6 мин.

Проблема в теннисной индустрии, а не в Джоковиче

Выиграв 23-й титул Большого шлема, Новак Джокович стал лучшим за все время, но для некоторых западных СМИ он до сих пор не заслуживает этого звания - они или выдумывают на то псевдопричины, или замалчивают его величайший триумф.

Американский журналист и фрилансер Кристофер Джонсон препарирует теннисный истеблишмент.

Финал Открытого чемпионата Австралии 2012 года стал одним из величайших сражений в истории спорта. Новак Джокович победил Рафу Надаля со счетом 7:5 в пятом сете после 5 часов и 53 минут игры, что на час дольше, чем предыдущий самый длинный финал в истории (Матс Виландер против Ивана Лендла на US Open 1988 года). 

Это положило начало Десятилетию Выносливости, в котором Джокович завоюет свой 23-й шлем, Надаль выиграет свой 14-й титул Открытого чемпионата Франции на Ролан Гаррос, а Роджер Федерер вернется после операции и заберет трофеи Открытого чемпионата Австралии (дважды) и Уимблдона.

В 2012 году у теннисной индустрии и их спонсоров, маркетинговых партнеров и представителей СМИ появилась золотая возможность популяризировать этот вид спорта и привлечь внимание спортивных болельщиков из рабочего класса, которые увлекаются боксом, хоккеем или футболом. Действительно, Джокович и Надаль были суровыми уличными бойцами, которые выживали в эпических битвах благодаря всем понятным ценностям: напору, стойкости и уважению к сопернику.

Теннисный истеблишмент мог бы также пропагандировать теннис для людей всех возрастов, рас и полов как здоровый способ бороться с некоторыми язвами современности: ожирением, диабетом,  стрессом, синдромом дефицита внимания и психическими проблемами.

Джокович, пожалуй, самый здоровый человек на Земле, был идеальным примером для подражания. Он победил величайшего Надаля почти за шесть часов всего через два дня после победы над другим величайшим спортсменом, Энди Марреем, в пятичасовом поединке. Все больше заботясь о своем теле, Джокович отказывался от глютена, мяса, сигарет, инъекций и алкоголя. (Однажды он пошутил, что после финала в Риме на него набросилась бутылка шампанского – Прим. открывая шампанское на церемонии награждения, он чуть не получил пробкой в глаз). С одной стороны, он был похож на  дзен-священника на ретрите по йоге, а с другой -  на святого воина с миссией. Его эмоциональный интеллект, психологическое равновесие и способность часами удерживать концентрацию среди враждебной толпы служили ярким примером для всех, кто сталкивался с жизненными трудностями. Он был королем-философом, изучавшим науки и языки. У него даже было шоу, в котором гости обсуждали физическое и психическое здоровье.

Пресс-службы и вещательные компании могли бы также осветить вдохновляющие истории других игроков. Алекс Зверев преуспевал, несмотря на диабет. Феликс Оже-Альяссим преодолевал болезнь сердца. Маррей, Доминик Тим, Борна Чорич, Бьянка Андрееску и другие игроки боролись с травмами, которые погубили бы большинство спортсменов. Все это дает представление о том, как теннис был бы полезен для вас.

Посыл должен был звучать так: если вы придерживаетесь диеты и образа мыслей, как Джокович, вы можете дожить до 100 лет. Если вы верите в себя, как Надаль, и прогоняете сомнения и демонов из своего разума, у вас есть шанс достичь того, о чем не могли и мечтать. Если будете подражать Федереру и Маррею, вы сумеете справиться с тяжелыми травмами и вернуть успех в конце карьеры. Или, вдохновляясь Сереной  Уильямс, вы можете преодолеть сексизм, расизм и эйджизм. Эти истории должны были доминировать в течение десятилетия с тех пор, как Джокович пережил Надаля в шестичасовой бойне.

Вместо того чтобы праздновать Золотой век, многие представители теннисной индустрии и СМИ-активисты втянули спорт в пучину токсичной идеологии, мелочной политики, фальшивых скандалов, дутой истерии и желтых историй.

Неделю за неделей они использовали пресс-конференции, трансляции, подкасты и каналы Twitter в качестве платформ для "отмены" своих предполагаемых противников и изменения мира с помощью спорта.

