12 мин.

Человек, который изменил...

Арриго Сакки родился 1 апреля, в тот день, когда принято дарить близким людям приятные и неожиданные подарки. Но Арриго не любил розыгрыши и шутки-прибаутки: он с детства привык относиться ко всему с чрезвычайной серьезностью, вне зависимости или это просьба сверстников придти поиграть в футбол, или ответственное поручение отца. И если кому-то удавалась вызвать на его лице улыбку, то его физиономия принимала некую неестественность.

Но каждый человек может, а зачастую и любит преподносить окружающим сюрпризы или сюрпризы в кавычках. Свою изменчивость и упорство – черты характера, которые Сакки завернул в красочную упаковку и перевязал её декоративной ленточкой, он подарит многим - практически каждому, кто встретиться на его жизненном пути. Ведь он человек, который изменил… Но обо всём по порядку. 

Фото №1

Сакки в детстве

Его отец Аугусто – сержант авиации, от которого он унаследовал строевую выдержку и железную волю, надеелся, что сын продолжит начатое им дело – торговля обувью. И делал для этого всё возможное – обучал, не жалел сил и средств на образование сына. Да, к слову, и учился Арриго припеваючи – с лёгкостью окончил школу и освоил профессию бухгалтера. Но прежде он мечтал начать карьеру профессионального футболиста. Играл в любительских клубах «Фузиньяно» и «Беллария» на позиции защитника. Миниатюрный игрок, совсем не тот прототип, служивший бы примером для тех игроков, которых он будет тренировать, но в старании и цепкости он себе не отказывал. Все же возникало такое ощущение, что защита – линия, где он не заиграет никогда, несмотря на своё упорство. Природа попросту не наградила его способностями игрока. Родные вздохнули с облегчением, но хитрец Сакки уже задумывался о тренерской карьере.    

Фабрика отца постепенно разрасталась и в целях популяризации своего товара семья Сакки начала путешествовать по всей Европе. «Бавария» Бранко Зебеча, «Манчестер Юнайтед» Мэтта Басби – Сакки брал пример с команд, в которых присутствовал чемпионский дух. А как без «Аякса» Ринуса Михелса, столь длительное время являвшегося одной из главных футбольных сил в Европе? Сакки записывал в тетрадку свои наблюдения относительно увиденного матча. Рисовал кружочки, стрелочки и…. мечтал. Когда-нибудь воплотить все подмеченное орлиным взглядом, который он будет закрывать темными очками, в единое целое, не просто целое, а уникальное. «Но зачем тебе это нужно, сын?» «Потому что я знаю, что я стану чемпионом!» После этих слов, произнесенных Арриго, его мама еще долго терзала отца, что, дескать, это он в тебя пошёл такой упрямый. А он лишь улыбнулся и сказал: «А ты знаешь, в крови он действительно чемпион!» 

Фото №2

Тот самый орлинный взгляд, спрятанный за тёмными очками

Неким образцом для подражания Арриго был Эленио Эррера – главный тренер «Интера» в период с 1960 по 1968. II Mago, взмахнув своей волшебной палочкой, заколдовал Апеннинский полуостров своей излюбленной тактической схемой – «катеначчо», отголоски которой вы можете встретить даже в наше либералистическое время. А снять заклятие предстояло никто иному, как Сакки.

Согласитесь, что не каждый человек может быть новатором? Чтобы сказать «новое слово» нужно, прежде всего, изменить себя, или, иначе говоря, проделать работу над собой. Сакки ни на секунду не сомневался в правильности своих убеждений и верил в них, верит, по сей день. Это мировоззрение результат длительного искания своего «я». Значит, он – человек, который, в первую очередь, изменил самого себя, а затем уже и …

1972 год – знаменательное событие происходит в жизни Сакки! Ярким, солнечным днём он проводит первую свою тренировку в качестве главного тренера любительского клуба «Фузиньяно». 10-15 минут разминка, включающая в себя бег и упражнения на растяжку, оставшиеся полтора часа двухсторонняя игра. Сакки даёт свисток – первый просмотр его подопечных в деле. После пятиминутного катания мяча, от которого на лице Сакки выступает кислая мина - в результате игра останавливается. «Почему ты, защитник, боишься переходить среднюю линию?», - спрашивает Сакки у двухметрового игрока. «Но я же всегда так играю!», - отвечает опешивший футболист. «Теперь запомните: наше кредо – молниеносная атака и мобильная игра в обороне! Вы поняли?», - первая фраза, ставшая синонимом всей будущей философии Сакки. 

«Nel Calcio, attaccare e il miglior modo per difendere la propria porta», что в переводе означает «В футболе лучшим способом защитить свои ворота является нападение». «Фузиньяно» и «Альфонсине», словно паук, плели свои кружева вокруг команды соперника и в нужный момент впрыскивали в него свой яд. Такой футбол был в диковинку местной публике, но когда твоя команда не только выигрывает, но и делает это красиво, когда счёт переваливает за пять мячей, маленький стадион провожал игроков и тренера исключительно под овации и аплодисменты. Он получит прозвище Diavolo, но, несмотря на свой железный характер, в глубине своей души Сакки, наверное, ранимый человек, как и все мы. В Фузиньяно его прозовут «Молотом» как раз за его темперамент, ведь всё-таки он далеко не дьявол. 

