джайлз неплохо проявил себя как тренер, а затем и как теле- и радиоведущий. Что бы Джонни ни делал, он как бы говорит нам, что дух старой школы живет в нем и это именно то, чего не хватает современному футболу. «Этот Свен [Горан Эрикссон] – изумителеньный парень. Я им восхищаюсь, тем, как он вообще выжил, заработал столько бабла… Великие Билл Шенкли, Билл Николсон, Альф Рэмси закончили ни с чем. А Свену – хоть бы что, настоящий мошенник. Заработал 25 миллионов фунтов, тренируя Англию! Но что он там, собственно, сделал?» Или вот, что говорит Джайлз про другого чудного персонажа английского футбола – Авраама Гранта: «О Боже, да что он вообще такого конкретного сделал в Премьер-лиге? Я помню один случай с Челси, в дополнительное время в финале кубка, когда Джон Терри собрал команду вокруг себя и двигал спич, а Грант просто стоял в сторонке…»

Несмотря на свой статус головореза, Джайлз на футбольном поле был настоящим мозгом команды, ее всемогущим процессором. Клаф писал о нем, как о Чаке Норрисе: «Он мог взять ключ от матча, положить его в задний карман и бегать с ним по полю все 90 минут. Ему не нужно было находить для себя игровое пространство. Оно само находило его». Сам же Джайлз о наших современниках говорит примерно следующее: «Я бы никогда не взял в сборную Англии таких ребят, как Аарон Леннон или Шон Райт-Филлипс. Я думаю, они просто тупые. Терпеть не могу безмозглых футболистов. Большинство вингеров немного тугие, понимаете, но среди них встречаются и умные парни». Видимо, Джонни имел в виду тех самых ребят, в ком жив дух старой школы.

 

Вилли "Биг Бен" Вудберн

У каждого поколения есть свои герои, вот сейчас, например, молодежь угорает по Джастину Биберу и твитеру Войцеха Щенсны [граждане постарше уделяют больше внимания пивным твитам Романа Широкова]. А когда ребята вроде Джонни Джайлза или Питера Стори полировали школьную скамью и мутили самокрутки за гаражами, то их кумирами и идолами были игроки вроде Вилли Вудберна. Разница между поколениями – на лице Марио Балотелли. 

Биг Бен был чрезвычайно талантливым и техничным футболистом – он играл центрхава в одном из лучших составов Рейнджерс за всю историю команды. Вудберн входит в символическую сборную клуба. Но что нам до техники – прекрасно владеть мячом можно научить того же Марио. Биг Бен попал в рейтинг за свой несгибаемый характер. И еще за один случай, который позволил ему сосредоточиться на гаражном бизнесе.

Вудберн (слева) участвует в танце маленьких утят

Вилли долго шел к эпизоду, произошедшему холодным летом 1954 года. Дорога эта началась в Эдинбурге, где юный Вудберн серьезно занимался регби. Освоив азы силовых приемов типа «захват» и «лещ», Вилли отправился в Глазго, где подписал контракт с Рейнджерс. Выиграв с перерывом на войну четыре чемпионства, Вудберн начал практиковать освоенные в столице навыки на реальных пацанах в высшем футбольном дивизионе Шотландии. Так, в 1947 году ему впаяли 14-дневную дисквалификацию за драку с игроком Мазервелла, в 1953-м Вилли продолжил скромную арифметическую прогрессию 21-дневным баном за то, что вкатал в грязь – не забывайте, где вы находитесь – нападающего ФК Клайд Билли МакФэйла. Позже в том же году Вудберна удалили с поля за откровенную грубость в игре со Стерлинг Альбионом. Дождавшись следующего года и новой встречи с Альбионом, Вилли вышел на поле с травмированным коленом. И когда один из игроков Стерлинга сфолил на нем, Вудберн аккуратно проломил тому голову.

Прямой ногой Вилли делает кому-то нехорошо

Заседание Шотландской Футбольной Ассоциации по этому делу длилось всего четыре минуты. Вилли был дисквалифицирован до конца жизни. И хотя через три года его разбанили, Вудберну было уже 37, так что он предпочел спокойно заниматься своим гаражным бизнесом, а позже стал журналистом и писал статьи для местной газеты. Если бы Вилли был еще жив, мы бы обязательно попросили его написать несколько заметок о духе старой школы, но так как Биг Бен уже умер, то приходится опираться на воспоминания лютых парней из 60-70-хх типа Билли Бремнера, для которых еще в ДЮСШ Вилли был эталоном футболиста. Эталон, кстати, лежит в Эдинбурге.

 

Базиль "Баба" Боли

Обладателю каменной башки Базилю Бали ничего не стоило забить головой с 20 метров, или стать автором единственного мяча в финале Лиги чемпионов в ворота Милана. Но это все полная херня по сравнению с тем, как Базилио уделал на Евро ’92 самого Стюарта Пирса. В унылой нулевке, которую раскатали сборные Франции и Англии, Базилю удалась отличная ответка «Психо» – тот удар головой французского защитника, заставивший Пирса утереть кровавые сопли, до сих пор помнят лучше гола в финале Лиги. 

