9 мин.

Новак Джокович: «Я верю, что существует закон притяжения: вы получаете то, что воплощаете в своих мыслях»

В ходе Открытого чемпионата США по теннису первая ракетка мира Новак Джокович дал несколько интервью ведущим мировым изданиям.Предлагаем вам своего рода выжимку из этих материалов. Перевод Ольга Линде

О том, что позволяет сохранять хладнокровие, что он считает причиной успеха и в чём черпает мотивацию.

«Люди стараются найти что-то одно, что дало бы ключ к моим успехам и мое способности не терять концентрации на корте. Но это же не йога и не что-то конкретное; это комбинация многих составляющих, которые позволяют мне максимально проявить свои возможности и целостно подходить к профессиональной жизни.

Важно уметь находить необходимые источники мотивации, чтобы продолжать двигаться вперёд. Ведь так легко застрять на одном месте. Я иногда заново заставляю себя переживать какие-то моменты из прошлого, в основном положительные, но иногда и негативные. Я их не подавляю, но стараюсь извлечь урок из каждого и понять, что каждая ситуация случилась не без повода. Это помогло мне расти и стать кем, кто я есть сегодня.

Я использую определённые техники дыхания и медитации, но в большей степени это философия и стиль жизни. Такой у меня подход.

Один из способов релаксации Нолетим перед важными матчами на US Open в Нью-Йорке

Годы, проведённые в этой профессии, и накопленный опыт позволили понять, какой сосредоточенности и погружённости она требует. Я не на все стрессовые ситуации реагирую так, как бы мне хотелось. Но мне удаётся быстро учиться, приходить в себя и восстанавливаться. Нужно быть в состоянии понять, что для тебя лучше».

«Теперь, когда я стал отцом, я не только не утратил бойцовского духа, а как раз наоборот. Я ощущаю себя ещё более мотивированным, полным энергии и сил, потому что я на той стадии в жизни, когда находишься в постоянном поиске новых источников мотивации и вдохновения. И теперь, когда я отец, наивысшая мотивация, которая только может быть, - играть для моего мальчика, иметь его рядом. Я стараюсь перенести силу этой любви на всю свою жизнь целиком, в том числе на корт. Скажу так – теперь у меня есть свежие баллоны с кислородом, позволяющие играть ещё лучше».

О жене, сыне и работе в Фонде Новака Джоковича.

«Нам с Еленой, исполнительным директором моего Фонда, удалось чётко обозначить цели и задачи, которые мы оба хотим достичь. Я бесконечно ей благодарен".

В августе Джокович был назначан послом доброй воли Детского Фонда ООН - ЮНИСЕФ: на заседании штаб-квартиры ООН было отмечено, что "многолетние решительные действия Фонда Джоковича помогают изменить жизнь детей к лучшему, особенно в раннем возрасте".

«Елена постоянно рядом и помогает мне расти, развиваться и раздвигать собственные горизонты. Наш сын Стефан очень хороший мальчик. Полёты переносит спокойно и быстро приспосабливается к смене часовых поясов. Всё, что ему сейчас нужно, это мамино молоко, любовь и забота родителей».

О балансе между обычной жизнью и теннисом

«Я люблю теннис и полностью отдаюсь ему, но с другой стороны я совсем не тот, кем был пять или шесть лет назад. Тогда я проводил в туре всё время и главным счастьем в жизни была победа в матче. Сейчас я более уравновешен в жизни, не так однобок. Чувствую, что становлюсь более полной и зрелой личностью.

Когда я проигрываю матч, это не конец жизни. У меня масса других вещей, что делают мою жизнь полной. Иметь возможность организовать свою жизнь таким образом позволяет заметно облегчать прессинг, неизбежный с теннисной стороны».

О своей популярности и о том, как он относится к тому, что публика чаще всего не на его стороне, а на стороне Роджера Федерера и Рафаэля Надаля.

«В начале моей карьеры меня воспринимали как некоего бунтаря, парня, который нашёл в себе наглость вмешаться в схватку двух человек, которые столь долго доминировали в теннисе, и бросить им вызов. «Кто этот выскочка из Сербии, крошечной страны, вылезший из ниоткуда и посмевший заявить, что способен победить лучших парней и стать номером один?» Конечно, я понимаю, как на это реагировали, но чувствовал, что единственный для меня способ выбраться – показать, что я достоин того, чтобы меня принимали всерьёз.

Никогда не относился без уважения ни к теннису, ни к своим соперникам. Напротив – стараюсь всегда высказать похвалу, отдать должное, понять, потому что мы находимся в более или менее одинаковом положении.

