2 мин.

Дело Валиевой: зачем стране нужно дееспособное РусАДА

Итак, что выяснилось по делу фигуристки Валиевой?

Сразу отмечаю, что вся информация оказалась в доступе только благодаря преждевременной утечке в СМИ: согласно новой редакции Кодекса ВАДА, о деле вообще могли ничего не сообщать, так как спортсменке нет 18 лет.

Оказывается, декабрьская проба была взята не ИСУ, как я изначально предполагал, а РусАДА - во время ЧР в Питере. Но тестировала пробу шведская лаборатория, которая нашла следы триметазидина (классифицирован как S4. Гормональные и метаболические модуляторы). Об этом было сообщено 8 февраля - когда Игры шли уже полным ходом.

РусАДА, получив эту информацию, налагает на Валиеву временное отстранение (это происходит автоматически), которое Валиева успешно обжаловала в Дисциплинарном комитете РусАДА (кто бы сомневался). Любопытно было бы почитать текст этого документа.

Однако с этим решением вправе не согласиться и оспорить его следующие стороны: ВАДА, ИСУ и МОК. Как минимум МОК такой возможностью воспользовался.

Важно: сейчас в КАС будет решаться вопрос исключительно о временном отстранении Валиевой, а не о санкциях за допинг или даже не о виновности спортсменки.

По сути, это похоже на заседание суда по вопросу об избрании подозреваемому меры пресечения: ходить ему на свободе до основного суда или нет? Но нужно помнить: если Валиеву допустить к Играм, а впоследствии она будет признана виновной, то придется отменять все соревнования с ее участием.

С другой стороны, поскольку дело находится в юрисдикции РусАДА, есть огромная вероятность, что Валиева будет оправдана (по крайней мере, по первой инстанции). Арбитры КАС тоже могут это учитывать, и тогда отстранение может привести к неосновательному пропуску спортсменкой Игр.

Ну и самое главное: предполагаемое нарушение антидопинговых правил опять фиксируется не российской стороной (как должно быть), а доводится до конечного решения международными структурами. Вот почему в стране нужно дееспособное Агентство - когда-то ЮСАДА не побоялось выпилить накануне афинской Олимпиады целую когорту звездных легкоатлетов США.

РусАДа же по-прежнему делает то, что считает выгодным государству.

Между прочим, если бы РусАДА полноценно функционировало и в России была своя аккредитованная лаборатория, то ситуация могла уже закончиться в пользу Валиевой: дали бы месяц бана (учитывая непреднамеренность и возраст) , чтобы она уже отбыла наказание к ОИ. Но теперь такой возможности нет.

Ну и, конечно, отдельного упоминания заслуживает идиотизм чиновников-врачей-тренеров, которые после дела Сергеевой (забанена за то же вещество в Пхенчхане) умудрились влипнуть снова.