Кстати, начинал Боли в Осерре под руководством Ги Ру, и делал это вместе с Кантоной. По ночам парни сбегали с базы, перелазили через высокий забор и ездили на мопедах в Париж, им просто нравилось исследовать смрадные дыры. Когда коуч узнал о ночных тусах своих футболистов, то он изысканно, романтично, короче, по-французски приковал Веспу юного Базилио к уличному фонарю. Об этом узнали журналисты, и болельщики засыпали базу клуба письмами и открытками с убедительной рекомендацией освободить мопед своего любимого людоеда. 

Черный хипстер Баба ломает колено

Первый свой финал за Кубок чемпионов в 1991 году Боли в составе Марселя проиграл Црвене Звезде. Поэтому, когда в 1993 году «Черная гвардия» Бернара Тапи снова пробилась в финал, где их ждал Милан с уже бывшим игроком Олимпика Жан-Пьером Папеном, то Базилио, опекавший легендарного нападающего, просто заявил ему: «Будешь дергаться, ты – труп». Боли повел за собой своих и без того крепких парней, не обращая внимание на жесткую игру итальянцев. Когда стал грубить Франко Барези, Базилио банально припечатал Ван Бастена. Кстати, Марко после в футбол, по сути, больше не играл. 

В сети даже есть твиттер, автором которого значится Базилио. Вряд ли он туда что-то постит, но если верить заглавной фразе, то Боли променял бы победный гол, забитый Милану в финале, на один единственный шанс вырубить Саймона Доннелли двумя сочными пинками. С этим парнем Базиль пару раз пересекался в середине девяностых, когда ездил на один сезон попылить за Рейнджерс. Доннелли играл, понятное дело, за Селтик. А Базилио просто умел четко расставить приоритеты. 

 

Стюарт "Психо" Пирс

Футболист Стюарт Пирс всегда был настоящим аутсайдером. Он был вне системы или околачивался на ее задворках, почти до 22 лет не играл в профессиональный футбол, никогда не зарабатывал больших денег, а когда, наконец, стал профи, то по сути единственным трофеем, который он выиграл, стал Кубок Интертото – по-настоящему лузерский турнир. Выходы в полуфинал Чемпионатов мира и Европы со сборной – досадное исключение.

Психо в детстве болел за Куинз Парк Рейнджерс, но заиграть там у него так и не получилось. Молодой панк тоже хочет есть, поэтому Пирсу, фанату Sex Pistols, пришлось пойти учиться на электрика, чтоб хоть как-то зарабатывать себе на жизнь. Работая по специальности, он поигрывал в распространенном в Англии соревновании паб-тимов и за любителей из Уилдстона. Через несколько лет уже не совсем юного панка пригласили на просмотр в Ковентри, который стал его первым профессиональным клубом. 

После Ковентри был Ноттингем Форест Брайана Клафа, где и прошла основная часть карьеры Стюарта. Это были уже не те «лесники», которые могли напихать любой команде в Европе, Ноттингем куском дерьма болтался в середине таблицы, все чаще опускаясь на ее дно. Процесс перехода в Форест складывался у Психо не очень гладко. Перед самым переходом Пирса лишили прав за то, что он бухой катался по округе. Подписав контракт с Форест, Стюарт признался в этом Клафу.

- Так мы что, взяли в команду алкаша?! – заорал коуч при встрече.

Пирс знал, что лучше молчать и думать о чем-то отвлеченном, типа кровавого режима Чаушеску, что он и делал. 

- А у тебя есть женщина, сынок? – спросил Клаф, когда успокоился.

Стюарт сказал, что есть.

- И что, куда ты собираешься в отпуск? – поинтересовался легендарный тренер.

- Да вот, хотел поехать в Америку с другом.

Клаф помолчал и сказал:

- Ты что, гей?

Вспоминая о том разговоре, Пирс говорит, что, подписав контракт с Форест, он думал о том, как ему подфартило. Даже для матерого Психо стальная логика Клафа стала откровением – несколько минут понадобилось Клафу на то, чтобы сделать из него гея и алкаша.

Видимо, Брайан сам немного переживал из-за того, что даже по-английским меркам накидывал за воротник слишком много, поэтому часто прессовал Пирса. Под конец своей карьеры – в Ноттингеме и в футболе вообще – отношения Клафа с Психо окончательно разладились. Коуч не переставал говорить Стюарту, что считает его добротным электриком, но плохим футболистом.

При этом Пирс давно был игроком сборной Англии, а сам Клаф сделал его капитаном Фореста. Вообще, даже став профессионалом, Психо не забывал ремесло. Заиграв в Ковентри, он ремонтировал игрокам и тренерскому штабу электроприборы, причем за просто так. «Это прикольно» – говорил Стюарт, зажимая клеммы в квартирах своих товарищей по команде. Перейдя в Ноттингем, который всего несколько лет назад выигрывал Кубок Европейских Чемпионов и Чемпионат Англии, Психо попросил у Клафа разрешения размещать в предматчевых программках свою рекламу – типа, кому нужен хороший электрик, обращайтесь к капитану Фореста. Клаф разрешил. Люди обращались. Пирс ремонтировал, бесплатно.

