Самое интересное из решения CAS по делу Валиевой: споры о юрисдикции, видео с дедушкой, публичная порка WADA
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
С наслаждением прочитал решение КАС о допуске Валиевой к Играм (точнее, об отклонении апелляций ВАДА, ИСУ и МОК).
Это – образец взвешенного и разумного подхода, который ярко демонстрирует активную роль правосудия в спортивных спорах. Повторяя общеизвестное, отмечу и то, что бросилось в глаза как относительно свежее.
Сначала – как развивались события до КАС.
При сдаче пробы в ходе чемпионата России (25 декабря 2021 года) Валиева указала, что принимает три препарата (из-за почерка сначала разобрать удалось l-карнитин и гипоксен). Потом расшифровали супрадин.
Неблагоприятный результат анализа (С4. Гормоны и модуляторы метаболизма/триметазидин) был выдан лабораторией 7 февраля – как раз в день участия Валиевой в командном зачете.
Концентрация триметазидина составила 2,1 нг/мл – это однократное применение 35 мг минимум за 5-7 дней до соревнований.
РусАДА тут же наложило временное отстранение, но 9 февраля 2022 года в 16.30 мск Дисциплинарный комитет Агентства удовлетворил ходатайство Валиевой об отмене отстранения. Видеозаписи заседания (даже они!) были направлены всем сторонам, а 11 февраля – и переведенное на английский язык решение.
Любопытно, что РусАДА на слушаниях попросило дисциплинарный комитет оставить свое решение об отстранении в силе, а потом на слушаниях в КАС даже бравировало этим фактом.
Валиева, кроме 26 декабря, проверялась 30 октября, 13 января и 7 февраля. Там – всё чисто.
Почему ДК РусАДА снял отстранение? Потому что эксперты поддержали Валиеву:
-врач Жолинский сообщил, что триметазидин требует рецепта, терапевтический эффект требует регулярного приема, запрещен к применению у детей, вещество вызывает побочные эффекты в виде головокружения.
-врач Безуглов сослался на исследования поляков: концентрация 2 нг/мл потребует однократного применения, то есть курса не было.
-смотрели и видеозапись: дед Валиевой показывает пачку с лекарством. Как в рекламе.
В итоге ДК ссылается на единственную спасительную статью в российских антидопинговых правилах (РАДП): если имел место зараженный продукт (на этикетке и в интернете нет информации о присутствии в нем допинга), это влечет снятие временного отстранения, а так как Валиевой менее 16 лет – то стандарт доказывания для нее даже меньше баланса вероятностей (а именно – «разумная возможность»).
Вывод: низкая концентрация запрещенной субстанции в сочетании с тремя отрицательными пробами означают, что Валиева не принимала триметазидин в качестве курса достижения терапевтического эффекта и улучшения спортивных результатов.
+ технический предел обнаружения триметазидина в лабораториях – 10 нг/мл, а здесь каким-то образом увидели 2,1 нг/мл, то есть лаборатория могла ошибиться.
+ явная непропорциональность отстранения из-за возможного непоправимого вреда спортсменке.
Теперь что интересного было в КАС.
Олимпийские комитеты США и Канады попросили дать им на слушаниях статус «молчаливых наблюдателей». И получили отказ, т.к. не предусмотрено регламентом. Также было отказано в участии ДК РусАДА – не положено.
Онлайн-слушания (вместо гибридных, то есть с участием вживую) проводились по требованию стороны Валиевой (точнее, она не дала согласие на офлайн).
Сторона Валиевой была против Бенца как председателя (т.к. он американский фигурист в прошлом), а также против юрисдикции выездной панели КАС и против ускоренного рассмотрения. По всем пунктам адвокатов корректно послали.
Теперь основные доводы сторон. Там масса интересного.
Доводы МОК: он скорее был не против допуска Валиевой к Играм. Но хотел, чтобы допуск подтвердился на более высоком – арбитражном – уровне.
ВАДА: факт случайного приема запрещенной субстанции нужно доказать, а не просто объяснить, а у Валиевой всё построено на «скорее всего» (об этом «скорее всего» – ниже). У деда нет рецепта, чеков, медицинских записей. Поэтому ВАДА просило сохранить отстранение.
ИСУ: ДК РусАДА произвольно создал новый стандарт доказывания – «разумная возможность», тогда как все документы четко говорят о балансе вероятностей. У версии Валиевой – чистые предположения. Поэтому нужно сохранить отстранение.
РусАДА: у Валиевой было мало времени для доказательств, и, вообще-то, она их не представила. Но сейчас у нее было больше времени, так что посмотрим. За действия нашего дисциплинарного комитета не отвечаем, полностью доверяем суду (помните бургомистра из «Тот самый Мюнхгаузен»?)
