6 мин.

Шестиугольные шахматы

Будь как Петя!

Друзья, если вы просто зашли послушать музыку и увидели этот пост, а также цените свое время, я не буду вас задерживать и сразу отвечу на два вопроса, которые могут у вас возникнуть по его прочтении:

- меня не выгоняли с канала «Культура»,

- я не мечтаю работать на канале «Культура».

А тем немногим, кто после сказанного не выбрал «Назад», я сам задам задачку.

Много ли можно успеть за четыре дня? Много ли успеваете Вы?

Получить талончик на прием к офтальмологу для вашего ребенка, израсходовать полбака бензина, раз двадцать подняться на лифте и спуститься, посмотреть и обругать программу «Время», купить таблетки для посудомойки и ответить на письмо старого друга, потому что дальше тянуть уже неприлично?

Слетать в Лондон ради пробежки по Гайд-Парку? Записаться на уроки танго? Набраться смелости и сделать признание любимому человеку? Разобрать хлам на балконе? Написать хороший пост в свой блог? Поставить и получить тысячу лайков?

Если успеваете – я вам завидую. А восхищаться буду другим человеком.

Мальчик Сережа был особенным. Тепличные условия роста не всем идут впрок. Он же - в пять с половиной лет сочинил первую пьесу для фортепиано, в девять – оперу.  Правда или нет – не знаю, но сегодня, глядя в прошлое и перечисляя факты из жизни Сергея Сергеевича Прокофьева, я не могу представить никакой другой судьбы для ребенка, мечтавшего перенести шахматы на шестиугольную доску, кроме судьбы человека, меняющего время. Гения, как говорят.

«…моя первая сохранившаяся рукопись относится к возрасту семи лет. Для начала двенадцать тактов польки, но затем полька брошена и следует вышеупомянутый вальс в две руки, а с обратной стороны марш в четыре. Рукопись — на скверной желтой (или от времени быстро пожелтевшей) и во всяком случае насквозь промокшей бумаге, написана грязно, с кляксами, то чернилами, то карандашом, с целым рядом метрических несообразностей.  Так, например, ритм польки не давался: в левой руке в такте пять восьмых против четырех в правой. На обратной стороне записано положение незаконченной шахматной партии (белые: Ke2, Qh5; черные: Kf6, Bb4, Pg5)».

CHESS

Повзрослев, Прокофьев стал недостижимо крут. Вместе с записями своих успешных шахматных партий против сильнейших чемпионов того времени он прислал нам и автобиографию - оригинальный мануал по самосовершенствованию и достижению успеха. Можете смело сдавать в макулатуру пособия по личностному росту, которые пылятся в вашем шкафу.

Вы все еще хотите понять, каким человеком нужно быть, чтобы за четыре дня 1935 года написать простенькую музычку и либретто к ней (это текст такой), которые будут объединять вас, меня,  Уолта Диснея, Билла Клинтона, Софии Лорен, дядю Мишу Горбачева и Артема  Дзюбу спустя десятки лет (да, в этом году всего лишь 80-летний юбилей первой постановки)?

Ну, ладно, смотрите и не говорите, что не видели.

1. Не понимаю, что нашел в этой сказочке Дисней в 1946 году. Петя похож на Пиноккио, хотя в действительности был образцовым советским пионером… хорошо, что «ушки Микки» ему не пририсовали (sorry за мой английский).

2. Если бы мульт рисовали канадцы, Петя был бы на коньках и с клюшкой. А так – вполне приличные люди собрались и занимаются пристойным делом.

3. Вот как в действительности выглядели пионеры. Думаю, их сейчас нет именно потому, что пионеры не любили волков. Взаимно.

4. Вы бы доверили этому парню играть с вашими детьми? Я – точно нет.

5. За этот заурядный анимационный фильм дали заурядный «Оскар».

6. Мне кажется, или шахматы в исполнении Сергея Сергеевича повеселее будут?

7. Только рок-оперы нам не хватало.

Смотрите, в чьей я компании! Вики говорит, что за рисунки Боно и его дочерей на аукционе «Кристи» собрали 368 000 USD.

bono
wolf

Я у него на гитаре:

guitar

Когда я учился в школе, слово «хрень» не было распространено так, как сейчас.  Слова, может, и не было. Но хрени было не меньше…В ходу были другие выражения… и я не помню более тоскливых уроков, чем уроки музыки, на которых нас пичкали симфонической сказкой «Петя и Волк»… Кажется, я что-то забыл… Дзюба? Да бог с ним, погуглите сами.

Пора уже итог подводить (cлишкаммногабукаф, БРРРРРРР…) Что мы имеем за четыре дня работы Сергея Прокофевича Сергеевича: 

Сказку, которую посчитал достойной экранизировать Дисней;

Сказку, в создании многочисленных версий которой поучаствовали София Лорен, Билл Клинтон Клинтон, Горбачев (у них «Грэмми», представляете!), Шерон Стоун, Дэвид Боуи, Фил Коллинз, Гэри Мур, Юрий Башмет, Константин Хабенский, Валерий Гергиев и да… Артём – как без него…я так и не понял, прочитал он эту сказку или нет;

Сказку, на экранизацию которой одни дураки дали 2 млн. долл., а другие дураки – дали  «Оскара»;

Сказку, которую я ненавидел всей душой классе в четвертом советской средней школы и которая теперь преследует моего сына…

Не знаю, как Прокофьев это сделал без лайков, репостов, фолловеров и хэштегов… но очень хорошо понимаю, почему это удалось именно ему. Просто историю интересную и нужную всем может создать лишь человек, который сам – такая история. И который может прожить любые четыре дня так, как никто другой…

О чем был пост? Хм… О противоречивой гармонии жизни,  которую, как и диссонирующие пассажи Прокофьева, можно найти лишь в неудовлетворенности шахматами на квадратной доске… или вашим велосипедом, который кто-то должен изобретать ежедневно, чтобы жизнь продолжалась.

«Можете? – попробуйте!»  Впереди - 4 дня.

 … не ленитесь, читайте и слушайте. По ссылкам вы найдете гораздо больше интересного, чем в этом посте:

http://www.chesshistory.com/winter/extra/prokofievrus.html

http://www.sport.kharkiv.com/sg_chess/g-xxx-30.htm

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/59321/

http://propianino.ru/prokofev-kompozitor

http://www.culture.ru/materials/102944/-petya-i-volk-80-let-proizvedeniyu-sergeya-prokofeva

П.С. Как и все вокруг, этот текст может оказаться последним, поэтому еще раз поблагодарю хороших людей: Дашу и Пашу – за вдохновение, Фигаро – за то, что учусь у него слышать, Фрика – за жизненную позицию.

И не смейте за мной следить: я все равно буду говорить о том, что интересно мне, а не вам. Пока!