6 мин.

Проза и поэзия

"Кто лучше всех финтит и забивает голы? Конечно, бразильцы. Бесспорно, их игра – настоящая поэзия, основана на все тех же финтах и голах. Катеначчо и распределение пространства на футбольном поле на треугольники – это проза. Она является синтезом коллективной и организованной игры, то есть продуманным выполнением футбольных команд".

В своем эссе "Футбол – язык со своими поэтами и прозаиками", написанном в 1971-м году, режиссер, писатель и болельщик Пьер Паоло Пазолини сравнивает с футболом литературные жанры. При этом он подчеркивает различия между поэзией и прозой в игре. На основе этих различий Хосе Мигель Висник, бразильский музыкант, композитор, эссеист и профессор бразильской литературы, также делает свой анализ игры, которой восхищается – он является заядлым болельщиком "Сантоса". 

Свои мысли он изложил в книге "Противоядие: футбол и Бразилия", опубликованной несколько лет назад. Сейчас он размышляет какую роль сыграл или может сыграть Неймар в истории футбола своей страны. Висник в шутку называет Неймара "Бодлером в футболе" (еще то сравнение, с учетом того, как закончил французский поет – прим.пер.). Расслаблено сидя в своем кабинете в Сан-Паулу, писатель задумывается, и говорит: "Бразильский футбол создал традицию, что основывается на эллипсе, стиле, целью которого являются оригинальные возможности завоевания пространства и прорыва обороны. В основе моих идей размышления Пазолини о прозе и поэзии в футболе. Мы оба согласны с тем, что футбольная проза более прямая и оборонительная, к тому же строже тактически. Она включает контратаку, треугольное распределение поля, перевод мяча с одного края на другой и продуманные действия во время матча. Идея футбольной прозы - это создание нелинейными действиями пространства там, где его нет, при этом дриблинг будет решающим фактором. В ней вы нацелены на прорыв на половине противника, или же просто сыграть хорошо и эффективно. Вы можете стать средством достижения цели или создать возможность для взятия ворот. Гарринча, к примеру, злоупотреблял дриблингом, но добивался нужного результата. В истории бразильского футбола есть много знаменательных моментов, когда дриблинг использовался чтобы впечатлить зрителей, но в то же время был эффективным.

В тридцатые годы, когда Жилберто Фрейре анализировал Бразилию относительно социологических, антропологических и исторических перспектив, он указывал на то, что внутреннее понимание бразильского футбола напрямую связано с явлением смешивания рас. Бразильцы преобразовали налаженный и схематический стиль игры англичан в своего рода танец, в который они добавили искусные движения ног, капоэйру и даже элементы самбы. Несомненно, это сильно повлияло на сегодняшнее восприятие нашей культуры в целом - представление, что результат цениться, если ему сопутствует радость. Иными словами: идеальное совмещение работы и отдыха. В этом контексте бразильский футбол является и ядом, и антидотом, поскольку он как поп-музыка и карнавал есть частью культурной жизни, но вместе с этим представляет собой проблему, поскольку создает впечатление того, что в нашей культуре цениться лень и подаяние, а не труд".

Давайте все же вернемся к теме футбола и поэзии, а также их связи с Неймаром!

"Конечно. Это было небольшое лирическое отступление. Итак, бразильцы изменили английский футбол таким образом, что Фрейре называет его кривым, а Пазолини – поэтическим. Этот игровой стиль начал развиваться в Южной Америке в шестидесятые годы и на чемпионате мира 1970 в Мексике достиг своего апогея. В то время для бразильского футбола характерными были нестандартные действия, тактика, именуемая эллипсом – понятие, также существующее в геометрии и риторике. Стоит лишь вспомнить различные виды дриблинга: скрещивание, уход – и соперник в статике переигран; стенка; заброс за шиворот; сухой лист, в котором мяч снижается в нужный момент. Это были классические приемы бразильского футбола с 1962 по 1970 годы. С 1970 года он начал приспосабливаться к новым международным тенденциям. Теперь игра включала в себя хорошую физическую подготовку, командную игру, различные тактические комбинации, а также четкие позиции нападающих и защитников. На чемпионатах мира семидесятых, восьмидесятых и девяностых годов бразильцы экспериментировали. Но поэзия по-прежнему присутствовала в их игре благодаря таким футболистам, как Зико, Сократес и Фалькао, игравших в 1982-м, или же Ромарио, который выступая в 1994 году за национальную сборную, сосредоточенную скорее на прозаическом футболе, продолжал "делать эллипс". 