Свой экстравагантный футбол Сакки хотел показать всему миру. В 1977 году он принимает молодежную команду «Чезены». Когда Сакки был простым мальчиком, к нему подходили старшие футболисты и спрашивали его о тактической составляющей игры, а он на земле рисовал кружечки и стрелочки, как будет делать это в своих тетрадях, показывал и рассказывал. Там на песке зарождалась его гениальная мысль, которую он в первый раз применит в «Чезене» - тотальный, несколько бесшабашный футбол. Некоторые идеи он подсматривал и у Валерия Васильевича Лобановского, чьё киевское «Динамо» в середине 70-80-х годов показывала искрометный футбол. Мощная команда, где каждый знал свою роль и место, в который упор был сделан на тактическую подготовку – через призму этого «Динамо» Сакки разглядел свою будущею команду.

Фото №3

Первые птенцы Сакки (молодёжная команда "Чезены")

В 1978 году он оканчивает курс в Коверчано и получает тренерскую лицензию вместе с Зденеком Земаном, бывшем главным тренером «Ромы». Они даже ездили в Испанию на триумфальный для итальянской сборной Чемпионат Мира – 1982. Оба тренера во время своего путешествия постоянно обменивались мнениями насчёт того или иного аспекта игры. Так бывает в жизни, что встречаются два человека схожих по менталитету и общая идеология их сближает. Они родились примерно в одно и тоже время, хотя бывает так, что человек, родившейся в одну эпоху, хочет и желает жить в другой, как Земан. Чешский специалист всегда предпочитал играть с акцентом на сметающую всё атакующую мощь, зачастую в ущерб защитным построениям, но его архаичный футбол всегда приводил зрителей в восторг. Душе Сакки нравился такой футбол, но она еще и нашла золотую середину между атакой и обороной, вот в чём главное отличие Арриго от Земана. Но любимой темой, конечно же, было построение тренировочного процесса. Не для кого не секрет, что Зденек Земан особое внимание уделяет физической подготовке футболистов, принимая в должное тот факт, что его концепция игры очень энергозатратна. Не знаю, сколько правды в мифе о том, что именно Земан надоумил Сакки постоянно увеличивать физические нагрузки для футболистов, но я посчитал нужным его упомянуть. И вот почему…

После «Римини» Сакки начинает тренировать молодежку «Фиорентины». Футбольные тренеры говорят, что недельный цикл подготовки футболистов должен включать в себя три тренировки: желательно в понедельник, среду и пятницу, но Сакки плевал на эти рекомендации и сделал пять (!) тренировок в неделю, даже не для состоявшихся футболистов, а для самых обыкновенных и щуплых подростков. Сразу же нашлись недовольные – это были, и футболисты, и родители, считавшие, что их чадам нужно учиться, а затем уже и руководство. Но так бывает всегда, сначала злимся и ругаемся, а потом благодарим от всего сердца. Себастьяно Росси - будущий вратарь «Милана», Массимо Агостини - инициатором его приглашения в «Милан» был как раз Сакки, Даниэль Зоратто, работающий ныне с молодежной сборной Италии, каждый из них мог сказать: «Если бы не требовательный подход Сакки, то…» Также отметим и Фернандо де Наполи – бунтарь, который активнее всех требовал прекратить «издевательства» Сакки, кстати, тоже играл в «Милане», но уже при Фабио Капелло. Марко Ландуччи – также воспитанник той «Фиорентины». Арриго всегда говорил, что между ними существует что-то мистическое, правда никто не знает, на чём она основана. Но вся эта мистика вылилась в приход Марко в «Милан» на должность тренера вратарей в 2010 году. К слову, он её занимает и на данный момент. 

Сакки – человек, который изменяет «Милан», даже находясь в стороне. На то он и великий.

Сакки становился как тренер в 80-х годах  – самый бледный период в истории футбола, характеризующийся правилом, ставшее залогом успеха в то время, - «два очка дома – одно в гостях». Бесконечные ничьи, скучный и вязкий футбол. У большинства тренеров мысль была расположена ближе к оборонительной тактике. Прагматичный и однообразный Кальчо стал неким олицетворением футбола на тот момент. Закрытый и жесткий футбол, зачастую даже вертикальный; тотальный катеначчо, целью которого было уничтожение созидательных функций соперника. Если судить с эстетической точки зрения, то вышеописанное можно заменить одним словом – мрак. Как лучик света в тёмном и безжизненном царстве футбола, на горизонте появился Арриго Сакки. 

Сакки – человек, который изменил принципы и взгляды людей, разрешил множество бесполезных споров относительно будущей футбольной тактики. Он взял кисточку и раскрасил черно-белое полотно футбола в экспрессивные тона.

