12 мин.

Новак и цифра 23, или момент Никлауса

И снова американский спортивный писатель Джо Познански не дает шанса пройти мимо его очередного опуса о Новаке Джоковиче, победителе Ролан Гаррос 2023. Наслаждаемся вместе!

Есть замечательный момент с Джеком Никлаусом (Прим. американским гольфистом по прозвищу «Золотой медведь»), о котором я постоянно думаю. Это случилось в 1980 году, во время Открытого чемпионата США в Baltusrol Golf Club. Никлаусу было 40 лет, он уже слыл легендой, его считали лучшим гольфистом всех времен. В прошлом году он, по крайней мере, смутно подумывал о том, чтобы уйти из игры, потому что его свинг (Прим. техника удара в гольфе) сломался, и он не был уверен, что хочет приложить все усилия для его починки.

Но он все-таки его починил. Он переделал свою игру. И теперь он стоял на 17-м грине,  лидировал в турнире, и ему предстоял удар «патт» с 22 футов (Прим. короткий катящий удар в гольфе - putt), который завершил бы дело и принес ему первую победу на Открытом чемпионате США за восемь лет.

И когда он стоял перед этим ударом, самая замечательная мета-мысль пришла ему в голову.

«Эй, - подумал он, - это именно тот патт, который я делаю в подобные моменты».

Представьте себе, что это за чувство - вся череда побед сгустилась в одно ощущение. Эй, я Джек Никлаус. Я делаю такие удары! Конечно, Джек сделал этот патт. И это был 16-й мейджор  и его последний титул на Открытом чемпионате США.

Хотелось бы думать, что подобная мысль приходила в голову и Новаку Джоковичу в воскресном финале Открытого чемпионата Франции против Каспера Рууда. Джокович начал матч не ахти как. Он допустил несколько невынужденных ошибок — «нехарактерные невынужденные ошибки», как они называются в случае с Новаком, — и Рууд сделал брейк на первой же подаче серба. После пяти геймов Новак проигрывал со счетом 4:1.

Но он сделал обратный брейк, когда Рууд смазал смэш, и затем сет плавно перешел в тай-брейк. И как только он начался, я уверен, что у Джоковича случился «момент Никлауса», и в его голове пролетело облачко мыслей:

«Эй, это тай-брейк. И я - Новак Джокович. Это мой момент. Я выигрываю тай-брейки».

Прежде чем мы продолжим, позвольте мне привести статистику... и чем больше вы знаете о теннисе, тем абсурднее будет выглядеть эта статистика. На этом Ролан Гаррос Новак Джокович сыграл шесть тай-брейков. Само собой разумеется, он выиграл все шесть. Но вот в чем дело: на этих тай-брейках он допустил ровно ноль невынужденных ошибок. Ни одной. Зеро! Пятьдесят восемь очков на тай-брейках в его матчах на Открытом чемпионате Франции, на самом медленном покрытии на земле, и у него 19 виннеров и ни одной невынужденной ошибки.

Да, после того, как Джокович победил Рууда и завоевал свой 23-й титул Большого шлема – больше всех среди мужчин в истории тенниса - очень заманчиво назвать Джокера величайшим игроком в истории. Сегодня многие так и делают, и это вполне обоснованный численный аргумент. Но я уже давно считаю, это слишком упрощает его путь, что привел его к таким высотам и сделал самым совершенным прессингистом.

Без Роджера Федерера нет Новака Джоковича.

Без Рафаэля Надаля нет Новака Джоковича.

Новак начал набирать обороты в 2007 году — тогда ему было 20 лет, и Роджер был королем. В том году Фед выиграл три из четырех турниров Большого шлема, точно так же, как и годом ранее, и точно так же, как в 2004 году. К концу 2007 года у Феда было 12 ТБШ, больше, чем у Бьорна Борга, столько же, сколько у Роя Эмерсона, и всего на два шлема меньше, чем у абсолютного лидера Пита Сампраса.

Но, конечно, дело было не только в количестве титулов. Федерер играл в такую мучительно красивую игру - великолепное сочетание утонченности, силы и элегантности - подобно Гейлу Сейерсу и Кену Гриффи-младшему, Джулиусу Эрвингу и Лионелю Месси, что вам не нужно было ничего знать об этом виде спорта, чтобы понять, что он был иным. В финале Открытого чемпионата США 2007 года он одолел молодого Джоковича в трех сетах. Первые два из этих сетов были тай-брейками, и Федерер легко выиграл оба.

У Джоковича было семь сет-пойнтов в этих первых двух сетах.