Так продолжалось до появления Роданилдиньо, гения футбола, который вновь вернул все трюки бразильского футбола в игру. Он освоил "folha seca", "сухой лист", Диди, удар через себя Пеле и дриблинг Гарринчи. Роналидиньо был подражающим художником, который будто цитировал лучшие трюки других игроков. Он прекрасно это понимал, и поэтому точно так же, как один автор цитирует другого, повторял голы футболистов прошлых лет".

А теперь к Неймару…

"Да, теперь на поле вышел Неймар. В то время, когда никто уже больше не верил в поэтическую традицию, когда каждый считал, что она исчезла из-за мнимого перехода к футбольной прозе, Бразилия получила Неймара. Это футболист являющийся воплощением поэтического стиля игры, который желает его сохранить. Навыки Неймара в дриблинге потрясающие. Я бы сказал, исключительные: их изобретательность и свежесть удивляют. Если вы мне не верите, посмотрите на его финт пяткой в одном из первых матчей Примеры в сезоне 2013/14 против "Севильи". Это было что-то невероятное, чего никто даже вообразить себе не мог.

13-летнего Неймара еще в "Сантосе" считали будущим чемпионом. Он принадлежит к поколению, которое воспитывают и тренируют для того, чтобы оно оставило свой след в футболе. Многим игрокам тяжело оправдывать преждевременные хвалебные отзывы. Но Неймар с самого начала доказал все преписываемые ему качества. Кроме превосходных способностей в футболе ему также присуща природная харизма, он вызывает симпатию и смог создать себе имидж поп-звезды. Девушки и вся публика у его ног. К тому же его уважают известные футболисты современности и болельщики других клубов. Когда он выступал за "Сантос", то показал своими выдающимися способностями и дриблингом, что он снова вернул бразильскую традицию.

Бесспорно, Неймар - поэт, мастер граффити: он расписал свои сонеты на стенах всего города. Его прическа, то, как он ставит ворот, и радость от забитого гола являются частью его поэтического выступления. Неймар современный народный герой, полон энергии и жизни - абсолютная звезда нашего времени. Его всегда видно на поле, он умеет делать опасные передачи и превосходно бьет по воротам. Способности Неймара не ограничиваются одним лишь дриблингом. Его отношение к нему основано не только на риторической природе, как, например, у Робиньо, который был не очень хорошим бомбардиром и стенки которого являлись лишь хвастовством. У Неймара продвинутая техника, запутанная и при этом устрашающе эффективная. Эффективность не теряется с его влиянием на публику. Его игра находиться на совершенно ином уровне, абсолютно новая, которая переводит поэтический футбол в другую плоскость.

Я наблюдал за ним в одной весьма интересной ситуации. Часто обсуждалось, сможет ли он приспособиться к стилю игры Селесао - на Кубке конфедераций он разбил все сомнения. Канаринья, еще одно прозвище сборной Бразилии, имела стиль, который во всю использовал Неймар. Важным остается вопрос, как он будет выступать за "Барселону". Для самооценки бразильцев было очень важно, чтобы такой превосходный игрок не сразу перешел в европейский клуб. Честно говоря, в "Сантосе" он был предоставлен сам себе, и я надеялся, что он перейдет в "Барселону", где сможет вырасти до международного уровня".

Совпадает ли поэзия Неймара с прозой "Барселоны"?

Футбол "Барселоны" это не проза, а скорее сплошная мутация. С одной стороны ей свойственны элементы голландцев относительно сужения и расширения пространства на поле, с другой стороны – черты южноамериканцев, такие как тики-така - игра в короткий пас. Этот стиль можно охарактеризовать как футбол, построенный на прозе, очень подвижный, но не достаточно структурирован. Месси и его дриблинг, с помощью которого он может пройти защиту, доказывают присутствие южноамериканских элементов в стиле игры "Барселоны". Я считаю, что в своих лучших матчах "Барселоне" удавалось создать квадратуру круга, то есть соединить прозу и поэзию, европейский и южноамериканский футбол, и преодолеть классическое разделение в футболе. Но что произойдет сейчас, когда Месси и Неймар сыграют вместе? Их стили отличаются. Месси более бережлив в отношении дриблинга, чем Неймар. Он приносит результат. То, как Месси ведет мяч через поле, покрыто некой тайной – невозможно объяснить, как он это делает. Он двигается иначе, чем бразилец. Ему свойственна сверхсильная интуиция, и он владеет седьмым чувством на счет ошибок соперника или свободного пространства для действий. Месси – это прямая линия для эллипса Неймара".

Материал был впервые опубликован здесь