5 мин.

Площадь им. Чарльза Миллера. Часть 2

О Чарльзе Миллере помнят до сих пор. На бразильском футбольном сленге понятие "chaleira" (означает, собственно, "чайник", производное от слова "Charles") - это финт, который изобрел Миллер в начале XX-го века, которым мяч поднимается в воздух пяткой и скрещиванием ног на выпаде (проще говоря, - радуга – прим.пер.). Ровно через год после его смерти площадь перед муниципальным стадионом Паулу Машаду де Карвальо, более известным как "Пакаэмбу", была переименована в честь Миллера. На сегодняшний день это огромная площадь в сердце Сан-Паулу, которая своей формой напоминает греческую арену, окруженную с одной стороны небоскребами, а с другой - "Пакаэмбу".

"Пакаэмбу" - это заложенное на склоне здание кремового цвета в стиле модерн. Стадион был торжественно открыт 27 апреля 1940 года президентом Бразилии Жетулиу Варгасом, мэром Сан-Паулу Престес Майей и архитектором Адемаром де Барросом. В то время он вмещал 71000 зрителей. На сегодняшний день, после реконструкции в 2007 году, арена вмещает 40000. Домашний стадион "Коринтианс" - это настоящая жемчужина и часто изображается на открытках города. Внутри здания, под четырьмя колоннами у главного входа и огромных часов, находиться Музей футбола, открытый 29-го сентября 2008-го года. Среди экспонатов можно найти фотографии, видео, записи известных футболистов и знаменательных событий, сувениры, редкие артефакты и статистические данные. Выставка является путешествием сквозь историю бразильского футбола ХХ-го века.

Иларио Франко Младший, профессор истории средневековья, написал книгу о футболе, получившую высокую оценку, под названием "Танец богов: футбол, общество, культура". Книга проливает свет на историю бразильского футбола с четырех точек зрения:

"Изначально футбол был подвергнут критике потому, что он считался бесполезным, но это длилось не долго, пока он из спорта для элиты не превратился в игру для рабочих. Первые признаки этого начали появляться в тридцатые годы. В Бразилии наблюдалось плодотворное социальное скрещивание, на которое обращали внимание Жилберту Фрейре, Паулу Прадо и Сержио Буарке де Олланда (известные "портретисты Бразилии" - прим.пер.). Метисы, цветные, белые стали жить вместе. Не существовало больше оснований для стыда, и когда метисы играли в футбол, то делали это лучше других. В 1938 году на Чемпионате мира лучшим бомбардиром стал наполовину бразилец, наполовину португалец Леонидас да Силва. Это было сигналом для страны. Цветной и мулат принимали участие в соревновании, несмотря на протесты тех, кто требовал их дисквалификации.

Следующим важным событием стал Мараканасо, когда Бразилия проиграла Уругваю в финале ЧМ-50. Писатель Нельсон Родригес назвал этот момент "психологической Хиросимой". Так оно и было. Это стало ударом по психике бразильского общества и политических классов, которые рассчитывали на победу, как на козырную карту на предстоящих выборах. Этот национальный кризис был окончательно преодолен в 1958 году. Бразилия стала Бразилией и выиграла титул чемпиона мира в Европе. В Париже бразильцы выкрикивали: "Мы - лучшие в мире!",- при этом их переполняло чувство гордости за страну.

С этого момента бразильцы жаждали преодолеть свой комплекс неполноценности путем получения новых титулов, что им и удавалось в 1962-м и 1970-м годах. Но победы были не всегда. Существовала спортивная засуха, военная диктатура, угнетение, пытки, политические оппоненты, которые просто исчезли… Общество молча надеется на футбол. Но несмотря на некоторые успехи, закрадываются сомнения.

Существует ощущение, пронизывающее бразильский футбол вплоть до сегодняшнего дня. Бразилия чтит футбол, здесь появляются великолепные игроки, но это больше не великая футбольная держава, каковой она была раньше. Существуют другие великие державы в мировом футболе, и за пределами Бразилии также существуют великие игроки. Бразилия хочет, чтобы у нее было будущее, но, похоже, как только оно появляется, - возникают проблемы. Бразилия движется зигзагами, а не по прямой линии. Делается шаг вперед - два назад".

Далее профессор, который противопоставляет средневековую утопию футболу в обществе, ведет нас к событию, произошедшему в Музее Футбола на "Пакаэмбу". Двое школьников сначала ждут, чтобы их впустили. Потом шумные ученики теряются в обширных комнатах и коридорах, ненадолго останавливаясь возле интерактивного экспоната. Здесь можно пробить пенальти и измерить скорость полета мяча; поиграть на небольшом поле или сыграть в настольный футбол маленькими деревянными фигурками.

У входа в музей посетителей приветствует огромный зал, дающий представление о значении футбола для Бразилии; с красочной коллекцией флагов, баннеров, плакатов, вымпелов, брелков для ключей, безделушек, карикатур, документов, кепок и ковров. Все это - дань страсти болельщиков.

Эскалатор везет посетителей на первый этаж. Там они встретят Пеле, разговаривающего на трех разных языках. Пройдут путь с помощью мяча, с которым шагает маленький мальчик, перепрыгивающий с поля на поле, проходя через комнаты. Увидят ангелов эпохи барокко, летающих высоко в темноте; модели футбольных легенд в натуральную величину, которые ведут мяч, замахиваются и бьют по нему. Надпись на табличке гласит: "Их есть 25, но легко может быть 50 или 100, потому что они были родоначальниками футбола, формы искусства, в которую играют в Бразилии. Боги и герои, кумиры многих поколений, которых можно рассматривать как ангелов, чьи крылья или, вернее, ноги, привели нас к местам, где процветает творчество, поэзия и магия. Вы настоящие ангелы искусства эпохи барокко". Ангелы с такими именами, как: Пеле, Сократес, Жилмар, Карлос Альберто, Бебето, Тостао, Гарринча, Рональдо, Жерсон, Ривелино, Диди, Вава, Ромарио, Роналдиньо, Роберто Карлос, Ривалдо, Таффарел, Зико, Загалло, Фалькао, Нилтон Сантос, Джалма Сантос, Жаирзиньо, Жулио Ботельо, Зизиньо.

Мальчик по имени Пауло, который пришел в музей с одноклассниками, поглощен видео, на котором Пеле не смог переиграть уругвайского голкипера Ладислао Мазуркевича в полуфинале Чемпионата мира 1970 года. Снова и снова всматривается он в кадры на видео. Затем с удивлением читает имя за именем в длинном списке легенд. Смотрит на картинки и спрашивает своего друга: "Почему здесь нет Неймара?".

Неймар пока не имеет столь важного значения для футбола, хотя вне стадиона, на улице, под лучами зимнего солнца, продавцы, торгующие на улице, довольно часто продают золотистые футболки с зеленой каймой и номером 10, который принадлежит молодому поэту бразильского футбола.

Материал впервые был опубликован на сайте campeones.ua