«Моя следующая книга будет называться "Семь сет-пойнтов"», - сказал молодой Джокер, и все засмеялись, но правда была в том, что он не знал, как победить Федерера.

Что ж, Джокович вряд ли был одинок в своей неспособности пробить стену всемогущества Феда. В 2007 году был только один игрок, который знал, как это сделать. Это был Рафаэль Надаль. Рафа был всего на год старше Джоковича, но его восхождение было более стремительным. Он выиграл свой первый титул на Открытом чемпионате Франции в день, когда ему исполнилось 19 лет, победив Феда в полуфинале. Именно Надаль победил Джоковича на Открытом чемпионате Франции и Уимблдоне в 2007 году - Джокович снялся с того матча на траве, чем вызвал критику.

И если Федерер был танцором - Фредом Астером в теннисных туфлях, то Надаль был громилой, наносящим стонущие удары топспином и обнажающим крепкие мускулы в майке без рукавов. Он был, в самом сильном смысле этого слова, клише - теннисным бойцом, который играл каждое очко так, будто оно было последним. Не было такого мяча, за которым бы он не гнался. Нужно было сделать три-четыре-пять мощных ударов, чтобы вырвать одно очко. Помните сцену в фильме "Роковое влечение", где из ванны выскакивает, казалось бы, мертвая Гленн Клоуз? Вот что значит играть с Надалем.

Теннис принадлежал им. Федерер и Надаль были эволюционирующими игроками, которые впитали в себя частички великих игроков прошлых лет. Федерер был немного Родом Лейвером, немного Джоном Макинроем, немного Питом Сампрасом. Надаль был немного Бьорном Боргом, немного Джимми Коннорсом, немного Андре Агасси. Они подняли весь спорт на иной уровень.

И вот появляется Джокович. В те первые дни он очень смешно изображал других игроков на корте. Он смешил на пресс-конференциях. Когда он играл с Федерером в финале Открытого чемпионата США 2007 года, в его ложе сидели Мария Шарапова ("просто друг") и Роберт Де Ниро. Он казался довольным тем, что является характерным актером в мире тенниса, комедийным персонажем второго плана. Даже после того, как в 2008 году он выиграл Открытый чемпионат Австралии - обыграв по пути Федерера - и поднялся на третье  место в мире, он все еще повсеместно расценивался, как фон для большой двойки, как Робин для их Бэтмена, Осел для их Шрека, Чубакка для их Хана Соло, Педро для их Наполеона Динамита.

Поэтому 2011 год стал огромным сюрпризом практически для всех. К тому времени у Федерера был рекорд  по шлемам -  16 титулов, у Надаля - девять "мэйджоров", и он стал третьим игроком в Открытой эре, завоевавшим Карьерный Большой шлем.  Их соперничество в спорте было «нашим всем».

Джокович победил Федерера в трех сетах на пути к титулу  Открытого чемпионата Австралии.

Джокович победил Надаля в четырех довольно легких сетах, выиграв Уимблдон.

Джокович обыграл Федерера и Надаля в двух матчах подряд и выиграл Открытый чемпионат США.

Как он это сделал? Ну, в том-то и дело, что это было нелегко объяснить. Джокович перенастроил свое тело с помощью совершенно новой диеты и режима тренировок, но это не объясняло сути дела. Джокович добавил в свою игру всевозможные новые приемы: улучшил подачу, сделал удар справа более мощным и т.д., но и это не объясняло сути дела. Теннисный гений Джоковича не был столь очевидным или поразительным, как у Феда или Рафы. Нельзя было ограничиться одним единственным прилагательным, чтобы описать его игру... или его самого, если уж на то пошло.

Люди пытались свести Джоковича к одной ноте. Некоторые, например, называли его"живой стеной", как будто его успех сводился к простой готовности перетерпеть соперника. Другие указывали только на его потрясающую способность возвращать подачу. Третьи сводили его игру к обороне и умении отслеживать любой мяч на корте и заставлять соперников постоянно наносить на один удар больше, чем они были готовы нанести.

Но да, все это было ЧАСТЬЮ гениальности Джоковича,  только одним из его ликов. Так долго было трудно увидеть Новака Джоковича целиком, потому что он никогда не был чем-то одним, не был ослепительным изяществом, как Фед, или гладиатором, как Рафа. Он был оборотнем, который превращался в то, что требовала ситуация.

Джокович изобрел новый способ игры в теннис, понятный только ему.

Он сделал это для того, чтобы победить Роджера Федерера и Рафаэля Надаля.