Валиева:
-МОК и ВАДА прислали свои апелляции, даже еще не видя оспариваемого решения ДК – это все, что нужно знать об их объективности. Поскольку я защищенное лицо – я не обязана предоставлять фактические обстоятельства случайного употребления загрязненного продукта. Я еще ребенок.
-в статье 9.4.3. российских правил действительно употребляется оборот «скорее всего» – это и есть разумная возможность, а не комфортная уверенность. Я «скорее всего» случайно выпила дедушкино лекарство.
-временное отстранение не является карательной мерой, но в данных обстоятельствах оно фактически приобретает признаки дисквалификации.
-пропорциональность: даже заявители (ВАДА, МОК и ИСУ) не утверждают, что я имею какое-то несправедливое преимущество перед конкурентками, то есть от моего участия их интересы не пострадают, а вот мои интересы от отстранения – еще как.
ОКР: лаборатория нарушила стандарты тестирования, поставив Валиеву в цейтнот, в таких условиях нельзя требовать соблюдения каких-то стандартов доказывания. Мы запросили экспертов: сразу три автора проекта кодекса ВАДА подтверждают, что в Кодексе ВАДА есть упущение – пробел в отношении особых прав защищенных лиц при их временном отстранении.
Теперь – как рассуждал КАС:
В АДК и российских правилах зафиксирован особый статус защищенных лиц – это аксиома. Но есть и разница в формулировках: в РАДП говорится «скорее всего» использование загрязненного продукта. В АДК «скорее всего» нет, там «вероятно» использование загрязненного продукта.
КАС считает, что, по всей видимости, это просто ошибка при переводе. Помните – в законе важна каждая запятая.
В АДК явный непреднамеренный пробел: он предусматривает снятие временного отстранения с взрослых (когда есть вероятность оправдания или наказания без дисквалификации), но не предусматривает такого для детей. + Нельзя согласиться, чтобы временное отстранение было дольше, чем потенциальный дисквал, а в случае с Валиевой это вполне возможно.
Необходимо учитывать: пропорциональность, непоправимые последствия, цейтнот по времени, скорее всего – грозящее Валиевой небольшое наказание.
Все три заявителя должны были продемонстрировать существенный ущерб от оспариваемого решения. Они этого не сделали.
ВАДА говорит, что 20 дней для анализа пробы – просто рекомендация, а не обязательное требование. Это тревожно и контрастирует с жесткостью правил в отношении спортсменов. Создатели правил должны начать с себя.
КАС не предрешает итоги будущего разбирательства, но считает, что версия защиты достаточно правдоподобна, чтобы снять отстранение.
Еще раз: не чтобы оправдать, а чтобы снять отстранение.
И вообще, вот она, квинтэссенция решения: логичнее допустить Валиеву к Играм и потом отнять у нее медаль, чем не допустить и потом оправдать.
Как-то так))
Если порог тестирования 10 нг, как они вообще 2.1 обнаружили?
Это самый сложный пункт в решении КАС, поскольку понятие "всё возможное" является сугубо оценочным.
РусАДА в лице еще Буханова подчеркивало: мы к этой базе МАДЛ никакого отношения не имеем, поэтому фактически выступаем просто ретранслятором писем и запросов ВАДА в государственные органы.
И то правда: не пойдет же несчастное РусАДА в администрацию президента, в Минспорта и в следственный комитет РФ, чтобы грохнуть там кулаком по столу и потребовать аутентичную базу. Его там просто на куски порвут за такую наглость, пример с Ганусом очень свеж.
Ну и с защищенными лицами надо что-то делать, я понимаю позицию ВАДА по этому поводу
У CAS нет формальной юридической власти вне текущего рассматриваемого вопроса (сегодня - временного отстранения Камилы), и все их уколы в адрес WADA могут показаться несущественной болтовнёй. Но если найдутся люди, которые раздуют скандал и потребуют реформирования WADA, все эти пункты станут очень существенным аргументом, который нельзя будет списать на заинтересованность инициаторов. И если среди наших чиновников найдутся такие люди, значит, они не просто так существуют за казённый счёт.
И заодно привлечь бы кого надо по всей строгости за сливы о защищённом лице.
Вам, Медведь, - большое спасибо за разбор. Я прочитал протокол, но какие-то важные нюансы упустил.
Добавлю только, что концентрация в пределах погрешности пока проходит лишь по разряду заявлений защиты. Но если это подтвердится, то это однозначно косяк лаборатории (или процедур, которым они следуют), и вкупе с последовавшим давлением и травлей, лишивших фаворитку игр возможности подготовиться к выступлению, это может стать очень серьёзным поводом для реформирования WADA.
Потому что сейчас это - патологоанатом, у которого каждое вскрытие выявляет, что пациент умер от вскрытия.
Вот отсылка на статью 2014 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24913825/, там заявлено от 0,5 нг/мл, сейчас нижний порог может быть ниже.
