7 мин.

Площадь им. Чарльза Миллера. Часть 1

На кадрах давно минувших дней, когда еще магний использовался для создания вспышки, можно увидеть Чарльза Уильяма Миллера. С длинными усами, взъерошенной челкой, в белой футболке, черных шортах, с футбольным мячом в руках. Чарли Миллер родился 24 ноября 1874 года в Сан-Паулу, районе Брас (одном из центральных в городе – прим. пер). Его отец - шотландский инженер, один из трех тысяч британцев, уехавших в Южную Америку, чтобы строить железную дорогу. Мать - Карлотта Фокс была бразильянкой с английскими корнями. С девяти лет Чарли входил в высшее общество; его школьные годы прошли в Англии. Сначала он посещал школу Банистер Корт Скул (Banister Court School) в Саутгемптоне, а потом учился в средней школе в графстве Хэмпшир.

Банистер являлась небольшой частной школой, основанной преподобным Джорджем Эллеби для сынов капитанов Восточно-Пиренейской пароходной компании. Во время учебы Миллера директором школы был Кристофер Эллеби, сын преподобного и ярый поклонник футбола. Эллеби был капитаном школьной команды в Оксфорде. Руководя школой, он передавал свое увлечение футболом ученикам.

Чарли Миллер показал себя хорошим атлетом и вскоре стал капитаном школьной команды. За миловидное личико и стройное телосложение товарищ по команде прозвал его за глаза "Nipper" - малыш. Несмотря на рост, Миллер был выдающимся центральным нападающим, даже если, как это иногда бывало, он играл слева. "Миллер - наш лучший нападающий. Он быстр, его дриблинг великолепен, у него мощный удар. Голы он забивает с большой непринужденностью", - говорится в его карточке.

Его меткость засвидетельствовал 41 мяч в 34 играх за школу Банистер Корт, а также три гола в 13 матчах за Молодежную ассоциацию церкви Святой Девы Марии, члены которой основали "Саутгемптон" (в 1885-м году, - прим. пер). Миллер играл хитро и проворно. Он был очень изобретательным, у него наблюдался великолепный контроль мяча и пристрастие к виртуозным финтам, которыми он ошеломлял своих противников. В 17 лет Чарли получил предложение от лондонского футбольного клуба "Коринтиан": игроков собирали со школ и университетов Англии с тем, чтобы составить конкуренцию шотландским командам. Годы спустя, по признанию Миллера, именно в честь этого лондонского клуба была названа одна из самых известных команд Сан-Паулу: "Коринтианс".

В 1894 году, после окончания учебы, Чарли вернулся в Бразилию. Среди его багажа были два футбольных мяча с Ливерпуля, которые ему подарил товарищ по команде, воздушный насос, пара бутс, две рубашки (одна из школы Банистер, другая - из церкви Святой Девы Марии), а также книжечка со сводом правил FA. Вероятно, Чарли тренировался даже по пути домой. Должно быть, он постоянно вел мяч по корабельной палубе вокруг, около пассажиров и других барьеров. 18 февраля Чарли прибыл в город Сантос, и когда его папа спросил, что он привез с собой из Англии, тот ему ответил: "Диплом. Твой сын окончил учебу на футболиста с отличием".

21-летний бразилец с английскими корнями начал работать, как и его отец, в железнодорожной компании в Сан-Паулу, и присоединился к атлетическому клубу "Сан-Паулу", который был основан британской общиной в 1888 году. Правда, члены клуба охотнее играли в крикет, чем футбол. Им была известна сама суть игры, но никто ею не интересовался, пока Чарльз Миллер не рассказал им об основах футбола.

Он объяснил правила и соответствующие термины своим друзьям, коллегам и старшим должностным лицам из газовой и железнодорожной компаний, из Банка Лондона что такое тайм, угловой, пенальти. Это увеличило число его сторонников.

Миллер убедил их тренироваться в районе Варзе-ду-Карму, расположенном между районами Луз и Борн Ретиро, который в настоящее время находится на улице Газометру. Многие люди с любопытством смотрели на происходящее перед их глазами. Чуть позже Селсу де Араужо в письме к своему другу, журналисту Алсиндо Гуанабара из Рио-де-Жанейро, написал: "Недалеко от района Борн Ретиро собралась целая куча англичан, сумасшедших настолько, насколько могут быть только англичане, которые пинают что-то наподобие коровьего пузыря. Очевидно, что эта вещь вызывает большую радость, но и большое разочарование, когда этот желтоватый мешок залетает в прямоугольник из деревянных стоек".

Несмотря на скептицизм, футбол прижился среди британских джентльменов, и 14-го апреля 1895 года Миллеру удалось организовать матч. В Варзе-ду-Карму встретились две команды из бразильцев и англичан, железнодорожной и газовой компаний. Под руководством Миллера, который забил два гола, железнодорожники победили соперников со счетом 4:2. Зрителей на матче было совсем немного: друзья, руководители, сотрудники компаний и пара ослов, которые паслись неподалеку. Впрочем, это не столь важно, главное то, что этот матч был первым официальным матчем в Бразилии и, таким образом, послужил основой для зарождения бразильского национального спорта.