«Эти два парня, - говорит он, - занимали мои мысли последние 15 лет, довольно долго. ... Бесчисленное количество часов я анализировал, что нужно сделать, чтобы одолеть их».

Бесчисленные часы. Начиная с Открытого чемпионата Франции 2014 года и заканчивая Открытым чемпионатом Франции 2016 года, Джокович дошел до финала восьми из девяти турниров Большого шлема, выиграв шесть из них, причем три - у Федерера.

В 2021 году он дошел до финала Открытого чемпионата США, имея шанс выиграть Календарный БШ, но на долгой финишной прямой выдохся и был сметен Даниилом Медведевым. Он выиграл каждый из турниров Большого шлема по меньшей мере три раза - единственный игрок, которому это удалось. Это совершенно ошеломляюще!

А началось все с погони за Роджером Федерером и Рафаэлем Надалем.

Сейчас Джокович стоит на вершине с 23 титулами Большого шлема. В воскресенье ему противостоял прекрасный игрок с молниеносным форхэндом Каспер Рууд. Джокович был явным фаворитом - он играл с Руудом четыре раза до этого и ни разу не проиграл ни сета (Рууд, увы, никогда не брал ни одного сета у игроков первой тройки).

Для многих Джокович уже выиграл Открытый чемпионат Франции в пятничном полуфинале, когда он и вундеркинд Карлос Алькарас сыграли два божественных сета, пока Карлитоса не одолели жара, нервы и судороги.

Он самый совершенный игрок из всех, кто когда-либо держал ракетку, в этом я уверен. В его игре нет слабых мест, он может обыграть вас с форхенда, он может обыграть вас с бэкхенда, он может обыграть вас на подаче, а может на приеме,  в нападении (его игра у сетки недооценена) и в защите, он предвидит ваш следующий удар лучше, чем кто-либо, и он маскирует свой следующий удар лучше, чем кто-либо, и он может найти окошко для удара в любой точке корта.

Если у Джоковича и есть одна слабая сторона в игре, то это, похоже, его неуверенность при выполнении смэша. Но, как отмечали многие, вы не сможете победить Джоковича, кормя его ударами над головой.

И когда наступает решающий момент, он всегда прибавляет. Как уже упоминалось, на Открытом чемпионате Франции он сыграл шесть тай-брейков, выиграл их все и не допустил ни одной ошибки. На Открытом чемпионате Австралии он сыграл четыре тай-брейка и выиграл их все - два в финале против Стефаноса Циципаса.

На прошлогоднем Уимблдоне он сыграл один тай-брейк - в финале против Ника Кириоса. Он легко выиграл его и взял матч.

Так что, да, когда пришло время играть тай-брейк против Рууда в воскресенье, на него, должно быть, снизошел «момент Никлауса», когда он знал, что произойдет до того, как это свершилось, потому что, да, - он Новак Джокович. Он выиграл первое очко эффектным ударом с форхенда. Второе он выиграл, преследуя дропшот и забив воллей в открытый корт. Рууд сильно промахнулся с форхенда. После победного удара справа Рууд допустил несколько ошибок подряд и уже уступал со счетом 5:1.

Джокович подал эйс и сделал счет 6-1.

Джокович пробил с форхенда в открытый корт и сделал счет 7:1.

Дальнейшее было неизбежно. Рууд знал. Джокович знал, что Рууд знал. Публика знала. И Джокович без проблем завоевал свой 23-й титул чемпиона Большого шлема, не потеряв ни сета. Через несколько мгновений после финала он сказал, что уже думает об Уимблдоне, где идет фаворитом.

Поскольку Федерер ушел из тенниса, а Надаль получил травму и с надеждой, но неуверенно говорит о том, что сыграет напоследок в 2024 году, все меньше и меньше сомнений в том, что Джокович закончит с рекордом по количеству турниров Большого шлема, и пройдет много-много лет, прежде чем он будет оспорен. Но так же, как было ошибкой сводить игру Джоковича к одной ноте, так же ошибочно сводить карьеру Джоковича к цифре или титулу.

Подумайте об этом так: он вырос в разрушенной войной стране, слушая, как сверху падают бомбы, и мечтал стать теннисистом № 1 в мире. Он провел на первой строчке рейтинга больше времени, чем любой другой игрок, мужчина или женщина, в истории этого вида спорта. Сегодня, в возрасте 36 лет, он снова №1. Новак Джокович – это целая партитура, и у людей много мнений о нем. Но, пожалуй, больше всего он — это история о силе Мечты.

 

 Перевод Инна Дробот.

Источник: joeposnanski 

 Фото: Getty