2 нг/мл как сказали это таблетка несколько дней назад, на пыль и прочие остатки в стакане совсем не похоже. Может быть случайный прием (перепутала таблетки), но Валиева об этом не говорит.
Когда этот же министр пишет в своей докторской диссертации, что в основе его методологии - оценка достоверности исторических фактов в зависимости от того, выгодно это России или нет, хочется провалиться под землю от стыда.
Автоматически аннулируют результат Валиевой на чемпионате России и решат не аннулировать ее выступление в Пекине.
И тут главный вопрос: как поведут себя МОК, ВАДА, ИСУ и федерации стран, занявших в командных соревнованиях места с 2-го по 4-е. Скорее всего, кто-то обратится в КАС.
По мне так судя по тому что твориться в федерации, все эти скандалы с составом команд, одна история с дочкой Этери чего стоит, грызня за государственные деньги и спонсорские контракты, вот вообще ни разу не удивлюсь если в прессу слили информацию именно кто-то из российской федерации.
Но даже и это не важно, я не представляю как МОК могла бы попытаться кулуарно разобрать это дело? Нужно было сделать вид , что не было ничего? Но у них же хрустального шара нет, они не знают "был ли дедушка", а с другой стороны помимо Валиевой есть и другие, чистые спортсмены, которые нуждаются в защите и гнилая репутация российского спорта.
При самых неудачных раскладах, по результатам расследования, получится, что МОК знал о положительной пробе, но ничего не сделал? Вот МОК решил и подстраховаться, передать бремя ответственности за принятие решения суду.
Не вижу никаких отвратительных действий МОК, всё как раз логично, достаточно выбросить из головы догму, о том что все нас ненавидят
сегодня, 11:28
+2
Ответ на комментарий пользователя Olga Klimanova
Российский эксперт либо ошибается, либо намерено вводит в заблуждение по поводу 10 ng/ml. Это не технический предел обнаружения, а Minimum Required Performance Level (https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/td2022mrpl_v1.0_final_eng.pdf) - требование качества для лаборатории по определению вещества. Т.е. если лаборатория может на своем оборудовании определить концентрации триметазидина ниже 10 ng/ml, то она будет допущена к его анализу. А технический предел обнаружения зависит от метода (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24913825/). Если это gas chromatography-mass spectrometry (GC-MS), то предел 50 ng/ml, а если liquid chromatography-tandem mass spectrometry (LC-MS/MS) - то уже 0.5 ng/ml.
з.ы Кстате, Медведь, расскажи-ка другую вещь. Вернут ли флаг и гимн (хотя и нынешний РОК и Чайковский норм), ну и восстановят ли московскую лабораторию, или до восстановления там как луны?
____________________________
Если бы это опубликовали сразу (и нормально перевели на аглицкий) то воя было бы меньше.
Но они только за бюджетные деньги через рашутудей могут покупать маргинальных "журналистов" англоговорящих, которых кроме шизанутых неомарксистов и подобной швали там никто не знает и мнением не интересуется.
Поэтому в данной ситуации Валиевой особо терять нечего, хуже точно не будет. Если проба Б не покажет запрещенной субстанции - полное оправдание. Покажет - НАДП, и тут всё сведётся к определению формы вины и вида санкции.
Я практически уверен в окончательном исходе ее кейса, интерес представляет только один вопрос - что будет с медалью в команднике.
chemi
сегодня, 11:28
+2
Ответ на комментарий пользователя Olga Klimanova
Российский эксперт либо ошибается, либо намерено вводит в заблуждение по поводу 10 ng/ml. Это не технический предел обнаружения, а Minimum Required Performance Level (https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/td2022mrpl_v1.0_final_eng.pdf) - требование качества для лаборатории по определению вещества. Т.е. если лаборатория может на своем оборудовании определить концентрации триметазидина ниже 10 ng/ml, то она будет допущена к его анализу. А технический предел обнаружения зависит от метода (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24913825/). Если это gas chromatography-mass spectrometry (GC-MS), то предел 50 ng/ml, а если liquid chromatography-tandem mass spectrometry (LC-MS/MS) - то уже 0.5 ng/ml.
Он тут, намедни, выпустил короткий, но весьма занимательный репортажик.
Во-первых, прием триметазидина (курс/однократно, доза, и т.д.) можно надежно проверить по волосам. Так что, ждем постриженую налысо Валиеву?
И, во-вторых, у Гипоксена, который Валиева тоже принимала, есть очевидный допинговый эффект, доказанный исследованиями прямо-таки рассийских ученых. Так что, скоро во всех списках ВАДА, и новые вопли про русофобию?
А, да. Формально по теме поста: Хайо решение КАС полностью одобряэ, даже называет "мудрым", и довольно презрительно фыркает и на ВАДА, и на МОК. Валиеву -- жалеет.
Он всегда был, есть и будет, причем у всех стран