5 мин.

Финал. Хоккей нового времени. Меняя ментальность

фото

Начать хотелось бы немного издалека, со стороны.

В опросе Фонда общественного мнения (ФОМ) «Кого из российских спортсменов вы назвали бы человеком года?» двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко набрал больше всего голосов.

Его назвали спортсменом года 5 процентов опрошенных. Фигуристки Юлия Липницкая и Аделина Сотникова набрали по 4 и 2 процента соответственно. У шорт-трекиста Виктора Ана также 2 процента голосов.

По одному проценту набрали биатлонисты Ольга Зайцева и Антон Шипулин, хоккеист Александр Овечкин, футболисты Андрей Аршавин и Игорь Акинфеев, лыжник Александр Легков и легкоатлетка Елена Исинбаева.

При этом 64 процента опрошенных не смогли ответить на вопрос («Затрудняюсь ответить, нет ответа»).

Результаты этого опроса столь же ужасны, как и посещаемость Флориды. Конечно, можно выпячивать губу по отношению к социологическим опросам (мол, а кого из присутствующих здесь спрашивали? Никого? Ну вот и фуфло ваш опрос!). Но, тем не менее, против социологической выборки не попрешь. А она показывает то, что Россия - совсем не спортивная страна и уж тем более не хоккейная

Один Очень Хороший Блоггер Из Челябинска уже поднимал вопрос о хоккейном сообществе пару лет назад. Увы, с тех пор ситуация совсем не изменилась. Хоккейное сообщество и в России, и на данном сайте в частности все больше напоминает посиделки типа Грушинского фестиваля — людей, которые сидят в своем узком кругу, разговаривают о чем-то там своем, никому не интересном за пределами сообщества.

Футбол давно и прочно занял своей увесистой тушей самые сочные места в спортивной прессе и на телевидении, отпихнув парней с клюшками. Более того, ситуация в последние годы еще ухудшилась — прежде безраздельно царствовавший зимой хоккей получил нового зубастого конкурента, поднявшегося буквально за десять лет — биатлон. Рейтинги принадлежат ему, и несчастный зритель уже не денется от еженедельных рассказов о том, ЧТО ЖЕ ПЬЮТ БИАТЛОНИСТЫ СБОРНОЙ ФРАНЦИИ НА ТРАССЕ? СМОТРИТЕ ТОЛЬКО У НАС!!!

Место хоккея телевидением было показано в январе, когда бронзовый матч МЧМ-2014 Россия — Канада (!!!) был потеснен биатлоном, где, если я не ошибаюсь, даже не было наших спортсменок. Сколько бы мы не говорили о «протекционизме» Губерниева, но телевидение показывает то, что дает рейтинг. Хоккей уже не дает такой рейтинг, как биатлон, даже на уровне сборных (!) Пусть и молодежных

По существу, Россия — хоккейная страна две недели в мае. Но даже чемпионаты мира не имеют у нас такой аудитории, что в Финляндии и Словакии- в обеих странах рядовые матчи ЧМ смотрит по миллиону человек. Это при населении стран в 5 миллионов. Когда у нас не финальный матч ЧМ будет смотреть 29 миллионов человек — это еще вопрос.

Окей. Это были несколько абзацев сплошного нытья о том, как у нас все плохо. К этому времени оно уже должно надоесть читателю. Поэтому перейдем к причинам того, почему все у нас такое, как оно есть.

На самом деле когда автор слышит слово «совок», он готов схватиться за пистолет. Но иначе эту ситуацию не назовешь. Нравственная установка о превосходстве сборной над всем прочим появилась именно в советское время, что принижало и ценность внутреннего первенства, на котором, как теперь выяснили статистики, далеко не собирались полные арены. Да и само первенство из-за безоговорочного преимущества ЦСКА над всеми прочими как-то теряло в зрелищности, мягко говоря

Хорошо ли или плохо то, что интересы сборной так довлеют над всем внутренним хоккеем — вопрос другой. Но тем не менее, хоккей в общественном сознании начинал тихонько перетекать куда-то в категорию небожителей. В советское время спасала массовость — коробки во дворах, Золотая шайба, доступность секций, поэтому интерес к игре помимо международных турниров сохранялся.

Потом наступили «лихие девяностые», когда большинству было как-то не до хоккея, и сытые нулевые, когда выяснилось, что мир стал достаточно интересен, чтобы на хоккей не ходить. После провала на ЧМ-2000 федеральное телевидение аж до 2008 не показало ни одной игры даже на чемпионатах мира (ТВЦ и «Спорт» не в счет). Массовый хоккей выпал из общественного сознания и занял в умах место где-то рядом с проблемами овцеводства в Карачаево-Черкессии. Только никуда не исчезнувшая советская установка и подогреваемые государственным телевидением патриотические настроения оставили место в умах чемпионату мира и Кубку Первого канала — но скорее как очередному поводу подогреть любовь к Отечеству успехами на площадке, но не как к игре

Что делать? Как поменять общественную ментальность? Есть два пути: путь сверху и путь снизу. Первый путь с успехом использовали белорусы — президент встал на коньки и приказал построить везде ледовые дворцы. Немного топорный метод, но в результате минское Динамо — самая популярная команда лиги, белорусы захватывают первые позиции в голосовании к Матчу Звезд, а ЧМ-2014 бьет рекорды посещаемости

У нас тоже пытаются использовать «передовые зарубежные разработки», и Путин тоже встал на коньки. Люди, приближенные к президенту, контролируют топовые клубы лиги, а теперь и ФХР. Тем не менее, в наших масштабах это не срабатывает, да и вряд ли сработает. В наших условиях надо идти снизу.

Чтобы в каждом дворе была коробка, и кумирами пацанов были не чертовы рэперы, а парни из городского хоккейного клуба.

Чтобы отделы рекламы на местах не спали, а ежечасно напоминали горожанам, что у нас есть классный хоккейный клуб.

Чтобы бизнесмены были мотивированы вкладывать деньги в наши хоккейные клубы, а не в очередную яхту

Все это звучит очень декларативно, но поверьте, все это абсолютно реально. Все решает только хороший пиар. Пиар — то, чего у нашего хоккея просто нет. А хоккей должен стать повседневностью. Люди должны знать, что игроки — не какие-нибудь зажравшиеся миллионеры, а такие же ребята из их двора. Нужны открытые тренировки, регулярные показы матчей, рекламные акции.

Хоккей нового времени — это хоккей для всех и каждого, часть национального менталитета.

Локо
счетчик