Благодаря Надалю и Федереру я стал гораздо более классным игроком, я стал тем, кем являюсь теперь. Но я должен был это заслужить, добиться, и я всё ещё продолжаю это делать. Я по-прежнему не на том же уровне признания, что Надаль и Федерер, и это заслуженно для них, потому что они столько лет были на вершине.

Они оба чемпионы и на корте, и вне его. Но это придаёт мне ещё больше мотивации двигаться дальше».

Про свою диету.

«Безглютеновая диета уже давно главная тема многих журналистских материалов обо мне, выдвигая этот конкретный аспект моей жизни как самый главный секрет моего успеха. Но это же не так. Это огромное изменение, которое позволило мне стать лучше, но я же не стал внезапно выигрывать только потому, что перестал потреблять глютен!

Возможно, главный секрет успеха – в отношении. Мне нравится постоянно быть в творческом настроении. Думаю, мы постоянно либо прогрессируем, либо регрессируем, то есть идём либо вверх, либо вниз. Всё находится в постоянном движении, люди, планета, так что вы либо идёте в ногу, либо застреваете на одном месте. Но стоять на месте – то же самое, что регрессировать».

О психологической подготовке.

«Один из способов – что-то сродни медитации, но медитации не с целью избежать проблем, абстрагироваться от них, а визуализировать их. Визуализация – серьёзная составляющая жизни любого человека, не только спортсмена. Я очень верю в визуализацию. Я верю, что существует закон притяжения: вы получаете то, что воплощаете в своих мыслях. В жизни всё работает именно так».

Про одежду вообще и на корте в частности.

«Мальчишкой коллекционировал футболки из разных видов спорта. Обожал Майкла Джордана и Пита Сампраса, старался подражать этим ребятам, и Андре Агасси, чей живописный стиль на корте был неподражаем, так что у меня было много и разноцветной одежды.

Мне не все равно, как я выгляжу на корте. Если тебе комфортно в твоей форме, это положительно сказывается на психологическом состоянии, не важно, готовы игроки признать это или нет».

Новак, кроме английского, говорит на всех языках бывшей Югославии, а так же на немецком, французском, итальянском, учит испанский и китайский.

О своей эмоциональности.

«Бывают дни, когда я кидаюсь ракетками, ругаюсь, ору, ссорюсь с женой. Такое случается со всеми, и если кто-то утверждает, что у него не бывает таких дней, что он не бьёт ракетки, не ругается, не ссорится с родными и друзьями, он врёт».

«Майку на себе я порвал всего-то, может быть, раза три в жизни, но это настолько застряло в мозгах у людей, что каждый раз, когда кто-то говорит о том, что я эмоционален, всегда приплетает эту историю. Так что я перестал это делать. Я всегда стремлюсь открыто и честно показывать, что чувствую к другим людям. Не люблю играть в психологические игры и заставлять других ощущать дискомфорт от того, что они не знают, что происходит между нами».

На съемках интервью журналу The New York Times

О кулинарных навыках.

«Ну, моя готовка может и должна быть лучше, но не думаю, что я так уж плох – для мужчины. У людей есть стереотипы по поводу мужчин и умения готовить, разве нет? Предполагается, что мужчины готовить не умеют, хотя все лучшие шеф—повара мира мужчины. Я умею печь блины, делать пасту, несколько супчиков. Время от времени могу вкусно готовить рыбу».

Новак готовит себе на завтрак смузи

О том, какую часть мира любит больше всего.

«Мне очень нравится Мюнхен. В школе учил немецкий и хорошо говорил на нём, когда учился в теннисной академии Ники Пилича. Любил озеро и парк рядом с Олимпийским гребным каналом, часто там бегал. Мне нравится немецкая организованность – это страна с, возможно, самым высоким уровнем жизни в Европе.

Кроме того, моя родная Сербия, хотя и не удаётся проводить там много времени. Гора Копаоник, где я учился кататься на горных лыжах, занимают особое место в моём сердце. Люблю Черногорию, Грецию, побережье Хорватии – все острова здесь. Я люблю бывать тут летом, как и на Мальдивах (о Мальдивах слышу от него впервые. Не могли перепутать с Мальоркой? - прим.перев.). Я из тех ребят, кто предпочитает горы и тропики».

Перевод Ольга Линде

Автор коллажа Tennisistka

В посте использованы фотографии агентств Getty, AP, офсайта US Open, FB, IG, twitter Новака Джоковича и материалы статей из

USA Today

The New York Times

Lufthansa Magazine