Весьма молодую «Парму» Сакки поднимет в Серию B. Пармезанцы девяностых – удивительная команда, и Сакки в становлении того коллектива сыграл далеко не последнюю роль. Но это, как говорится, другая история. Хватит уже томлений и ожиданий, ведь пора уже переходить к искре карьеры Сакки – «Милану». «Милан» Сакки – сколько историй и легенд, сколько побед, кажется, что поражение – антоним той команды. Но в первую очередь, «Милан» Сакки – это жизненный путь, где тренер и клуб дышали в такт, шли в один шаг и смотрели в одну сторону… Гармония, вознесшая к мировым вершинам. 

Итальянцы очень противоречивый народ по своей натуре. Миллионы мальчишек болеют за «Рому», а попадают в систему «Лацио». Аналогичные ситуации происходят и в Турине, и в Милане, и на островке гордого нрава – Сицилии. В детстве Сакки переживал за «Интер», но суждено было вписать свое имя в историю «Милана». Эффектность – вот что любил Сильвио Берлускони. Дон Сильвио видел, как «Парма» Сакки не просто побеждала, а делала это с долькой аристократизма, присущему самому Берлускони. 1987 – Сакки - главный тренер «Милана». Новая страница истории клуба, которую золотыми буквами напишет Арриго. 

Сакки не стал великим защитником, но он открыл формулу идеальной игры в оборонительной линии – Тассотти – Барези – Костакурта – Мальдини. Он мечтал создать мощнейший «кулак» в центре - Донадони - Анчелотти – Райкаард – Коломбо, который сначала изматывал соперника своими бесконечными передвижениями и комбинациями, а затем отдавал его в руки Гуллиту и Ван Бастену. Для Сакки не важно было: можешь ли ты обвести пять или десять человек и забить, единственное, что требуется от тебя – это полное взаимопонимание с партнерами и изумительная тактическая выучка. Каждый компонент, каждая деталь была отточена и отшлифована до совершенства – та же самая тактика, физическое состояние футболистов, гладкая, без единой шероховатости, игра в атаке и в защите. Стиль, который назовут Тотальным Кальчо – тотально, да и частичка итальянского проворства также присутствует. Что-то еще нужно для успеха? 

Фото №4

9 января 1990 года - "Милан" - "Олимпия" 3:0. Финал Межконтинентального Кубка. На следующий день, 10 января, Gazzetta dello Sport посвятит этому триумфу целый ряд статей, в которых главным героем будет назван Сакки. 

Сакки – человек, который изменил тактическое восприятие футбола, заставив нас полюбить великую и никем еще не опознанную красоту футбола. 

Ослепительные эпитеты и метафоры зачастую описывают подобные эпохи. Но если посмотреть с другой стороны на путь через мучительные тренировки, игры, жесткое отношение тренера, то вырисовывается совсем иная картина. Не ту, которую, как в картинной галерее, представлял художник Сакки. 

Про изматывающие тренировки Сакки знают все. Но требовать могут все, а убеждать немногие. 

«Однажды для меня составили индивидуальное расписание тренировок. Все уже разошлись, на поле оставался один я. Думаю, и мне пора заканчивать. Направляюсь в раздевалку, и вдруг меня останавливает Сакки. Пошел сильный дождь, который ничуть не смутил Арриго, ведь он намеревался мне объяснить какие-то приёмы в защите. Минут десять он передвигал камешки по земле. Я весь промок и замерз, но я не посмел прервать его. Но даже, несмотря на его грозный и внушающий вид, он нас любил, как своих детей», - признался как-то в интервью Мауро Тассотти. Что уж говорить, если постоянный шутник Гуллит не позволял себе промолвить слова, когда говорил Сакки?

Сакки – перфекционист и максималист, который воспитал «Милан» так, как когда-то воспитал его отец. 

Эпоха… Каким промежутком времени оно измеряется? Два века или три… Может тысячелетия. Редко десятилетие. Единичный случай – пять. Сакки и попал в эту единицу. Он будет тренировать Скуадру Адзурру, которую он выведет в финал Чемпионата Мира 1994 года, попробует силы в суровых испанских реалиях, вернется в любимую «Парму». Каждый год, как новая глава. Можно писать бесконечно… Только, к сожалению, а может и к счастью, текст может затянуться на долго, на день, на два… Но мы ограничимся маленькой минуткой. 

Главы, рассказывающие о Сакки, которые все, казалось бы, прочитали и изучили, но феномен Сакки так и остаётся неразгаданным. Сложно разгадывать загадку, построенную на разногласиях. Противоречия не команде, не клубу, а в первую очередь себе. Он никогда не признавал слова «энтузиазм», хотя всегда желал видеть в глазах своих подопечных. 

Вы любите фокусы? Сакки нет, хотя он - волшебник, но колдует без иллюзионного обмана, именно он кисточками и красками уничтожил «математический» футбол. Спорт в какой-то степени тоже алгебра и геометрия. Арриго смешал математическую часть с пылающей красно-чёрной краской. Сакки – когда художественность переплетается с уверенностью в будущем шаге, манёвре и движении. 

Он не был никогда жеребцом, бегущим галопом к титулам, хотя в глубине души мечтал им стать, но зато он стал прекрасным жокеем. Ведь Сакки – человек, который изменил… Предложение, тут, должен закончить уже Сакки. Но он его не закончит никогда. 

P.S. Спасибо за внимание!