В Мельбурне они потребовали от организаторов убрать имя 24-кратной победительницы ТБШ Маргарет Корт из-за ее нетерпимости к ЛГБТ лобби, а затем пели в унисон нетерпимым политикам, которые задержали и депортировали Джоковича. В Калифорнии они добились отстранения директора турнира Рэймонда Мура, который сыграл важную роль в создании "теннисного рая" в пустыне. В Мадриде они осуждали организаторов за то, что те наняли привлекательных девушек в качестве "ball girls" (хотя некоторые из этих "моделей" на самом деле были молодыми теннисистками). В Риме они жаловались на дождь, расписание и малолюдность на женских матчах. В Париже они нападали на директора турнира Амели Моресмо (в прошлом их кумира-тренера  Энди Маррея), потому что телекомпании, спонсоры и продавцы билетов предпочитали показывать мужские матчи в вечернюю сессию. В Лондоне они наказали игроков, родившихся в России и Белоруссии, за действия их правителей и военачальников. В Нью-Йорке им удалось добиться дисквалификации Джоковича; позже его вообще выдворили из страны.    

Год за годом, турнир за турниром, они выступали против "неравенства" и "неравной оплаты" в теннисе, забывая при этом, что игроки WTA часто возглавляют списки самых богатых спортсменок мира. Они требовали, чтобы мужчины на шлемах играли только три сета, чтобы сделать их "равными" с женщинами. Они мистифицировали имя и национальность "Наоми Осака", которую на самом деле воспитал и обучил в Нью-Йорке и Флориде (а не в Японии) ее отец Леонард Франсуа, успешный иммигрант с Гаити. Они очерняли Джоковича, Шарапову, Елену Остапенко, Даяну Ястремскую, Тенниса Сандгрена, Фабио Фоньини, Сергея Стаховского, Рейли Опелку, Иона Цириака, Илие Настасе и всех остальных, кто не соответствовал их повестке.

Они тратили большую часть своих рекламных бюджетов на то, чтобы преподносить подрастающую молодежь как грядущих мессий, оказывая слишком большое давление на чрезмерно тренированных, но малообразованных в своей массе спортсменов, таких как Стефанос Циципас, Денис Шаповалов, Янник Синнер или Карлос Алькарас.

"Порой мне хочется, чтобы я никогда не выигрывала US Open", - размышляет Эмма Радукану, которая казалось  за одну минуту  прошла путь от квалифаера и 150-го номера мирового рейтинга до чемпионки шлема.

Они пропагандировали Китай как "будущее" женского тенниса, а затем обвинили его в "похищении" Пэн Шуай (Прим. но потом ITF заявила, что не собирается приостанавливать проведение турниров на территории Китая из-за ситуации с Пэн Шуай). Они ошибочно считали Канаду "сверхдержавой" в мире тенниса  и возлагали неоправданные надежды на Эжени Бушар, Милоша Раонича, Лейлу Фернандес и других. 

Оглядываясь назад, хочется спросить, добились ли "активисты" тенниса чего-либо на социальном уровне? Потеряли ли женщины или меньшинства деньги или права из-за комментариев Корт, Мура или кого-либо еще? Причинили ли кому-нибудь вред мадридские ball girls? Запятнала ли Амели Моресмо наследие Сюзанны Ленглен? Стали ли женщины-футболистки или баскетболистки такими же богатыми, как Билли Джин Кинг и Мартина Навратилова? Стало ли больше девушек заниматься спортом  на Гаити и в Японии благодаря Наоми Франсуа Осаке? Урегулирован ли военный конфликт в Донецке и Луганске? Разве Циципас, Шапо, Феликс, Синнер, Алькарас и другие перехватили победную эстафету на шлемах у Роджера, Рафы и Новака?

Нет, ничего этого не произошло. Теннис не изменил мир, мир по большей части игнорировал теннис. Теннис упустил шанс завоевать миллионы новых поклонников во время своего "золотого века". Любители тенниса в США, например, до сих пор жалуются на то, что телеканалы не показывают большие матчи. Теннисные стадионы по всему Китаю все еще зияют пустыми трибунами. Женские матчи в Мадриде, Риме, Париже или Токио по-прежнему не собирают стадионы, которых они заслуживают. 

Это случилось не потому, что Джокович отказался от вакцины, или потому, что Джокович слишком гибкий, потому, что Джокович славит Бога, или потому, что Джоковичу не пришлось играть с Рафой на Ролан Гаррос в 2016 и 2023 годах. Это произошло потому, что топ-менеджеры тенниса, маркетологи и активисты СМИ повели теннис не в том направлении. Они не смогли правильно понять историю и распорядиться золотой возможностью Золотой эры. И теперь, когда Роджер больше не играет, а Рафа планирует сказать "адьос" в 2024 году, некоторые представители теннисного истеблишмента (Прим. в частности, британская Guardian) утверждают, что у тенниса есть "проблема Джоковича".

Проблема не в Джоковиче. Проблема в них самих. Если кому-то и нужно измениться, так это им, а не Джоковичу или любому другому спортсмену.

 

Источник

Перевод Инна Дробот.