1 мин.

Как спорт стал одним из главных средств борьбы с агрессором

Около двух лет назад я опубликовал этот текст, суть которого сводилась к тому, что именно в спорте (в отличие от политики и экономики) санкции являются по-настоящему эффективными. В спорте нет Совбеза ООН с его уродливым рудиментом в виде права вето пятёрки избранных государств. Ядерное оружие мало способствует решению спортивных задач. Кроме того, спорт по сути своей универсален и не терпит раскола.

Тотальный бойкот в спорте преодолеть невозможно, поскольку невозможно соревноваться с самим собой или заставить соревноваться с собой других.

В спорте почти нереально применить контрсанкции, которые нанесли бы источнику санкций сопоставимый ущерб.

Наконец, любой тезис о спортивной самодостаточности или спортивном импортозамещении изначально выглядит глупо, поэтому возможности пропаганды здесь тоже ограничены.

Эта особенность спорта наглядно проявляется прямо сейчас, когда украинский народ героически противостоит жестокой агрессии. Украину поддерживает весь мир (и даже в России ей сочувствует большинство разумных людей), но помочь ей в военном отношении практически нереально. Экономические санкции скажутся значительно позже, да и масштабы их всё-таки приходится соотносить с собственными убытками.

Вот и получается, что чуть ли не единственная сфера, где наказать агрессора можно жестоко и безболезненно для себя - это спорт. Отобранный финал Лиги чемпионов - огромный удар, на который Кремлю просто нечем ответить. Сорванный этап кубка мира по фристайлу - тоже. Впереди десятки других отобранных турниров, лишение флага и гимна и даже возможное отстранение россиян от мирового спортивного движения.

Это, конечно, не будет иметь прямого защитного эффекта: прямо сейчас Украине нужны другие виды помощи. Но эти меры дают ощущение колоссального морального превосходства над агрессором, заодно отнимая у него возможность использовать спорт для сохранения остатков своей репутации.

Спорт, конечно, посол мира. Но он вполне может пригодиться и на войне.