4 мин.

Страдания по базе, или что ждёт российский спорт через год?

Заочная пикировка шефа РусАДА Буханова с членом набсовета Илюковым вновь поднимает вопросы исполнения российской стороной декабрьского решения CAS.

Я напомню, что это решение, помимо санкций (отсутствие флага и гимна, запрет на проведение глобальных турниров) содержит требования, которые РусАДА должно выполнить для восстановления. Среди них самое проблемное - это "сделать всё возможное, чтобы восстановить аутентичные данные МАДЛ по расследуемым ВАДА делам" (doing everything possible to locate the complete and authentic data from the Moscow Laboratory relating to those cases, so as to rectify in full the tampering that has impacted those cases).

Почему этот пункт - самый проблемный? Потому что он касается не результата, а процесса, да ещё и содержит абсолютно оценочное понятие (что значит "всё возможное"? кто и как будет определять границы возможного?) - иными словами, он оставляет поле непаханое для всевозможных толкований и, следовательно, инсинуаций.

Когда Буханов говорит, что решение КАС требует от РусАДА лишь "давать пояснения и дополнительную информацию по запросам соответствующих органов" - он весьма своеобразно толкует процитированный пункт, сводя свои обязанности к функциям посредника-автоответчика. Таким образом, уже сейчас создаётся информационный фундамент для будущих заявлений: дескать, мы на все их запросы добросовестно отвечали (= все свои обязательства выполнили), а они...

С другой стороны, трактовка Илюковым данного пункта решения КАС как обязанности по передаче базы данных LIMS тоже неверна. Она, конечно, лучше всего отражает если не букву, то дух решения КАС и саму суть юридического конфликта: вы удалили и подменили кучу файлов - значит, самое справедливое, если вы вернёте всё как было.

Но в решении ничего не говорится о передаче аутентичной базы данных. Почему не говорится? Да потому, что КАС принял во внимание отчёт экспертов ВАДА о том, что данные в отношении 145 читеров, возможно, удалены безвозвратно. В любом случае, арбитры были обязаны заложиться на такой вариант и избежать включения в решение заведомо невыполнимого условия.

О том, что выполнение данного пункта идёт со скрипом, Буханов по факту уже признал. Да и странно было бы ожидать чего-то другого. РусАДА поставило себя в тупик, выбрав стратегию отрицания самого факта фальсификации базы данных. Любые действия по расследованию начатых ВАДА кейсов будут входить в непреодолимое противоречие с базовой позицией Агентства: мы не можем расследовать то, чего не было.

С другой стороны, поменять эту стратегию тоже нереально: Буханов после истории с Ганусом отлично понимает, что ждёт тех, кто действительно пытается разобраться в ситуации и помочь ВАДА.

В комментариях на sports.ru можно встретить недоумённые вопросы: зачем Кремль так остервенело держится за эту базу данных, если она касается старых нарушений и, главное, если это сопряжено с унизительными для страны санкциями?

На этот вопрос легко ответить. Помочь ВАДА с аутентичной версией базы - значит, не только признаться в собственном мошенничестве, но и подставить ещё незапятнанные имена действующих героев, среди которых могут быть нынешние депутаты и чиновники. Теоретически, в базе могут фигурировать футболисты сборной России, что ставит под вопрос легитимность итогов ЧМ-2018 (а это очень чувствительная для Кремля тема). Наконец - и это главное - аутентичная база будет означать полное признание всех показаний ненавистного Родченкова, и, говоря шире, проявление слабости, капитуляцию перед врагом в лице ВАДА.

В этом смысле российским властям проще терпеть Чайковского и снижение спортивных результатов (5-е место в Токио с 20 золотыми - это близко к провалу), чем признаваться в содеянном. Тем более, что домохозяйкам можно дурить головы триколором на форме и русофобским заговором в художественной гимнастике.

Ну и что дальше?

Уже сейчас с большой долей вероятности можно предположить, что через год мы станем зрителями нового сезона сериала под названием "Политизация спорта в целях сдерживания России". Содержание этого сезона тоже угадать несложно: ВАДА будет неудовлетворено результатами расследования, РусАДА будет ссылаться на то, что ни один запрос из Монреаля не остался без ответа.

Ситуацию усугубляет тот факт, что ни ВАДА, ни международные федерации не рискуют начинать серьёзные дисциплинарные кейсы на основе крайне скудных, неполных и не вполне легально полученных доказательств. Никому не хочется проиграть в КАС лишь потому, что мошенники смогли хорошо спрятать улики.

Поэтому вполне возможно, что статус несоответствия РусАДА будет продлён ещё на какое-то время, скорее всего - со смягчением каких-то санкций в отношении российского спорта в целом. Такой вариант, по крайней мере, позволит ВАДА сохранить лицо перед изрядно выматывающими "этонемы" и "авыдокажите".

Самое худшее, что могло произойти с российскими властями (понятно, что никакое РусАДА фактически в этом процессе не участвует), уже произошло. КАС открытым текстом написал, что именно власти "подрывали антидопинговую систему самым циничным и изощренным образом". Хуже уже точно не будет: даже если арбитры в Лозанне вновь согласятся с ВАДА, они всего лишь констатируют продолжающуюся зависимость РусАДА от государства и его неспособность выполнять решения КАС. Эта формулировка вряд ли подстегнёт Кремль к каким-то конструктивным шагам.

Самое же главное - восстановление справедливости через наказание 145 читеров и перераспределение украденных ими титулов - сейчас видится очень проблематичным. Как я уже когда-то писал, бандиты в противостоянии с цивилизацией успешно используют её механизмы (состязательность, высокие стандарты доказывания, право на защиту и т.д.), при этом сами бандиты не связаны никакими условиями и ограничениями.

Впрочем, эпопея с базой ЛИМС - лишь один из многочисленных примеров этого феномена.