Став тренером, Пирс, кажется, совсем не изменился. Такой же аутсайдер, как и раньше, образ которого никак не вяжется с личностями современных футболистов – членов забавного Клуба миллионеров – или с персонами нынешних главных тренеров, которые с помощью серьезного выражения лица пытаются продать себя публике по цене академика Сахарова. Пирс-тренер говорит: «Без игроков я – никто». 

Вспоминая человека, стоящего на ступень ниже в этом рейтинге – Базиля «Базилио» Боли – Пирс говорит: «В общем, он мне прилично врезал, я упал… Судья этого не видел, поэтому не было никакого смысла валяться на газоне. Какого черта?.. Первое, о чем меня спросили на пресс-конференции, было – ну так что, вас ударили, или нет? Ну, я и ответил, типа, нет, это было случйное столкновение. Здравый смысл подсказывал мне: если я скажу, что это было неслучайно, то эти ребята меня достанут. 

Позже, после игры Боли прислал мне в отель факс. Он написал «Спасибо». А я… Я просто не хотел доставлять ему неприятности. У меня такая философия – все, что происходит на футбольном поле, остается там же. Всегда жил и играл, соблюдая это правило. И – нет, я никогда после той игры его больше не видел».

 

Андони "Монстр из Бильбао" Гойкоэчеа

Андони Гойкоэчеа являет собой яркий образец испанского футбола. Любитель пометать харч в лицо сопернику или поорудовать локтями, когда судья этого не видит, а потом отбегать в сторону и делать вид, что не при делах – это «монстр из Бильбао», защитник местного Атлетика, Гойкоэчеа [не путать с нападающим Барселоны].

Вполне очевидно, что баскский защитник, гроза сине-гранатовых нападающих 80-х годов, несправедливо занимает первую строчку рейтинга, потому как любой британский верзила в момент указал бы «Монстру» его истинное место, только сведи их судьба в матче еврокубков. Но Томми «Железо Энфилда» уже повесил бутсы на гвоздь, эпоха Лидса прошла, а Рой Кин только пошел в школу - наказывать испанского быка было некому. Поэтому он натягивал на себя мантию-невидимку, исчезал из обзора арбитра и начинал играть в свой «футбол». Он бил исподтишка, провоцировал и намеренно шел в кость. Ломал, дробил и рвал. Ругался, хватал за майку и метал сопли. 

Что тут скажешь? Это Испания, братцы!

Монстр душит Марадону - входной билет в топ 50 футбольных отморозков

Прославился Гойкоэчеа тем, что сломал лодыжку самому Марадоне. Игравший тогда за «Барселону» Диего безрассудно куражился над защитой «Атлетика», «Монстру» это не понравилось и он в свойственной ему манере [сзади] подкатился против аргентинца. В похожем стиле он несколько лет спустя сломал колено Берндту Шустеру, также выступающему за Барселону. 

Как-то Гойкоэчеа эффектно, а главное эффективно, остановил выходившего один на один нападающего Реала Уго Санчеса, схватив того [сзади] за волосы. Тогда, отдадим дань эпохе хипстеров, пышной мужской прической было сложно кого-то удивить, да к тому же нападающие мадридского клуба всегда заботились о своих волосах, поэтому намотать на кулак гриву мексиканца Уго труда не составляло. Инцидент спровоцировал драку команда на команду, что, в общем, было в порядке вещей. Слова «провокация» и «Гойкоэчеа» частенько встречались в одном предложении в спортивных передовицах. 

Таков он был, Монстр из Бильбао. И ничего не попишешь, братцы - Испания!

 

И напоследок бонус - 12 злобных Стюартов Пирсов!

Стюарт Пирс агитирует за партию совушек и котов

 

Стюарт Пирс заметил нарушение на избирательном участке

 

Стюарт Пирс заметил три нарушения на избирательном участке

 

Стюарт Пирс говорит, что несколько человек проголосовали за любую другую партию, кроме партии совушек и котов

 

Стюарт Пирс заказывает суши по телефону

 

 Стюарт Пирс зевает от скуки

 

Стюарт Пирс спит

 

Стюарт Пирс предупреждает, что если кто-то еще хоть один раз проголосует за любую партию, кроме партии совушек и котов, тому несдобровать

 

И в доказательство Стюарт Пирс рассказывает случай о парне, который проголосовал против совушек и котов на прошлых выборах

 

Стюарт Пирс улыбается

 

Стюарт Пирс просит бармена наплескать ему стаканчик лагера после тяжелого дня. Быть наблюдателем нелегко

 

Стюарт Пирс сделал большой глоток добротного лагера и, наконец, мигнул