Перед возвращением Миллера в Бразилию, с 1875-го по 1890-й года, рабочие английских фирм и британские моряки уже играли в футбол на улицах и пляжах Рио. Один раз даже перед резиденцией императорской принцессы Бразилии Изабеллы (той самой, которая подписала в 1888-м году закон об отмене рабства в Бразилии – прим.пер.), в честь ее правившего отца - Педру II-го. До этого же переезда иезуитский священник Хосе Монтеро в колледже Сан-Луис в Иту (муниципалитет в Сан-Паулу – прим. пер.)ввел игру под названием "bate bolão" (забивай сферу – прим. пер.), в которую между собой играли профессоры со студентами, как это было принято в Итоне. Не стоит забывать и про игры в "английский мяч", которые проводились в различных церковных и светских учреждениях Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Риу-Гранди-ду-Сул. Тем не менее, для бразильцев Чарльз Миллер является O pai do futebol, отцом футбола, не только потому, что он организовал первый матч, но еще и основал футбольный клуб "Сан-Паулу Атлетик Клуб". Миллер также сыграл важную роль в создании 14 декабря 1901-го года первой футбольной лиги Бразилии – Лиги Паулиста, премьерный чемпионат которой прошел уже в следующем году.

Стартовал он 3 мая 1902-го года с участием пяти команд: "Сан-Паулу Атлетик Клуб", "Маккензи Коллеж", "Интернасьонал", "Жермания" и "Паулистано". С 10-ю голами в 9-ти матчах лучшим бомбардиром турнира стал как раз Чарльз Миллер, причем два гола он забил в финале против "Паулистано". Выступая в светло-голубых или с белыми полосками и в белоснежных футболках с черными шортами и гетрами, "СПАК" в 1903-м году защитил свой титул, опять обыграв в финале "Паулистано". Год спустя команда Миллера тоже выиграла турнир, а Чарли, вместе со своим партнером Бойесом, вновь стал его лучшим бомбардиром.

Миллер выступал за "СПАК" до 1910-го года. К тому моменту футбол в Бразилии уже не был игрой городской белой элиты, для которой он являлся символом современной Европы, но и использовался низшими классами. Для них футбол также был средством самовыражения, то есть тем, чего в других социальных средах они не имели.

Уровень популярности футбола в стране показало турне лондонского "Коринтиан". 21-го августа 1910-го года англичане прибыли в Бразилию на борту корабля "Амазон" (из Саутгемптона игроки "Коринтиан" отправились 5 августа – прим. пер). Они сыграли против "Флуминенсе" и еще двух команд, у которых без проблем выиграли. Затем поехали в Сан-Паулу, чтобы встретиться с "Палмейрасом" и "Паулистано", а 4 сентября – с "Сан-Паулу Атлетик Клуб". Это была одна из последних игр 36-летнего Чарльза Миллера.

Англичане разгромили хозяев со счетом 8:2 – на протяжении всего турне они забивали много. "Мы другого и не ожидали: всем известно, что "Коринтиан" играют на высоком техническом уровне, в то время как мы, с точки зрения футбола, совсем новички",- написал журналист Адриано Нейва да Мотта э Сильва, более известный как "De Vaney" (кстати, весьма знаковая фигура для спортивной журналистики; он сыграл немаловажную роль в том, что бразильские дети до сих пор имеют возможность бесплатно проходить на стадионы – прим. пер.).

Визит английской команды вызвал большой интерес у публики. Газеты сообщили о ее прибытии, и перед отелем "Маджестик" стояли толпы болельщиков. На "Велодром Паулистано", где состоялись игры этой части турне, были распроданы все билеты. "Зрители вознаграждали аплодисментами каждое успешное действие, а воздух был наполнен французскими духами. Они были чем-то особенным, эти игры "Коринтиан"",- написала одна из газет Сан-Паулу.

В 1910 году Чарльз Миллер повесил бутсы на гвоздь и целиком посвятил себя работе в Королевской почтовой линии, пароходной компании, находящейся в Англии. Много лет спустя он основал собственное туристическое агентство, одновременно исполняя обязанности британского вице-консула. Миллер женился на Антониете Рудже, одной из самых известных пианисток в Бразилии, которая оставила его в 1920 году из-за поэта Пауло Менотти Дель Пиккиа. У него было двое детей, и он никогда не оставлял футбол. Миллер был рефери, работал в качестве менеджера и всегда оставался страстным поклонником игры.

Чарльз Уильям Миллер умер 30 июня 1953 года в возрасте 79 лет. Он пережил период, когда Сан-Паулу стал мегаполисом и столицей футбола привезенного им в страну полстолетия назад и ставшего страстью нации. Миллер видел, как Бразилия принимала Чемпионат мира в 1950 году, и страдал вместе с миллионами соотечественников, когда бразильцы упустили титул в одном из самых драматичных поражений в истории футбола – Мараканасо.

Впервые текст был опубликован на сайте campeones.ua